- Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Ведущий вебинара:
Спирина Ирина Олеговна
Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой в широком понимании входит в проблему становления общих художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста, что является очень актуальным. Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Под словесным творчеством «подразумевается деятельность детей возникшая под влиянием произведений художественной литературы и впечатлений от окружающей жизни выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок» Ушакова О.С.
- Исходя из того, что процесс формирования словесного творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства и впечатлений окружающий жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.
- Критерии и показатели словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Новизна продукта
Создание абсолютно нового продукта
Создание продукта с элементами новизны
Оригинальность продукта
Продукт полностью совпадает с образцом
Весь процесс деятельности сопровождался
Оригинальные решения присутствовали
поиском оригинальных решений
Оригинальность решения отсутствует
только в части деятельности
Гибкость в создании продукта
Присутствует во всех новых ситуациях
Присутствует только в понятных условиях
Вариативность создания продукта
Отсутствует
Ребенок предлагает несколько вариантов решения
Ребенок предлагает два варианта решения
Ребенок предлагает единственный вариант решения
Методика № 1 .
Автор Ушакова О.С.
Цель : выявить гибкость и вариативность словесного творчества детей.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог давал ребенку задания изменения слов, придумывание эпитетов, сравнений, антонимов и рифмы. Количественные показатели заносились в сводную таблицу.
1. Словоизменение.
Ребенку предлагалось изменить слово «сестра».
2. Придумывание эпитетов.
Воспитатель предлагает ребенку к слову «осень» подобрать как можно больше определений.
3. Придумывание сравнений. Выполнение этого задания показывало, насколько у ребенка развиты ассоциативные связи. После прочтения сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», ребенка спрашивали: «С чем можно сравнить сердце снежной королевы, а с чем Герды?».
4. Подбор антонимов.
Воспитатель предлагал подобрать слова противоположные по смыслу словам «грустный» и «чистый».
5. Подбор рифмы к слову.
Ребенку предлагалось подобрать рифмы к словам «тучка», «банка».
Методика № 2 .
Автор Ушакова О.С.
Цель : выявить новизну и оригинальность продукта речевой деятельности детей.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог спрашивал у ребенка, пробовал ли он сочинить рассказ, сказку или стихотворение и предлагал воспроизвести придуманное.
Задание оценивалось по следующим показателям:
- специфика жанра
- содержание, композиция, грамматическая правильность речи;
- выразительность языка;
Методика № 3
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить гибкость и вариативность продукта речевой деятельности детей .
Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог загадывал ребенку 3 загадки и просил объяснить метафоры и выделить сравнения. Количественные показатели заносились в свободную таблицу.
За деревьями, за кустами промелькнуло рыжее пламя.
Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара».
С дерева упали-
Костром пестрым стали
« Круглое, румяное,
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки»
Методика № 4
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить гибкость словесного творчества детей.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребёнком в свободное время.
Методика проведения: педагог спрашивал у ребёнка, что обозначают эти выражения
«Как в воду опущенный»
«Дать слово»
«Заячья губа»
«Надуть губы»
«В поте лица»
«Прибавить ходу»
I этап. Подготовительный
Цель: активизировать запас хорошо известных сказок, обогащать опыт детей знанием новых сказок, пробудить желание самостоятельно или с минимальной помощью взрослого рассказывать сказку полностью или какую то часть.
II этап. Основной.
Чтение знакомых сказок:
Беседы по прочитанным произведениям.
Цель: научить детей различным способам создания сказочных образов.
«Сивка бурка», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Заяц-хваста»
« Сравнение»
Ш. Перо «Фея», «Золушка»,
Цель: дать детям понятие о сравнении как о художественном приёме; учить выделять сравнение в поэтическом тексте; умение находить сравнения в прозаическом тексте.
Цель: научить детей выстраивать последовательность событий, характеризовать героев.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»
Занятия – беседы»
Словесное рисование при работе со сказками.
«Творчество А.Барто»
Занятия-беседы по сказкам «Гуси-лебеди», «Старый мороз и молодой Мороз», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок»
Цель: познакомить с новым видом литературы – поэзией и понятием поэт; развивать эмоциональную сферу.
Цель: познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста.
I этап. Подготовительный
II этап. Основной
«Рифма»
Цель: познакомить детей с понятием рифмы; развивать поэтический слух ребёнка, его поэтическое чутьё, чувство ритма.
