СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе как один из способов повышения образовательных результатов условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

 

Просмотр содержимого документа
««Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе как один из способов повышения образовательных результатов условиях ФГОС»»

Система работы педагогической деятельности

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Как решить эту проблему? Как сформировать самостоятельную учебную деятельность обучающихся? Как научить детей учиться?

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Обучение через деятельностный подход предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности, конкретные способы деятельности, применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Все вышеизложенное является актуальным обоснованием моей темы по самообразованию : «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе как один из способов повышения образовательных результатов условиях ФГОС»

Цель работы:

- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.

Основные задачи.

- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.



Были намечены основные этапы по реализации задач:

  1. Первый этап – 2011 – 2012 г.г.:

Изучение литературы по теме исследования, анализ диагностик.

  1. Второй этап – 2012-2014г.г. – практический:

определение системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач;

разработка и создание базы дидактических и методических материалов, корректировка используемых методик.

  1. Третий этап – 2014 – 2015г.г.:

Обобщение и систематизация результатов педагогической деятельности, представление результатов на МО учителей начальных классов.

Мне как учителю, работающему в рамках Образовательной системы «Гармония», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляю путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.

Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения, по мнению Е.Л. Мельниковой даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы

- преемственности между различными ступенями образования;

- сделать учебный процесс единым и непрерывным;

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний

  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей

  • воспитание активной личности.

Для данной технологии обучения характерен путь познания «от ученика». Он предполагает школьнику свободу в проявлении мысли, в выборе варианта работы. Учитель подхватывает нужную мысль, «ведет» учеников в их поиске, стимулирует коллективную мыслительную деятельность.


На уроке открытия нового знания использую следующие виды диалога:

  • Постановки учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования):

- побуждающий от проблемной ситуации диалог

- подводящий к теме диалог

- сообщение темы с мотивирующим приемом

  • Поиска решения (это этап формулирования нового знания) :

- побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

- подводящий от проблемы диалог

- подводящий без проблемы диалог

С помощью диалога помогаю поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем с помощью диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. (Приложение 1)



Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

в) переживание учащимися субъективного открытия:

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Для формирования устойчивого познавательного интереса использую на уроках проблемные ситуации, способствующие выдвижению гипотезы с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.







Приемы создания проблемной ситуации:

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Приёмы развития активных мыслительных действий учащихся:

- ученик защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- задаёт вопросы, выясняя непонятное;

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

- выбирает задания повышенного уровня сложности, творческие;

- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий

Методы обучения — проблемные:

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

Формы организации учебного пространства:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парное взаимодействие

  • групповое взаимодействие

  • межгрупповое взаимодействие

Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:

а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")

б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы



Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода средствами УМК «Гармония».

Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения. Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.

В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в

четыре группы (по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову):

  • уроки открытия новых знаний;

  • уроки рефлексии;

  • уроки-тренинги;

  • уроки контроля.



Урок открытия новых знаний.

Основные этапы деятельностного метода

(структура урока открытия новых знаний).

Цель: формирование новых понятий.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

«Хочу, потому что смогу»

    • 1-2 минуты

    • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут

  • Возникновение проблемной ситуации.

3. Постановка учебной задачи.

Цель; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 минут

  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. « Открытие» детьми нового знания.

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения

проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

  • 7-8 минут

  • Способы: диалог, групповая или парная работа;

  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;

  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;

  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;

  • Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

  • Выполняется письменно;

  • Методы: самоконтроль, самооценка.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

  • 7-8 минут;

  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;

  • Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем надо поработать?

9. Домашнее задание.



Урок рефлексии.

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

  • выявление индивидуальных затруднений;

  • локализация места затруднения;

  • выявление причины затруднения;

  • самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;

  • анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.

Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:

  1. Во время организационного момента учитель устанавливает

тематические рамки повторяемого содержания.

  1. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная

самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением

полученных результатов с образцами.

  1. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и

фиксируют допущенные ими ошибки.

  1. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин

зафиксированных затруднений и построение проекта выхода их них.

Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором

допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.

  1. На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.

6. На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не

допустившие ошибок, выполняют творческое задание.

  1. Этап повторения проводится в соответствии с технологией.

  2. На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.



Уроки-тренинги

Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа.

В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.

Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и

систематизации знаний учащихся.

Структура уроков – тренингов.

  1. Постановка цели.

- Определение основных целей урока.

Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.

Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг,

берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал

поддержку, доброе отношение к нему.

  1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три

варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

  1. Работа в парах (четверках).

- Поочередное высказывание мнений.

- Обсуждение.

- Принятие общего решения.

Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой

деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают:

учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.

  1. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.

  2. Экспертная оценка учителя.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

  1. Самооценка.

Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь

идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может

включать 5 заданий.

  1. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.

В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается соответственно алгоритму

действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по теме. Пары или четверки

должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности.

Уроки контроля.

Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;

  • сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее

    • установленными критериями.

В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Приёмы создания проблемной ситуации.

Тип проблемной ситуации.

Тип противоречия.

Приёмы создания проблемной ситуации.

С удивлением.

Между двумя (или более)

положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.


Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.





Методы постановки учебной проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

















Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

(Примеры формулирования учебной проблемы в приложении № 2.)



Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Мотивирующие приёмы.

Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.



Методы решения учебной проблемы.

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение

к выдвижению

гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам:

- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?

К плану проверки:

- Как можно проверить гипотезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы)

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообщает аргумент или контраргумент.

Плана проверки



2. Подводящий к открытию знания диалог.

( См. Приложение № 5)



Виды продуктивных заданий.

Типы продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы урока.

Сразу после введения знаний:

- если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.

На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение.

Дома по желанию.





Выводы.

Итак, подведём итоги нашей работы. Мы выдвигали гипотезу, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Выдвинутая гипотеза доказана. Доказательством являются:

- позитивная динамика качества знаний учащихся

- участие обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах.

  1. Реализация программы УМК «Гармония» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

  2. В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

  3. УМК «Гармония» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.



6. Список литературы.

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: 2005.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.

5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.

7. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // – Вып.4. – М.: Баласс, 2000.