ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
"Методика обучения иностранному языку".
По теме:
«Раннее обучение иностранному языку».
Исполнитель:
РУМЯНЦЕВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА
Москва 2017год
Содержание
Введение………………………………………………………….………..3
Проблемы раннего обучения иностранным языкам……………………..4
Основные средства обучения иностранному языку на раннем этапе обучения………………………………………………………………….………6
Обучение дошкольников произношению………………………………..9
Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи…………………………………………………………………………….11
Заключение ……………………………………………….……………..13
Список литературы……………………………….………………………15
Введение
Сегодня одна из основных целей обучения иностранному языку – формирование личности ребенка, который имеет способности и желания принимать участие в общении на межкультурном уровне. Современные интеграционные процессы и активизация взаимодействия стран в условиях открытого взаимосвязанного мира выдвигает иностранные языки в образовательные приоритеты.
Как показывает практика, в раннем возрасте ребенок лучше запоминает различные стихи, фразы, умственные способности прогрессируют в большей степени, поэтому было принято официальное соглашение ввести изучение иностранного языка уже с раннего возраста, со 2 класса. В отличие от взрослого человека, ребенок лучше запоминает информацию и соответственно гораздо успешнее способен изучить иностранный язык. Дети 7-10 лет при изучении любого иностранного языка опосредованно и подсознательно запоминают все, они быстро запоминают слова по определенной теме. Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха.
Цель работы- рассмотреть особенности раннего обучения иностранному языку.
Задачи: раскрыть основные проблемы раннего обучения иностранным языкам;
рассмотреть основные средства обучения иностранному языку на раннем этапе обучения.
Проблемы раннего обучения иностранным языкам
Существуют различные проблемы раннего обучения иностранному языку, но одной из самых основных проблем выдвигают психолого-возрастные особенности каждого ребенка. В младшем школьном возрасте, имея ввиду психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления при изучении определенных предметов следует учитывать образное мышление детей, поэтому уместно включать в обучающий процесс элементы игры.
В основном нынешние дети сейчас гиперактивные и в процессе игр им сложно остановиться и успокоиться. Часто выказывают обиду, если что-то не успевают сказать, могут даже расплакаться, если у них ничего не получается, или же кто-то их опередил. Вот поэтому следует более внимательно и осторожно подбирать игры и проводить их во время урока. Рекомендуется проводить игры в парах, группах. Учитель должен хорошо владеть всеми аспектами языка, знать возрастные особенности младшего школьного возраста[7; 37].
Следующую проблему, которую следует назвать при раннем обучении иностранному языку – овладение письменной речью. Письмо считается трудным речевым умением. В младшем школьном возрасте обучение письму играет огромную роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную работу, именно на начальном этапе, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить большее количество времени, которое не запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания, дети вначале выполняют устно, а затем письменно[2; 123].
Другая проблема, которую можно назвать - противоречие, которая возникает в процессе изучения грамматического материала.
При изучении английской грамматики младшие школьники не в совершенстве знают русскую грамматику, это и вызывает значительные трудности, поэтому при изучении английской грамматики следует параллельно объяснять правила русского языка.
Также глобальная возникает проблема по крайней мере нашей школы и других школ, нет наличия лингафонных кабинетов, интерактивных досок, что также усложняет работу учителя. Им приходится для работы на уроке использовать личные ноутбуки, телевизоры, DVD проигрыватели, конечно же они не сравнимы с большими экранами интерактивных досок[10; 34].
Основные средства обучения английскому языку на раннем этапе обучения
Те средства обучения, которые входят в УМК, являются минимум, необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».
Учебник является основным средством обучения учащихся английскому языку. Он реализует систему (основные теоретические положения), на которой строится УМК для данного класса. Так, например, в учебниках для первого года обучения отражена устная основа, что сказалось на их структуре. В учебнике за 2 класс представлены картинки с заданиями, написанные на русском языке, частично связанными со звуковым пособием. Каждый урок разделен на главы, которые прописаны в учебнике, как Units. Структура каждого из них отражает дифференцированный подход к формированию различных видов речевой деятельности. Так, например, в учебнике за 2 класс первый раздел каждого Unit посвящается устной речи , который написан на английском языке: Look and say, второй раздел посвящен чтению, который указан в учебнике Read, третий раздел - Write, письмо, четвертый - Homework – домашнее задание. Каждому из перечисленных разделов имеет свой определенный значок в учебниках[1; 98].
Учебник является основным средством изучения иностранного языка для любого ученика, которым он пользуется и на уроках и при выполнении домашних заданий, поэтому важно, чтоб каждый ученик знал структуру учебника, его содержание, должен уметь пользоваться учебником. Вот поэтому на первом уроке педагогу необходимо провести ознакомление с учебником, а в дальнейшем, по мере надобности, возвращаться к нему. Важно познакомить учащихся с условными обозначениями, приведенными в начале учебника, и найти их в учебнике, называя определенные страницы и предлагая объяснить, что означают знаки.
Очень важны регулярность чтения — со стороны учащегося и контроль—со стороны учителя.
Так же как и учебник, книга для чтения имеет некоторый методический аппарат, помогающий детям пользоваться ею. Поэтому, приступая к работе с этим новым основным средством, учителю следует уделить время на ознакомление учащихся с книгой, научить пользоваться заданиями, предваряющими текст и следующими за ним, постраничными сносками, а также словарем, помещенным в конце книги.
