РЕЧЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с общим недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранным интеллектом отрицательно влияет на развитие слухового восприятия, чувства ритма и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Речевое музицирование (ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями) представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий. Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.
Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор считается новаторской.
Идеи Орф-педагогики свое современное продолжение получили в программе Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»
Взяв за основу речевые игры из программы Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», мы разработали систему игр для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В речевом музицировании активно применяем «звучащие жесты» и игру на музыкальных инструментах. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала, так как «звучащие жесты» являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства у детей, которое развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Уже в младшем дошкольном возрасте используем речевые игры, текст которых, как правило, декламирует взрослый, а дети сопровождают речь «звучащими жестами», движениями («Зайчик», «Тра-та-та», «Разговоры», «Рева», «Тюшки – тютюшки» и др.). В средней группе речевые игры декламируем не только со «звучащими жестами», но и используем для аккомпанемента шумовые музыкальные инструменты («Зайчик», «Фокус-покус», «Колокольцы», «Комары и мошки», «Вышли мышки» и др.)
В старшем дошкольном возрасте речевые игры усложняются до диалога, театрализованных сценок («Сорок грошей», «Тра-та-та», «Кто взял ключи от буфета?», «Тутти-фрути рондо» и др.)
Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях, способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.
Большую роль в развитии чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации речи с движениями играют пальчиковые игры. Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используем короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Взрослый проговаривает текст выразительно, с несколько утрированной интонацией и жестовым сопровождением. Дети, сопровождая жестами речь взрослого, проговаривают текст по желанию и своим возможностям.
В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняем, жесты при этом становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково - речевой театр. («Четыре таракана», «Улитка», «Маланья», «Мышонок», «Вышли пальцы танцевать», «Пять обезьянок» и др.)
Для развития внимания, быстроты реакции, координации слуха, координации речи и движения широко используем в своей практике ритмодекламацию. Название «ритмодекламация» подчеркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого интонирования.
Почему же ритмодекламация так нравится всем детям, почему даже не поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Во-первых - это интересно и необычно. Декламировать можно как яркие самобытные тексты, так и потешки, скороговорки, мировой музыкальный детский фольклор и т.д.
Во-вторых - это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на уровень развития вокально-слуховой координации и певческого диапазона. Даже дети со слабой координацией слуха с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе.
Ритмодекламации представлены множеством форм:
унисонных («Все для мамы», «Зонтик», «Фея», «Отчего весна пришла?», «Федорино горе», «Варим борщ»);
диалогических («Кто взял печенье?», «Бездомная кошка», «Снеговики»);
с куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», «Фамилии»);
многоголосных.
Для решения коррекционных задач очень важна и значима взаимосвязь и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения. Хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на музыкальном инструменте, поэтому речевые игры могут быть использованы педагогами ДОУ в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, речевое музицирование ориентировано на развитие ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого развития.
Литература:
«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»
Т. Э. Тютюнникова. Москва 2005
«Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова. Издательство «КАРО»
Санкт – Петербург. 2009г
«Звуки, ритмы и слова» Т. Боровик. Минск. Книжный дом. 1999 г.