Кукольный театр по сказке «Репка»
«Сказка»
Основные художественные особенности жанра сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
« Допиши сказку»
Цель: научить детей моделировать новые сюжетные линии
Цель: Познакомить детей со сказкой как жанром устного народного творчества.
Игра «Хорошо – плохо»
«Сказки Ю.Ковыля»
Создание детской авторской «Книги сказок»
Цель: развивать творческий потенциал детей; выяснить возможности детей как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования.
Цель: познакомить детей с особенностями жанра сказки; подготовить к выполнению творческого задания.
Цель: учить детей моделировать отношения противоположности; придумывать способы использования какого-либо сказочного предмета или объекта.
«Рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание»»
Занятие
«Сочиняем сказку»
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Ю.Ковыля; обратить внимание детей на необычный слог произведений писателя.
«Юмористические произведения для дошкольников»
Цель: на примере истории произошедшей с главным героем рассказа, учить детей выделять главную мысль произведения.
Цель: учить детей при создании собственных сказок правильно употреблять элементы сказочной поэтики.
« Чтение и запоминание докучных сказок »
Цель: учить детей понимать юмор.
Цель: познакомить детей с новым видом народной сказки-докучной; развивать внимание и память.
I этап. Подготовительный
II этап. Основной
Игра «Веселая бессмыслица»
Цель: учить детей словотворчеству путем приписывания нового содержания измененной форме.
Русская народная потешка «Темнота»
Игра «Узнай нас».
«Зимний вечер» по стихотворению А.С.Пушкина
Игра «Оживи ветер»
Цель: учить составлять сказку на основе потешки, используя готовое начало; закреплять умение объяснять значение пословиц и устойчивых фразеологизмов.
Цель: учить детей узнавать героев сказок по их описанию; развивать наблюдательность, умение в нужную минуту извлечь из памяти информацию.
Игра «Кто внимательнее»
Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений .
Цель: учить детей пользоваться приемом фантазирования – оживлением; развивать способность представлять объекты и явления ранее не встречавшиеся в жизни человека.
Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.
«Отец и сыновья» (из былей Л.Н.Толстого).
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: учить детей составлять совместно сказку на тему «А как дружим мы?», упражнять в подборе определений, объяснении фразеологизмов.
Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
«Хотела галка пить» (из былей Л.Н.Толстого )
Игра «Кто скажет по-другому»
Цель: развивать словесное творчество детей, внести новую ситуацию с целью усложнения задачи: вокруг не было ни одного камешка.
Цель: подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.
Слушание и чтение
Пересказ по вопросам
Подсказка слова или фразы
Просмотр мультфильмов
Использование приемов мнемотехники
Формы работы над сказкой
Совместный пересказ
Использование приемов ТРИЗ
Придумывание нового названия сказки
Игры -драматизации
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
- Использование приемов ТРИЗ
Знакомые герои в новых обстоятельствах
Случайные сказки
Коллаж из сказок.
Сказки о бытовых предметах.
Изменение ситуации в знакомых сказках
Сказка от смешного стишка.
Моделирование сказок
Перевирание сказки.
Сказка от считалки.
Сказки от «живых» капель и клякс.
Сказки с новым концом.
Сказки о чудищах.
Сказка, но по-новому.
Решение противоречий в сказке
Сказка от загадки.
Краткие истории.
Спасательные ситуации в сказках.
Сказки по смешанным образам.
Сказка с середины.
Сказки о фантастических странах.
Бином фантазии.
Сказки от одного слова.
Сказки от шуточных вопросов.
Частица «не» и новая сказка.
Эксперименты в сказках.
Сказка продолжается.
Сказки из мусора.
Сказки о любимых игрушках.
Сказки о временах года, запахах, звуках.
Из сказки убежали все глаголы (существительные).
Цветные сказки.
Имя и сказка.
Семейная сказка.
Сказки о путешествиях. Сказки от превращений.
Сказка по аналогии с известными.
Сказки про самого себя.
Сказки по комическим рисункам.
Сказки по завуалированным картинкам .
- ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
- Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).
Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Приведем еще один возможный пример коллажа сказок:
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.
А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.
- СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА
- Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки. Например, вот как продолжают переходить от таких стишков к сказкам воспитатели детского сада «Декарт» Токарь Л. И., Дубрава О. Г.
