Нейролингвистическое программирование в образовании
Репрезентативная система
В теории нейролингвистического программирования репрезентативные системы - это индивидуальные модели восприятия информации человеком, которую он получает через органы чувств. [15, с.237]
Нейролингвистическое программирование нашло широкое применение в разных областях деятельности человека. Существующие технологии, модели проведения уроков, эффективно влияющие на качество обучения связаны с техниками нейролингвистического программирования. Инновации в системе школьного образования способствуют совершенствованию методик обучения. [23, с.77]
В обучении детей разных возрастных групп НЛП техники способствуют корректировать возникающие затруднения в обучении. Данные исследований показывают, что влияние телевидения, компьютерных игр, видеофильмов, отсутствие традиций семейного чтения книг и сказок приводит к возрастанию трудных детей, у которых в значительной мере развивается зрительный канал восприятия, при низком уровне развития слухового канала восприятия. Основным методом обучения в современной школе является устный (словесный) метод, необходимо использовать технологии НЛП для более эффективного процесса обучения, и передачи основной информации.
Качество образования зависит от изменчивости социокультурных условий и нарастания объема информации в образовательном процессе. В процессе внедрения инновационных технологий в процесс обучения значительную роль играют технологии НЛП.
Необходимость учета особенностей восприятия и познания информации учащимися повышает эффективность самого процесса обучения в школе.
Бендлер Р., Гриндер Д. и Пьюселик Ф. при создании теории и технологий нейролингвистического программирования исходили из мысли, что в речи и лингвистических структурах находят свое отражение все внутренние процессы опыта, полученного человеком.
Основной проблемой образовательного процесса является использование техник НЛП для формирования навыков визуализации информации, ее запоминания, для дальнейшего воспроизведения в речи. [27, с.44]. Выявление сенсорных предпочтений учеников, установление прочных связей, то есть взаимопонимание с учеником и достижения лучших результатов в обучении помогают учителям методики и технологии нейролингвистического программирования позволяет. [32]
Эффективными методиками для использования в процессе обучения являются якорение и визуализация.
Визуализация
У многих учеников существуют проблемы и различия между тем, что ученики слышат и информацией, которую они способны законспектировать. Невозможность увидеть информацию, заменяется восприятием информации посредством речи.
Врожденная визуализация информации выражается следующими способами как аудиальный переход к внутреннему визуальному с помощью записи, так и внешний визуальный переход через запись к внутреннему визуальному (ученики на лекции записывают то, что слышат, а также используется во время конспектирования информации из книги).
Самые успешные ученики могут составить визуальную картину услышанного без записи. У таких учеников существуют еще дополнительные способы визуализации такие как внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному, и внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному.
Талантливые и одаренные ученики сразу могут визуализировать услышанную информацию.
Учащиеся, у которых возникают трудности «видеть услышанное», сталкиваются с проблемами в обучении. Необходимо провести диагностику по выявлению учащихся с проблемами, после выявления таких учащихся нужно провести упражнения на визуалицию:
Цвет. Ученики должны научиться заполнять свое сознание одним определенным цветом.
Геометрические фигуры. Нужно представить образ любой геометрической фигуры и попробовать изменить его цвет, форму и размер.
Трехмерные объекты. Нужно визуализировать мяч, стул, чашку и попробовать «разглядеть» это предмет со всех сторон.
Визуализация образа знакомого человека, здания, комнаты и конкретного места.
Якорение
Любое поведение учителя, которое находит отклик у класса, является якорением. Задачей НЛП в образовании является научение учителя создавать в сознании учащихся определенного состояния, которое связано с установлением связей между невербальными сигналами и содержанием (жесты, поза, определенное место в классе). Задание «Поднимите руки» помогает учителю наладить обратную связь с классом, в процессе выполнения этого задания происходит привлечение внимания учеников на речь учителя.
Задание «неподвижное тело» выполняемое самим учителем способствует привлечению внимания учащихся, наиболее эффективным это задание становится если учитель его выполняет, двигаясь по классу. Невербальные сигналы учителя заметят большинство учащихся.
В процессе обучения важно использовать речевые стратегии, с использованием приемов НЛП. Такие приемы как «неполные предложения», «позитивные комментарии» помогают учителю легко обратить на себя внимание класса. Ученики, которые следят за ходом урока быстро замечают, когда учитель произносит такие выражения как «посмотрите на…», «мы видим, как…», «как вы видите…». Учителю необходимо использовать прием позитивного комментария во время перехода от одного этапа урока к другому. Учитель произносит фразы «положите перед собой листочек и карандаш», «ценю, как вы быстро и аккуратно наводите порядок на партах», которые служат мотивацией для совершения учениками последующей работы и выполнения заданий различного уровня.
Такие приемы использования техник НЛП в процессе обучения, которыми пользуются учителя, позволяет повысить уровень знаний учащихся, интеллектуальный уровень государства и нации. [36]
Все эти методики обучения тесным образом связаны с исследованиями репрезентативной системы, которая легла в основу методик и техник обучения.
Прибрам К., Миллер Дж., Галантер Е. в своем совместном труде определяют репрезентативную систему следующим образом: «…репрезентативная система - это система, которая отвечает за восприятие окружающей среды». [20, с.78]
Репрезентативная система как основная система, помогает личности ориентироваться в окружающей среде и в информационном пространстве, что в дальнейшем позволит выделить в процессе обучения определенные типы обучающихся.
Существует четыре основных вида репрезентативных систем:
1. Визуальная.
