СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат на дипломную работу "Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меняющиеся историко-социальные условия вносят новые коррективы и требования в процесс формирования личности. И в этом направлении важная роль отводится школе.

Одной из основных задач начальной школы является воспитание личностных качеств у школьников, формирование эстетических и этических ценностей.

Формированию и развитию эстетических потребностей школьников способствуют дисциплины художественного цикла, среди которых важное место занимают уроки музыки. Формирование эстетических потребностей у младших школьников является неотъемлемым процессом музыкального воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Реферат на дипломную работу "Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки"»

1 слайд Тема: Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.


Меняющиеся историко-социальные условия вносят новые коррективы и требования в процесс формирования личности. И в этом направлении важная роль отводится школе.

Одной из основных задач начальной школы является воспитание личностных качеств у школьников, формирование эстетических и этических ценностей.

Формированию и развитию эстетических потребностей школьников способствуют дисциплины художественного цикла, среди которых важное место занимают уроки музыки. Формирование эстетических потребностей у младших школьников является неотъемлемым процессом музыкального воспитания и обучения.

Обучение искусству непосредственно связано с развитием творческих способностей человека, с продуктивной художественно творческой деятельностью, базирующейся на образной природе искусства, природе художественного творчества и способности человека творчески осваивать мир. Потенциал искусства неизмеримо огромен в отношении воспитания эстетических чувств, эмоциональной культуры и эстетических потребностей.

2 слайд. Цель данной работы – выявить условия и апробировать модель формирования эстетических потребностей у младших щкольников на уроках музыки.

Объект исследования – процесс формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки.

Предмет исследования – педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки

Гипотеза строится на том, что если активизировать внутренние и внешние условия для эстетической деятельности младших школьников на уроках музыки с помощью следующих методов: алгоритма действий, поисково-экспериментальной работы, синтеза искусств и совместно-творческой деятельности с родителями, то будут формироваться эстетические потребности в процессе изучения музыки.

3 слайд. Задачи:

1.Выявить состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.

2.Разработать модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

3.Экспериментально проверить эффективность выявленных условий и апробировать модель формирования эстетических потребностей младших щкольников на уроках музыки.

4.Разработать методические рекомендации для педагогов.

4 слайд. Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В контексте формирования эстетических потребностей у младших школьников этой проблеме выделяется недостаточное внимание, не разработаны целостная концепция, теория и методика формирования данных потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки.

Проблема - изучение теоретических аспектов эстетического воспитания, в контексте формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.


5 слайд. Основное понятие эстетических потребностей. Эстетическая потребность— это потребность человека в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве. Эстетическая потребность - это стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства, как необходимая форма социализации мира его чувств. По Л. С. Выготскому, потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся "культурными".

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Процесс формирования эстетических потребностей у детей - это способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.( Ракова Н. А.. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова». - 215 с., 2009)

5 слайд

Принципы (Д.Б.Кабалевский)

1.Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития.

2.Принцип оптимизации процесса музыкального обучения.

3.Принцип научности.

4.Принцип связи музыки и жизни.

5.Принцип доступности и наглядности.

6.Принцип активности, сознательности.

7.Принцип прочности, систематичности и последовательности.

8.Принцип увлеченности.

Критерии сформированности эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Ю.Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся:

- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё, высказывания о прослушанном и исполненном произведении;

- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

- информированность в области художественной культуры общества.

Компоненты (Д.Б.Кабалевский):

- когнитивный компонент: знание о музыке как эмоциональном искусстве; знание об основных компонентах эмоциональной сферы человека (эмоциях, чувствах, настроениях); знание о музыкальных и художественных образах; знание о музыкально-выразительных средствах и художественных средствах пространственных и временных видов искусства;

- эмоционально-деятельностный компонент: способность определять настроение и характер музыки; наличие эстетического переживания и способности выражать свои эмоции при характеристике художественного образа произведения искусства в речи и невербальными средствами (символами цвета, пластическое интонирование), степень самостоятельности в момент участия в эмоционально-образной деятельности (умение самостоятельно оценить художественное произведение);

- мотивационно-ценностный компонент : наличие интереса к искусству, эмоционально-ценностного отношения к искусству.