- Стишок.
- Шар воздушный, шаловливый, Непослушный и строптивый Вместе с ветром убежал. А куда - нам не сказал.
- Начало сказки:
- Полетел наш шар спросонок, Где Нуф-Нуф жил, поросенок. Заглянул он к Колобку, Разрумяному бочку. Не забыл он побывать И у деда с бабой, Ну а там потолковать С Курочкою Рябой.
- СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у». Тогда…
Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.
- СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ
Дошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать:
Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?
Сказочное продолжение Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и.
- СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
- ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить.
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным сказкам:
ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк…
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой…
А ваши возможные варианты в этом плане?
Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть «Бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, где изображены кошка и сумка, и предложить сочинить сказку. Конечно же, легче сочинить сказку про собаку и кошку, собаку и мышку. Но мы специально создаем обстановку повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая, то есть находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, развиваются наши дети.
Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для соединения их методом «Бинома фантазии»:
Пары Слон и ручка
Начало Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
Пары Обезьяна и очки
Начало сказка Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, где дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем…
Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. Герои многосерийных мультипликаций и художественных фильмов становятся как бы членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем вместе с ними. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. Причем важно, чтобы этот метод использовался в семье циклично. Скажем, 1-3 недели мы составляем различные сказки о Золушке, затем о Колобке, Красной Шапочке.
К примеру:
Сказка «ЗОЛУШКА»:
1 серия - традиционная сказка;
2 серия - Золушка становится великаном;
3 серия - Золушка-невидимка;
4 серия - моя сказка о Золушке (твоя, папина… );
5 серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.
Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети не доиграли в детстве». Есть даже такое выражение - «игровая дистрофия». И вот в системе так называемой игротерапии мы предлагаем соединить имя ребенка и сказку. А чтобы легче было ребенку создавать сказку, введем следующее правило: «Назови свое имя (или имя любого человека) и на ту букву, с которой начинается это имя, быстро вспомни и громко Назови животное, а затем сочини сказку из этих двух слов». Например:
Марина и медведь: Жила-была на свете маленькая девочка Марина. Она очень любила и очень боялась медведей. И вот однажды ей приснился сон: к ней в гости пожаловал медвежонок…
Игорь и индюк: Однажды Игорь приехал в деревню к бабушке. Вышел он за ворота и видит: навстречу ему важно шествует какое-то очень грозное животное…
Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. К примеру, наша внучка сама сочинила бесчисленное множество сказок о себе, то есть о «К. Ф.» (Кате Фесюковой). Катина мама помогала ей при этом, вводя в сказки новые и новые точки соприкосновения -любимых персонажей -Люсю, Марусю и Тимошу.
Нравственный урок. Ребёнок понимает, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, и создаёт новую ситуацию, где бы герой исправился.
Воспитание добрых чувств. Учим детей сравнивать, формируем привычку доказывать (например, «Докажи, что Алёнка лучше всех»), ставим ребёнка на место положительного или отрицательного героя, даём возможность глубоко сопереживать героям, упражняя детей в синхронном выражении чувств и телодвижений (например, «Как движениями похвалить петушка») – интеграция с театрализованной деятельностью.
Речевая зарядка. Учим ребёнка сочинять произведения жанров письменного общения (записка, телеграмма, короткое письмо), выбирая кому из героев, что отправить. Метод, поворачивающий сюжет сказки в новое русло, - метод введения частицы «не» (Не Красная Шапочка, а…). Для внесения новизны, создания элемента неожиданности используется приём «Из сказки убежали все глаголы…»).
Развитие мышления и воображения. Метод постановки проблемного вопроса (почему, зачем, всегда ли…?), метод шифров названий сказок, имён героев, слов.
Сказка и математика – интеграция. С помощью геометрических фигур моделировать героев сказки, преобразовывать сказку в задачку или считалку, формировать кинестетические способности (способность воспринимать время, чувствовать вес…)(например, за какое время лиса пробежит 10 метров, сколько весит булава?)
Сказка и экология – интеграция. Подводим детей к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии (например, «А если бы не наступила весна?»).
Сказка развивает руки – интеграция. Театрализованная деятельность; рисование, лепка, аппликация нетрадиционными методами, изображение сказки схематично или методом пиктографии.
Спасибо за внимание