СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации для воспитателей логопедических групп по наполнению речевых уголков в подготовительной логопедической группе ДОУ
Рекомендации по наполнению речевых уголков в подготовительной логопедической группе ДОУ
Сентябрь | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Обследование | ||||||
Овощи – огород | Существительные: | Игра «Собери овощи» | Игра «Назови ласково» | Игра «Загадай-ка» Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок. Му-у? — не понимает Телёнок. Так стоят они около капустного листка и разговаривают: Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет: Ме-е-е! Мне-е! Л. Яхнин | Игра «Весёлые звуки» Цель: закреплять умение делить слова на слоги, упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов. Материал: силуэты домиков-магазинов с наклеенными цифрами: 1,2,3; набор предметных картинок:овощи Ход игры: по заданию педагога дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и раскладывают в «магазин» с заданной цифрой.
| |
Фрукты – ягоды
| Существительные: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, лимон, мандарин, яблоня, мандарин, полив, сад, урожай, земля, деревья, пальма, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, мякоть, пища, сок, кисель, компот, варенье, джем, повидло, клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива – садовые ягоды; малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина – лесные ягоды; сад, лес, поляна, куст, дерево; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д. Прилагательные: цвета – красный, оранжевый, бордовый, зелёный, жёлтый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный, фруктовый, созревший, полезный, большой, маленький, вытянутый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; цвет – красная, желтая, зеленая, синий, черная и т.д.; форма – круглая, овальная, треугольная; вкус – кислая, сладкая, горькая; отыменные прилагательные – клубничный (ая, ое) и т.д., крупная, спелая, вкусная, сочная, сладкая, ароматная… Глаголы: собирать (урожай), расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать, сажать, поливать, ухаживать, созревать, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, вынимать, окапывать, есть, заблудиться, аукать. | Задание на развитие фонематического слуха «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Фрукты» и на каждый слог хлопает в ладоши). - Сколько слогов? (В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове). - Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа, а не краткого ответа: 2 или 3). Например: ГРУША - ГРУ-ША, в этом слове 2 слога, значит 2 гласных звука: У-А. Игра «Хлопки» - названия фруктов прохлопать, проговаривая по слогам, например я-бло-ко, так со всеми фруктами. Задания на развитие фонематического слуха 1. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов.) КЛЮК – ВА, Я – ГО – ДА, МА – ЛИ – НА.
| «Назови, какой сок?»: Сок из яблок — яблочный; Сок из слив — сливовый; Сок из вишен — вишнёвый; Сок из лимонов — лимонный; Сок из абрикосов —абрикосовый; Сок из апельсинов — апельсиновый. Игра «Какое варенье? Какой компот?» Игра «Лишняя ягода» «Назови ласково»: клубника – клубничка малина, вишня, ягода, клюква, рябина, поляна, куст, дерево, «Один – много»: ягода – ягоды куст, дерево, ветка, косточка, корзина. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): ягода – нет ягоды куст, дерево, ветка, косточка, корзина. «Образуй признаки» (от предметов): ягода – ягодный малина, клубника, клюква, брусника, вишня. Посчитай: одна ягода, две …, три …, четыре…, пять… , шесть… | Составление рассказа - описания по вопросам взрослого (например ,«Апельсин»): Что это? (название фрукта) Где растёт? (на каком дереве, в каком саду?) Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь? Что можно из него приготовить? Апельсин - это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, твёрдый, кисло - сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки - несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми. БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху. • Как растет клюква? | Игра «Составь схему» Игра «Весёлые звуки»
| |
Золотая осень. Осень в Забайкалье. Как мы следы осени искали | Существительные: Слякоть, туман, листопад, заморозок, изморозь, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна | Игра «Назови первый звук» назвать звук перед или после заданного; назвать звук между заданными. Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром. | Игра «Какие листья спрятались на картинке?» Игра «Какое слово не подходит?» лиса, листопад, лиственный; ветер, ветреный, веретено. | Игра «Четвёртый лишний» Тексты для пересказа | Игра «Поймай и раздели» дисграфии. Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек, на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв. |
Октябрь | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй Речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Нужные профессии на селе. Откуда хлеб пришёл? | Существительные: хлеб, булка, буханка, батон, булочная, хлебница, рожь, пшеница, колосья, зерно, хлебозавод, хлеборезка, хлебороб, тракторист, пахарь, комбайнёр, пекарь, булочник, кондитер. | Игра «Сколько звуков?» назвать звук перед или после заданного; назвать звук между заданными. Слова: хлеб, булка, колос, батон, трактор, булочник, кондитер. | Игра «Какое слово не подходит?» | Тексты для пересказа КАК ПЕТУХ УТАЩИЛ ВАСИН ХЛЕБ | Игра «Всё, что пекарь нам испёк!» Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание. Игра «Какие слова спрятались?» | |
| ||||||
Вариативная часть по ООП ДОУ
|
Ноябрь | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Наша Родина – Россия. Наша столица - Москва. День народного единства. | Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Красная площадь, Кремль, правительство, президент, флаг, гимн, площадь, сквер, проспект, достопримечательности, город, деревня, село.