7 слайд Данная работа состоит из двух глав:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ

    1. Психолого- педагогические и методические аспекты формирования эстетических потребностей

    2. Моделирование процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ

2.1 Экспериментальная деятельность по формированию условий и апробация модели формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

2.2 Разработка методических рекомендаций для педагогов

8 слайд Для решения поставленных задач была изучена психолого - педагогическая и методическая литература. Проблема потребностей исследовалась Д. Аткинсоном, Б. Брентано, Б.И. Додоновым, А.В. Запорожцем, К. Левиным А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А. Маслоу, В.С. Могуном, В.Н. Мясищевым. Наиболее разработанная область музыкального образования и воспитания - это психология музыкального восприятия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, М.П. Блиновой, В.В. Медушевского, С.М. Беляевой-Экземплярской. Большое внимание вопросам эстетического воспитания средствами музыки уделяли Л.Н.Толстой, Д.Н.Зарин, А.Л.Маслов, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев и многие другие. Данные фундаментальные исследования позволили разработать модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Для решения следующей задачи использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент). Эксперимент проходил в три этапа на базе Пограничнинской СОШ. Участники эксперимента – учащиеся 1 класса.

1 этап – анкетирование Методика « Музыкальная программа для друзей» (Л.В.Школяр)

  1. этап (формирующий) – педагогический эксперимент. Апробация модели процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. В образовательном процессе использованы следующие методы: алгоритм действий, поисковая и экспериментальная деятельность, синтез искусств. Для внеурочной деятельности разработана дополнительная программа.

  2. этап (конечный результат) – диагностирование. Диагностический инструментарий разработан на основе критерий диагностики музыкального развития младших школьников.(Л.В. Школяр, Ю.Б.Алиев, Ю.Б.Абдуллин).

9 слайд Результаты диагностики.

При апробировании данной модели в экспериментальной группе мы видим более высокие результаты сформированности эстетических потребностей.

10 слайд Выводы и заключения

Изучение психолого-педагогической и методической литературы подтвердило проблему формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Исследований в этой области практически мало. Нет выявленных условий для эстетических потребностей в педагогической и психологической областях. Отсутствуют как методика, так и диагностический инструментарий. В результате экспериментальной деятельности была апробирована модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Данная модель активизирует образовательный процесс. Использование следующих методов: алгоритма действий, поисково-экспериментальной работы, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, способствуют формированию эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Гипотеза подтвердилась.

11 слайд. Новизна. В ходе исследования нами была разработана теоретическая модель формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Модель выступает как методологическая основа исследования, которая дает информацию об объекте изучения, позволяя выявлять характерные свойства и признаки существующих явлений, характерных процессов педагогической практики.Выявлены условия формирования эстетических потребностей. Экспериментально проверена эффективность выявленных условий.

Значение для науки. Разработаны методические рекомендации и диагностический инструментарий формирования эстетических потребностей, а также дополнительная программа совместно-творческой деятельности школьников и их родителей,

Значение для практики. Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности модели процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Актуальность нашего исследования, его теоретическая и практическая значимость способствовала решению поставленных задач в начале нашего исследования.

1.Выявлено состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.

2.Выявлены условия формирования эстетических потребностей младших щкольников в процессе изучения музыки.

3.Экспериментально проверено эффективность этих условий.

4.Разработаны методические рекомендации формирования эстетических потребностей, младших школьников в процессе изучения музыки

5.Разработана дополнительная программа «От этюда к театру» для формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки во внеурочной деятельности.

Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов музыкальной и творческой деятельности как учителя музыки, так и младших школьников по формированию условий для эстетических потребностей в процессе изучения музыки.


 





















Государственное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Забайкальского края»



Кафедра педагогики и психологии





РЕФЕРАТ


Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки





Выпускная квалификационная работа





Работа допущена к защите

«___»___________ 20.. г.

Работа защищена

«___»___________ 20.. г.

с оценкой «________»

Председатель ЭК

______________________

Члены комиссии

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

Выполнил(а):


Литвинцева Оксана Яношовна,

учитель музыки, МБОУ Пограничнинская СОШ


 

Научный руководитель:


 Наделяева Оксана Евгеньевна,

декан ФПТиПО ИРО Забайкальского края




Чита, 2016