Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра I в области государственного управления»
Реформы Петра I в области государственного управления.
Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 года русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии - регулярной. С определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который был обязан в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позднее срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом, армия стала профессиональной.
Россия получила выход к Балтийскому морю, создала регулярную армию и флот.
На фоне бурных событий первой четверти XVIII века происходила перестройка всех отраслей жизни страны, а также реформы системы государственного управления — власть царя приобретала неограниченный, абсолютный характер. Сразу после завершения Северной войны, 22 октября 1721 года, царь принял титул «Петра Великого, отца Отечества и императора Всероссийского». Таким образом, Россия становилась империей, а ее правитель — императором огромного и могучего государства, ставшего в один ряд с великими мировыми державами того времени.
Создание новых властных структур началось с изменения образа самого монарха и основ его власти и авторитета. В1701 году на смену Боярской думе пришла «Консилия министров», а с 1711 года верховным учреждением в стране стал Сенат из 9 человек.
В 1717-1718 годах было проведено еще одно важное преобразование системы государственного управления: на место примитивной и давно себя изжившей системе приказов пришли коллегии — прообраз будущих министерств. А в 1721 году пришла очередь, стать частью государственной бюрократической машины и церкви. Учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью поставило церковь в зависимость и на службу государству. Тем самым отныне институт патриаршества в России был отменен.
Новое государственное строительство проводилось не хаотично, а по принципам бытовавшего в Европе XVΙI-XVIII веков учения о бюрократическом управлении — камерализма. Выразителем этих идей в России стал «Генеральный регламент», принятый в 1720 году. Этот документ явился реализацией петровских представлений о назначении и принципах деятельности государственных органов. Он определял жесткую подчиненность нижестоящих вышестоящим, ставил документ в ранг последней инстанции и возводил его выше человека; определял штаты, место и обязанности чиновников, унифицировал их положение и деятельность.
Венцом оформления бюрократической структуры абсолютистского государства и формализации жизни страны стала «Табель о рангах », принятая в 1722 году. Согласно ей, военные, гражданские и придворные звания были разбиты на 14 рангов — ступеней. Общество не просто упорядочивалось, но и оказывалось под контролем императора и высшей аристократии. Улучшилось функционирование государственных учреждений, каждое из которых получило определенное направление деятельности.
Испытывая острую потребность в деньгах, правительство Петра I вводит в 1718-1724 годах подушную подать, заменившую существовавшее в России еще с 1679 года подворное налогообложение. В связи с этим для учета мужского населения в стране, ставшего новым объектом налогообложения, была проведена его перепись — так называемая ревизия. Впоследствии такие переписи проводились раз в 20 лет.
В1722 году увидел свет указ о престолонаследии, по которому монарх сам получал право назначать своих преемников, невзирая на родственные связи и первородство. Петр I учредил центральные органы, ведавшие торговлей и промышленностью, передавал казенные предприятия в частные руки и выдавал их владельцам субсидии.
Покровительственный тариф 1724 года ограждал новые отрасли промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз в страну сырья и продуктов. Что же касается купечества, то при Петре I оно было разделено на две гильдии, ремесленники же объединились в цехи по профессиям.