ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕННИЙ ЛЕС»
Родителям рекомендуется:
Рассказать о том, что происходит в лесу осенью, об осенних хлопотах обитателей леса.
Закреплять и систематизировать знания о деревьях, о грибах, о ягодах, их видах, названиях, особенностях их строения.
Потренируйте ребенка в узнавании деревьев и кустарников, грибов, ягод по характерным особенностям.
Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылкам:
https://yandex.ru/video/preview/13681941713136609367;
https://yandex.ru/video/preview/13482779060082030357;
https://www.youtube.com/watch?v=bzRmeEyjaqg&feature=emb_err_woyt.
Словарь существительных: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, тополь, рябина, липа, осина, клён, сосна, ель, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки, малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина, лес, поляна, куст, варенье, компот, джем, повидло, сок, гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опята, грузди, мухомор, поганка, сыроежка, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, корзина, грибник и т.д.
Словарь прилагательных: желтый, красный, сухой, мокрый, холодный, осенний, пасмурный, золотая, моросящий, проливной, лиственные, хвойные, березовый, осиновый съедобный, несъедобный, ядовитый; крупная, спелая, вкусная, сочная, сладкая, ароматная, белый, красный, рыжий, маленький, большой и т.д.
Глагольный словарь: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, моросить, срывать, хмуриться, облетать, расти, ломать, охранять, собирать, гулять, сушить, солить, мариновать и т.д.
Словарь наречий: вкусно, сочно, полезно, кисло, сладко, ароматно, рядом, далеко, близко и т.д.
Поиграйте с ребёнком:
«Один-много».
Один гриб – много грибов (лисичка, груздь, мухомор, ягода, куст, дерево, ветка, косточка, корзина).
2. «Назови блюда правильно».
Салат из грибов (какой?) — грибной (суп из грибов, компот из ягод, пирог из ягод).
3. «Два и пять».
Две сыроежки, пять сыроежек (береза, дуб, рябина, мухомор, груздь, ягода, брусника, костяника)
4. «Что лишнее и почему?».
Шампиньон, сыроежка, шишка, опята.
Мухомор, подосиновик, малина, груздь.
Подберёзовик, поганка, лисички, опята.
5. «Скажи наоборот».
Высокая ножка – низкая ножка, толстая ножка – тонкая ножка, съедобный гриб – несъедобный гриб, большой лист – маленький лист.
6. «Подбери признаки» (не менее трех признаков).
Черника (какая?) - …(ствол, лист, мухомор, дерево, куст, пень).
7. «Подбери действия» (не менее трех действий).
Клюква (что делает?) - …(гриб, дерево, ветер, дождь, листопад).
8. «Есть – нет».
Ягода – нет ягоды (куст, дерево, ветка, косточка, корзина, пень, иголка, корень, сосна, клен, хвоя).
9. «Какая ветка?».
У березы ветка – березовая (у осины, у дуба, у ели, у сосны, у ивы).
10. «Угадай, кто?». Кто это сделал Коля или Оля? Повтори всё предложение.
… собирал листья. …нашла грибы.
…любила дожди. …увидел тучи.
…промок под дождём. …увидела жёлтый лист.
11. Прослушать рассказ и ответить на вопросы. Пересказать.
Лес осенью.
Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо – тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Вопросы:
1) О каком времени года говорится в рассказе?
2) Какого цвета лес был летом?
3) Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?
4) Какого цвета стали осины осенью?
5) Какие деревья не изменили своего цвета?
6) Как кружатся листья в воздухе?
12. Почитайте детям. «Сказка о том, как Осень березку одарила».
Прошло Лето, и Осень засобиралась в дорогу. Собиралась она и думала, как встретит ее природа? Ведь Лето так щедро одарило природу зеленью и цветами, солнышком и теплыми днями. «А мне нужно подготовить землю к суровой зиме и хочется сделать это мягко и красиво», — размышляла Осень. Решила она подарить миру вместо летнего зеленого цвета множество ярких и красивых цветов, чтобы запомнили ее не холодной и дождливой, а яркой и красивой. А еще тому, кто встретится ей на дороге первым, решила она подарить что-то особенное. Взяла она яркие краски и отправилась в путь.
Вышла Осень на пригорок и тут же повстречалась со скромницей березкой. Стояла она и протягивала свои тонкие веточки навстречу Осени, словно приглашала в гости. Понравилась Осени березка своей скромностью и приветливостью. Вот и решила она выполнить свое обещание, да к тому же сделать ее своей помощницей.
— За то, что приветливо встретила меня, подарю я тебе не один красивый наряд, а сразу два. Будешь выбирать, в какой нарядиться. Один сарафан снизу желтый, а сверху зеленый. Если его наденешь, приду я с дождями да холодом. Если же нарядишься в другой наряд, на котором желтые да зеленые листочки вперемешку, одарю землю солнышком да теплом. Как выберешь, так и будет. Люди, что смотреть на твои осенние наряды будут, не раз спасибо скажут за подсказку.
Поблагодарила ее березка, в пояс поклонилась. Улыбнулась в ответ Осень и дальше пошла, красоту миру дарить. С тех пор люди, что внимательно следили за тем, как природа меняется, стали к березке ходить погоду узнавать.
13. Посмотрите вместе с детьми:
https://yandex.ru/video/preview/18197131283641250590
https://yandex.ru/video/preview/3500595628132806438
https://yandex.ru/video/preview/8934068864850975309