Исакова Альфира Габдельбаровна
методист управления образования ИК ЗМР РТ
«Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках искусства, ИЗО и музыки»
Современное общество, быстро меняющийся поток информации требуют сегодня от каждого из нас умения быстро адаптироваться к новым условиям, быстро находить решения в проблемной ситуации, проявляя креативность, умение налаживать коммуникации с разными людьми.
Все более актуальным на сегодняшний день в образовательном процессе становится использование умение применять в обучении приемы и методы, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания нового знания, умения собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
Основными дидактическими принципами подхода являются:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте искусства в современном мире.
4. Принцип минимакса заключается в том, что учитель предлагает каждому обучающемуся содержание урока на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Таким образом, можно сформировать алгоритм учебных действий:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать или не совпадать с целью урока.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, план.
Оценочное действие – я умею! У меня все получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю что…. (формирование мировоззрения).
Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться.
Основная цель изучения предметов «Искусство», «Музыки» и «Мировая художественная культура» - развить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных и музыкальных образов.
Главная задача учителя искусства - помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений: увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; поставить цель и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации; планировать свою работу; выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем; развивать адекватную самооценку, формировать позитивную Я-концепцию (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развивать коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.
Для достижения учеником желаемых результатов в системно-деятельностном подходе применяется четыре типа уроков:
урок «открытия» нового знания;
урок рефлексии;
урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);
урок развивающего контроля.
Структура урока включает:
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности (орг. момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
5. Реализация построенного проекта.
Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковом в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем.
Развитие индивидуальных способностей каждого ученика должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время.
Разнообразные формы деятельности на уроках искусства, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать обучающимся личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, к жизни. Также предмет «Искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами.
В результате изучения на уроках художественно-эстетического цикла в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Таким образом, системно-деятельностный подход на уроках искусства части их духовной культуры, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве. Развивает художественные способности учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное), и зарубежное искусство раскрывается перед учащимися как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
И в заключении хочется сказать словами выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова очень хорошо отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.