| Игра «Весёлые звуки» Ребус «Москва»
| Игра «Какое слово не подходит?» Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание. | Текст для пересказа |
| |
Мебель
| Существительные: | Игра «Отгадай, какое слово задумано»
| Игра «Дополни предложение» | Игра «Подскажи словечко» Текст для пересказа | Игра «Собери слово» | |
Посуда
| Существительные: | Игра «Назови первый звук» | Игра «Найди ошибку» | Загадки
| Игра «Вставь нужные гласные» Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии. | |
|
|
|
|
|
|
Декабрь | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй Речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Зима. Зимующие птицы. Зима в Забайкалье
| Существительные: зима, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки, голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, птенцы, гнездо. | Игра «Отгадай слово» | Игра «Подбери слова» Игра «Какая? Какой?» Игра «Семейка» | Текст для пересказа
| Игра «Две кормушки» | |
Зимние забавы
| Существительные: | Игра «Весёлые звуки» |
| Игра «Составь предложение» | Игра «Волшебные снежки» | |
Мастерская Деда Мороза (подготовка к НГ)
| Существительные: | Игра «Наряди ёлку» Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних — в которых звук [н] в конце, на ветках посередине — в середине. | Игра «Подбери признак к предмету» | Придумывание продолжения к данному началу рассказа |
| |
Здравствуй Новый год Вариативная часть по ООП ДОУ
|
Январь | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
|
|
|
|
|
| |
Домашние животные . Дикие животные. Животные Забайкальского края | Существительные: | Игра «Составь слово» | Игра «Какое слово не подходит?» | Игра «Составь предложение» | Игра «Поезд» Ребусы «Лиса», «Волк», «Заяц» | |
Животные Арктики, Антарктики | Существительные: Прилагательные: медлительный, выносливый, огромный, пушистый. | Игра «Кто самый внимательный?» Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух. Ребус «Тигр» | Игра «Кто где?» 2 вариант. В/ предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит. Например: Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [мь], а последний — [дь]. Например: | Стихи для чтения и заучивания наизусть | Игра «Составь схему» | |
|
Февраль | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Рыбы – речные, аквариумные, морские | Существительные: | Игра «Отгадай, какое слово задумано» | Игра «Какое слово не подходит?» | Диалог На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю — чудака. Где же твой рыбак? Попался? Нет, ушёл хитрец, Сорвался! Е. Череповецкий Но простудился кашалот, МОРСКОЙ КОНЁК | Игра «Составь слово из слогов». | |
|
|
|
|
|
| |
День защитника Отечества Виды военной техники Рода войск | Существительные: пограничник, солдат, защитник, армия, Отечество, пехота, танкист, дозор, служба, истребитель. Глаголы: |
| Игра «Подбери признак» | Игра «Какой праздник?» | Игра «Составь схему» | |
Наш край – Забайкалье Столица Чита | Существительные: |
| Игра «Сосчитай-ка» | Игра «Составь предложение» |
|
Март | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Весна. Мамин праздник | Существительные: | Игра «Найди ошибки» Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком, развивать творческое воображение, совершенствовать мелкую моторику. | Игра «Дополни предложения» | Повторение названий весенних месяцев |
| |
| ||||||
Вариативная часть по ООП ДОУ |
Апрель | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Космос. Галактика. Космическая техника | Существительные: | Игра «Собери слово» | Игра «Семейка» Игра «Сосчитай-ка» Слова: яркая звезда, быстрая ракета, опытный космонавт, далёкая планета.
| Игра «Составь предложение» Текст для пересказа |
| |
|
Май | Лексические темы | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте |
Транспорт. Виды транспорта. ПДД | Существительные: | Игра «Назови звуки»
| Игра «Кто чем управляет?» | Текст для пересказа А шофёр говорит: — Вон видите красный фонарик? Светофор? И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом. — И долго мы стоять будем? А шофёр говорит: — Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем. И все смотрели на красный фонарик. Саня спросил у Насти: Кто самый быстрый: санки, самокат, самолёт или сапоги? Вот сравнил! — засмеялась Настя. — Ясно, самолёт. А сапоги вообще, если не на ногах, двигаться не могут. А вот и нет. Быстрее всех сапоги-самоходы. Они нас с тобой сами в один миг за сто вёрст унесут. Откуда ты всё это знаешь? Откуда? Об этом в «Русских сказках» написано. Из пособия Л. Успенской, М. Успенского |
| |
Игра «Расставь по гаражам» | ||||||
Животные жарких стран | Существительные: Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый. | Игра «Будь внимательным» | Игра «Кто где?» Игра «Один — много» | Диалог | Игра «Составь схему» | |
Лето. Насекомые | Существительные: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца. Прилагательные: | Например: | Игра «Сосчитай-ка» | Загадки | Игра «Почини слово» |
Литература
Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. — СПб., 2004.
Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. — СПб., 1999.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2003.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб.; 2001.
Солнышко в окошке: Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. — М., 1997.
Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий. — СПб, 2004.