СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современных учеников сегодня нет сложности с поиском необходимой информации, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии, трудности вызывает неумение работать с этой информацией.

Просмотр содержимого документа
««Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания».»

  • Тема: «Реализация требований ФГОС второго поколения
    через активные методы обучения
    на уроках истории и обществознания».

Стандарты второго поколения меняют роль учителя и ученика в образовательном процессе. Такую возможность дают учителю АМО. Используя опыт своей работы, я бы хотела познакомить вас с тем как я использую активные методы обучения на свох уроках. Первый метод - Интегрирование в исследовательской деятельности учащихся, позволяющих добывать историю самостоятельно самому школьнику, примером такого интегрирования история + социология + информатика. Интегрирование должно быть заложено в самой теме школьного исследования. Для современных учеников сегодня нет сложности с поиском необходимой информации, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии, трудности вызывает неумение работать с этой информацией

  • Приведу конкретный пример Тема: « Социологический портрет декабристов в электронных таблицах» была поручена ученикам восьмых классов. Прежде всего на уроке обществознания было разработано понятие социологического портрета, опираясь на знания социологии, (в это время мы проходили социальную сферу жизни общества). На их основе были подготовлены графические таблицы с учетом возраста декабристов на момент восстания,- места рождения,-,- отношения к воинской службе, -участия в войне 1812 и в заграничном походе 1813-1814, семейного положения, -разряда наказаний. В таблице были учтены 120 декабристов, проходивших по следствию, признанных виновными и получивших то или иное наказание.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создать собирательный образ декабристов, их социального портрета для того, чтобы ответить на вопрос: кто же они были на самом деле?

Более впечатляющий образ результата этой работы создает экранный вариант, поэтому здесь необходимо применить навык составления электронных таблиц. Многое тогда наполняется более глубоким смыслом , а иногда и позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, приобщиться к проблемам « большой « исторической науки.

СХЕМА 1

1). Например, известная проблема среднего возраста декабристов. Можно долго убеждать учащихся в том, что это были молодые люди и ссылаться на данные маститого ученого, Лотмана 27 лет, ученики уточняют его данные 27,2.

Электронная таблица в виде возрастного графика ,по которому видны самые молодые и самые возрастные участники восстания , уже является научным « эксклюзивом» школьников исследователей. Это хорошо накладывается на идею личностно ориентированного подхода в общении с учениками.

СХЕМА 2

А какая губерния дала больше всего революционеров

СХЕМА 3

Отношения к воинской службе

СХЕМА 4

Из другой электронной таблицы видно, что в Отечественной войне 1812 года участвовало 20% будущих дворянских революционеров. « Все мы были детьми 1812 года» - фраза декабриста Н.Муравьева тоже нуждается в осмыслении. Ведь их можно назвать скорее духовными детьми, т.к. многие даже по возрасту не успели повоевать.

СХЕМА 5

- а вот в заграничном походе приняли участие уже 24% будущих декабристов. СХЕМА 6

Всего 54% декабристов были женаты, это тоже увязывается с возрастным фактором.

СХЕМА 7

Разряд наказаний

Подобного рода анализ не только дополняет знания учащихся по этой теме, но и позволяет использовать учителю исследования школьников в качестве учебного пособия на уроке.

В процессе этой работы учащиеся приобретают умения

  • Извлекать новые знания

  • Работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать

  • Способность самостоятельно выбирать и сочетать разные методы деятельности

  • Способность к критическому мышлению

При использовании таких методов в работе учителя истории больше шансов уйти от пропаганды какой-нибудь одной идеологии, от навязывания своего мнения учащимся, отойти от мифов к подлинной исторической науке.





Еще один пример АМО, который я использую Применение музыкально-песенного материала на уроках истории


Одним из наиболее удивительных способов заставить людей быстрее понимать и усваивать новые вещи является музыка. Люди учатся посредством музыки, и в процессе прослушивания развивается их умственный потенциал.i Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству.

Сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются еще в произведениях известных античных авторов.

Психологи отмечают, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный

эффект. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования музыкального искусства в обучении детей.

Еще одним важным эффектом музыкального влияния можно считать развитие эмпатии личности. «Эмпатия» рассматривается нами как определенная способность понимания и принятия человека человеком, способность сопереживать и сочувствовать окружающим, она может быть посредником в диалоге времен, учит понимать человека и сопереживать ему когда «чужие» эмоции, чувства, переживания становятся «своими». Слушая музыку, мы слушаем человека.ii

Одним из возможных способов использования музыки на уроке истории - это урок-игра между учащимися 9-х классов. Место данной игры в процессе обучения - выполнить функцию урока повторения и обобщения знаний по теме «Холодная война» и « железный занавес».

Цель занятия:

  • Активизировать интерес учащихся к изучению истории Советского периода

  • Познакомить молодых людей с богатым песенным наследием нашей страны

  • Научить применять свои знания в нестандартной ситуации

  • Научить выделять положительные и отрицательные черты одного явления, анализировать противоречивые исторические периоды

Думаю, вы согласитесь со мной в том, что познавать нашу историю можно с помощью богатого песенного материала, ведь именно при помощи песни можно понять, чем живет народ, во что он верит, к чему стремится, почувствовать дух времени. Это сложно современным школьникам, ведь они не застали времен Советского союза, им нечего вспомнить из истории этого, не такого и давнего периода нашей быстро меняющейся истории. Такая подача материала наполняет его эмоциональной окраской, информация обретает свой музыкальный ритм, развивается ассоциативное мышление. При работе с текстами поэтов -песенников учащиеся наполняются зрительными, слуховыми и осязательными впечатлениями, которые может вызвать только художественное произведение.

Песенный материал можно использовать на уроках повторения и обобщения, так и на уроках изучения нового материала, в исследовательской деятельности, при постановке проблемных вопросов. Например, изучая научные достижения СССР в 50—60-егоды при прослушивании песни « Знаете, каким он парнем был» ставится вопрос :

1.Герой песни

2.Событие

3.Дата события

4.Какое отношение имеет к теме нашей игры.

« Кто был этот парень, которого весь мир носил на руках и за какие заслуги?»

К теме: « Экономическое развитие СССР в 50-60-е годы» мы приступаем после прослушивания песни «Едем мы, друзья» отвечаем на вопросы:

1.Как называлась экономическая программа, упомянутая в песне 2.Дата ее начала

3.Политический деятель, которому было поручено проводить эту программу

4.Положительные и отрицательные последствия этой экономической программы

Тему «Жизнь советских людей после войны» можно начать изучать с прослушивания песни «Москвичи», далее следует вопрос: «Почему мир помнит Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой?, какая социальная проблема остро стояла перед нашей страной в 50-60-е годы?».

На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию информации, уточняются отдельные эпизоды.iii

Результат игры показал, что ребята хорошо справились с заданиями, они научились применять полученные знания в нестандартной ситуации, а значит учитель смог добиться поставленной цели. Одним из показателей положительного эффекта данного метода является то, что ученики после урока просят тексты данных песен, а положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей, активизируют деятельность не только обучающихся, но и преподавателя, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы.

Использование музыки в преподавании школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным.

















i Якушева Светлана Дмитриевна. Материалы международной заочной научно-практической конференции «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ».Москва. 2011.



ii Большунова Лариса Николаевна. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности. Новосибирск. 2000г. 226с.



iiiКухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.— М., 1990. – 162 с.



3