Звукозапись. При обучении английскому языку на раннем этапе звукозапись играет, безусловно, очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух[6; 87].
Следует подчеркнуть важную роль зрительной наглядности при обучении второму — английскому — языку на раннем этапе. Основная цель использования зрительно-изобразительной наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на английском языке. Именно это и составляет одно из проявлений новизны в изучении английского языка на раннем этапе. Дети с неподдельным интересом узнают, усваивают новые обозначения и особенности строя языка, связанные с передачей мыслей, необходимых для элементарного общения.
Естественно, нет особой необходимости говорить о том, что помимо картинок, входящих в комплект, в распоряжении учителя должны быть н другие картинки, с тем чтобы не использовать одни и те же при ознакомлении, тренировке и контроле. Неоценимую помощь могут оказать сюжетные и тематические картинки для развития устной речи, воссоздающие естественные ситуации, в которых используется усваиваемый детьми материал. Регулярное использование этого основного компонента УМК позволит решать задачу по запечатлению в памяти лексико-грамматической оформленности высказываний, соотнесенных с ситуациями.
Раздаточный материал — это основной компонент УМК для I, II и III классов. Он представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок, предназначенных как для работы в классе, так и дома, поскольку этим набором должен владеть каждый ученик.
Обучение дошкольников произношению
В данной части работы приводятся примерные упражнения для обучения дошкольников произношению, используя игровую методику.
Существует огромное количество вариаций при обучении дошкольников произношению, используя игровую методику. Одна из которых - игра в сказочную страну. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие либо звуки, либо занят какой либо работой, производящей звуки, например: ''Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]!Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!
Ребята повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы ребята не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес.
Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке, например: [ ].
Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы… Как правило половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: '' Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник. Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком занижние зубы-подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется.
Сказка увеличивается, как снежный ном, обрастая все новыми и новыми героями и сюжетами, но сказка должна не только расти, но и сокращаться, иначе она станет слишком длинной и громоздкой и станет утомлять детей, которым необходима частая смена деятельности. Отработанные и не слишком сложные звуки постепенно выключаются из сказки вместе со связанными с ними сюжетными моментами. Это происходит постепенно: сначала этот эпизод становится короче, излагается во все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает. Однако время от времени стоит возвращаться к уже отработанным моментам, ведь без тренировки отработанные звуки легко забываются, и произношение становится по-русски вялым.
Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует также сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела.
Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:
1. Формирование и развитие навыков правильного произношения букв и звуков на иностранном языке. В раннем возрасте речевой аппарат пластичен, в это время ещё действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно в младшем возрасте уже поставить язык правильного произношения.
2. Развитие навыков аудирования, ребенок должен понимать и усваивать речь на слух.
3. Развитие навыков говорения, то есть формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
4. Формирование и пополнение лексического запаса [8, c. 42]
Есть некоторые положительные моменты в обучении иностранным языкам на раннем этапе обучения, среди них можно назвать следующие:
Способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;
Создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;
Обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:
-произвольности поведения,
-устойчивости внимания, памяти, мышления.
В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:
-расширение словарного запаса,
-совершенствование речевого слуха,
-развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.
Происходит социализация личности ребенка:
- через общение со взрослыми, которая направлена на достижение взаимопонимания,
- через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,
- через умение взаимодействовать со сверстниками.
Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально- волевых качеств ребенка:
-умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;
-умений правильно оценивать результаты своих достижений.
А также:
- развитие творческих способностей детей,
- развитие их фантазии,
- развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.
Заключение
Как известно в младшем школьном возрасте учащиеся имеют больше способностей к изучению иностранного языка. Учитывая сенситивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. В данный период у ребят закладываются основы к языковым способностям, а также к речевым, которые нужны для дальнейшего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения ИЯ в школе. Начальная школа первая ступень в реализации основной цели учебного предмета «Иностранный язык», здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Большой интерес у учащихся начальной школы вызывает использование на уроках иностранного языка компьютерных программ и других мультимедийных средств обучения, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечивают положительную мотивацию к обучению иностранному языку. Приятно осознавать, что изменение отношения к изучению иностранных языков нашло отражение в ряде законодательных документов, обучение иностранным языкам стало одним из приоритетных направлений современного образования и, наконец-то, узаконено раннее обучение этому предмету. Учитывая результаты раннего обучения можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте. Можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям. Независимо от их стартовых способностей. Поскольку оно: — оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: памяти внимания мышление восприятия воображения и др. — дает большой практический эффект в повышении качества владения первым иностранным языкам. Создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Список литературы
1) Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. - 237 с.
2) Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 240 с.
3) Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинский. - М.: АРКТИ, 2015. - 425 с.
4) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. испр. и доп. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 378 с.
5) Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. / И.Г. Петсалоцци. - М.: Педагогика, 2014. - 416 с.
6) Трофимова, Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика) / Г.С. Трофимова. - Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 2013. - 346 с.
7) Амонашвили, Ш.А. Психологические особенности раннего усвоения иностранного языка / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 2015. - №2. - С. 35-38.
8) Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в ХХ веке / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2014. - №2. - С. 29.
9) Гейэз, С. Обучение иностранным языкам в начальной школе: современное состояние / С. Гейэз // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. - СПб. : Детство-Пресс. - 2014. - № 6. - С. 15-21.
10) Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 597-599.
11