Рекомендации по работе с детьми по речевому развитию
«Роль сказки в речевом развитии дошкольников»
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир,
может одарить его воображение
и научить не воспринимать окружающее».
Д.Родари.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребёнка. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения.
Сказки делятся на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, истории о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 7ачиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевичами, Солдатами и пр. чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт Мир. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию осуществляют следующие основные виды деятельности детей:
Слушание и запоминание сказок.
Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
Рисование сказок.
Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Педагоги дошкольных учреждений должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.
Воспитатель должен сам:
правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;
уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;
видеть и исправлять характер движений у детей;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и воспитанников;
слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
С помощью волшебной сказки, возможно, проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.