Климова Виктория Александровна
ДОКЛАД
ТЕМА: « Решение вопросов организации учебного процесса в рамках современных требований к преподаванию общепрофессиональных учебных дисциплин (из опыта работы)».
Качество системы образования не может быть выше качества
работающих в ней учителей
М.Барбер
ГБПОУ «Донецкий строительный техникум» - образовательное учреждение, обеспечивающее подготовку квалифицированных рабочих в соответствии с современными требованиями рынка труда и общества в Донецком регионе.
Потребность в квалифицированных рабочих в нашей Донецкой Народной Республике растет с каждым годом. Однако в последнее время заметен низкий уровень знаний студентов, вызванный как проблемами самих образовательных учреждений, так и слабой подготовкой выпускников школ. Подросло поколение, которое великолепно научилось нажимать кнопки ноутбуков и планшетов, но не способно правильно прочесть, понять и проанализировать хотя бы несколько абзацев текста подряд. Многие студенты, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители не имеют образования и ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний, продолжение обучения.
Общепрофессиональные учебные дисциплины являются движущей силой всех дисциплин профессионального цикла. Освоение студентами дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов напрямую зависит от качества образования по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла. В каком состоянии учебные познания наших студентов говорят мониторинги всех уровней: директорские контрольные срезы, результаты промежуточной аттестации, результаты ГИА. Попытаемся разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости студентов по учебным дисциплинам.
Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.
Основные причины низкого качества знаний студентов, как подсказывает опыт, следующие:
отсутствие мотивации;
низкие способности;
педагогическая запущенность студентов;
отсутствие должного контроля со стороны родителей;
уровень подготовленности студентов в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность студентов;
недостаточная проработка сложных тем по учебной дисциплине.
Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих студентов, столько и разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости невозможно устранить и вовсе.
Начнем с рассмотрения мотивации студентов. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность и побуждающий студента учиться. Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У студентов, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Поэтому я считаю очень важным и нужным для каждого педагога уделять необходимое внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего студенту нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Следующая причина – низкие способности многих студентов. У студентов с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.
Слабые студенты по сравнению с сильными не умеют учиться и задания им непонятны и часто непосильны. Если группа состоит из студентов с разными способностями, то там нужно учиться работать и преподавателю и студентам. Преподавателю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные студенты всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым студентам нужно больше внимания и преподаватель проводит с этой малой группой намного больше времени.
Всем известно, что результаты качественного обучения общеобразовательных дисциплин (программы 10 -11 классов) зависят напрямую от их подготовленности в младшей и средней школе. К примеру: как можно научить студентов группы по профессии 19.01.17 Повар, кондитер составлять калькуляцию, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие студенты ещё и плохо читают.
Если встречаются студенты с такими элементарными незнаниями, нужно немедленно приступить к коррекции и строгому отслеживанию плохо усвоенных тем. Необходимо также спланировать работу с отстающими студентами. Очень эффективно организовать отслеживание не усвоенных тем. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время, а также организация работы консультантов - студентов на уроках. Эффективна мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, но часто родители идут на поводу у детей, очень редко контролируют выполнение домашних заданий и весь процесс воспитания и обучения перекладывают на преподавателя и мастера производственного обучения.
Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократного повторения.
Если говорить об ухудшении здоровья студентов, как одном из факторов снижения успеваемости, то необходимо заботится о его сохранении и планировать урок в соответствии с технологиями здоровьесбережения. Это не только разнообразие форм и методов, но и дозировка домашних заданий, смена поз студентов на уроках (работа в статических парах, в четверках, физкультурные минутки, движение во время игровых форм, проветривание учебного кабинета, использование наглядности на уроках). Все эти меры не новы, мы просто должны об этом думать каждый день, каждый урок и беречь здоровье студентов.
Низкий уровень знаний учебных дисциплин общеобразовательного цикла затрудняет усвоение ряда разделов курса дисциплин профессионального цикла. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение студентов производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении практических занятий.
Результаты обучения во многом зависят от преподавателя, его профессионализма, творческого дарования. Кроме того, хочется кратко остановиться на условия, в которых работает сейчас преподаватель: внедрение и изменение государственных образовательных стандартов приводит к непрерывному составлению и утверждению обновленных образовательных программ, разработке КИМ и КОС. Лучшие преподаватели из-за низкой заработной платы уходят из современной системы образования и предпочитают заниматься в других сферах производства. Это приводит к большой текучести кадров и нехватке преподавателей. А те, кто предпочитают работать в системе образования, находятся в состоянии постоянного стресса.
Рассмотрим, какие акценты надо делать на каждом этапе урока, чтобы все студенты усвоили изученный материал:
1) В процессе контроля за подготовленностью студентов.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у студентов наибольшие затруднения. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков студентами, выявлять причины отставания.
2) При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания студентами основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны студентов при затруднениях в усвоениях учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.
3) В ходе самостоятельной работы студентов на уроке.
Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивая их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4) При организации самостоятельной работы вне учебного кабинета.
Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать студентов о порядке выполнения работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами. Согласовать объем заданий с другими преподавателями, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих студентов.
При выборе дидактических мер группового подхода к неуспевающим студентам можно использовать следующие приемы работы.
1) В процессе контроля за подготовленностью студентов можно применить такие меры группового подхода и помощи в обучении - снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешать использовать наглядные пособия, схемы, плакаты. Стимулировать оценкой, подбадривание похвалой.
2) При изложении нового материала:
- применять меры поддержания интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, актуальность), привлекать неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.
3) В ходе самостоятельной работы студентов на уроке:
- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, вьполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих студентов, указывать на сдвиги в деятельности.
На основе выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях, навыках и компетенциях студентов; организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
2. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых студентами, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать студентов общеучебным умениям и навыкам.
3. Нужно так организовывать учебный процесс и обучение студентов, чтобы вызвать и развить у них внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учёбе, способность применить полученные знания на практике и в дальнейшей трудовой деятельности.
7