Это система помогает человеку ориентироваться в пространстве благодаря органам зрения. Люди - визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор. Они лучше усваивают информацию после наглядной демонстрации. Даже словесное привлечение внимание происходит лучше с использованием таких слов, как "смотрите, взгляните, смотрится, видите" и др. Исходя из этого, человек владеющий методами НЛП, постарается привлечь внимание визуала при помощи таких фраз: "Видимо, вам это подойдёт", "Посмотрите, как это смотрится" и т. д.
2. Аудиальная.
Это система помогает человеку ориентироваться в пространстве благодаря органу слуха. Люди - аудиалы воспринимают окружающий мир через слуховой анализатор. Вся услышанная информация "врезается" в память и стимулирует воображение. Если человек хочет воздействовать на аудиала, то он должен:
- выразительно говорить;
- украшать свою речь приёмами и оборотами;
- играть интонацией в речи;
- говорить чётко;
- описывать много и красочно;
- использовать в речи такие слова, как "послушайте, на слуху, звучание, это звучит убедительно" и др.
Среди аудиалов выделяют две групп:
а) те, которые реагируют на фонетику;
б) те, которые воспринимают значение слов.
3. Кинестетическая.
Это система высокоразвитых рецепторов кожи, которая активно реагирует на различные воздействия. Кинестетики воспринимают и запоминают информацию лучше, если у них есть возможность дотронуться до объекта или выполнять какие-либо действия самому. Исходя из этого, человек владеющий методами НЛП, постарается привлечь внимание кинестетика при помощи таких фраз: "Не кажется ли вам, что касается этого вопроса, вы тоже ощущаете это" и т. д. Для более хорошего эффекта можно похлопать человека по плечу, коснуться его руки и т. п.
4. Дискретная
Она опирается в своей работе на логический анализ информации, полученной от остальных система. Другими словами, дискрету, чтобы понять материал, отобразить его в своем воображении и запомнить, нужно провести логический анализ данных.
Чтобы повлиять на дискрета, подойдите к нему с фразой «Я думаю…» или «Вам не кажется…», также подойдет «Как вы считаете…».
С помощью взаимодействия с репрезентативными системами личности можно достигнуть двух основных целей: во-первых, заставить человека воспринять то, что вы подаете; во-вторых, преодолеть негативное отношение слушателя к предложенной информации, если таковое возникло. [31, с.39]
Алдер Х. в своей работе «НЛП. Современные психотехнологии» говорит о том, что мы пользуемся своими органами чувств как внешним, так и внутренним способами. Внешним способом для того, чтобы воспринимать мир и внутренним способом для того, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. Картинки, ощущения, звуки, вкусы, запахи - это то, с помощью чего мы получаем, храним и кодируем информацию в наше сознание – является репрезентативными системами, которые делятся на визуальные, аудиальные и кинестетические. [1,с.55]
По мнению автора, внешним способом визуальная система может использоваться тогда, когда мы разглядываем мир, а внутренним способом, когда мы визуальзируем.
На взгляд автора, визуальная система может использоваться внешним способом, когда мы разглядываем мир, или внутренним, когда мы визуализируем.
Аудиальная система делится на прослушивание внешних или внутренних звуков.
Кинестетическая система делится на внутреннюю кинестетику и внешнюю. К внешней кинестетики относятся такие тактильные ощущения как температура, прикосновения,влажность, а к внутренней – эмоции, чувства, ощущение баланса и состояния тела. Ощущение вкуса и запаха часто служат в качестве быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.
По мнению Алдера Х., человек использует все три репрезентативные системы постоянно, но предпочитает одни по сравнению с другими. К примеру, большинство людей имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Такие люди подготавливают реплики, аргументируют, повторно прослушивают речи и обсуждают многие вещи сами с собой. Но это лишь один из способов мышления.
Репрезентативные системы не исключают друг друга. Человек может представлять себе картину, ассоциировать с ней ощущения и слышать звуки, то есть выполнять все три системы одновременно. И все же какая-то часть мыслительного процесса останется неосознаваемой.
Поведение каждого человека возникает из соединения как внешних сенсорных переживаний, так и внутренних. [25, с.22]
Алдер Х. считает, что одна система не может быть предпочтительней другой. Все зависит от того, что человек хочет сделать. Например, атлетам необходимо кинестетическое сознание, музыкантам хороший слух, а архитекторам умение создавать сконструированные образы. Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системе к другой. [1, с.56]
Репрезентативные системы напрямую связаны с деятельностью головного мозга, с мышлением, так как любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка.
Алдер Х. в своих исследованиях выделяет существующие в НЛП три информационные системы активности человеческого мозга:
ведущую (ввод информации),
предпочитаемую (представление информации в сознании)
референтную (оценка информации). [1, с.57]
Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.
По мнению Алдера Х., чтобы репрезентировать информацию, ее сначала нужно получить. Каждый человек имеет предпочитаемые им средства введения информации. Совершенная память содержала бы полный набор звуков, картин, вкусов, запахов и ощущений первоначального переживания, но, чтобы восстановить его, мы обращаемся только к одной части набора. Это, так называемая, ведущая система: внутренний канал, используемый в качестве ключа доступа к памяти. Ее также называют системой ввода, т.к. она поставляет нужную информацию для дальнейшего ее обдумывания, которое осуществляется уже с помощью первичной (предпочитаемой) системы.
Человек обычно использует все каналы восприятия, хотя в зависимости от ситуации обращает внимание на один канал больше, чем на другой. К примеру, в художественной галерее человек будет находиться в визуальном мире, а на концерте – в аудиальном. Удивительно, что когда мы думаем, то независимо от предмета размышления, мы всегда придерживаемся какой-либо одной системы. Обычно это предпочтение проявляется в возрасте 10–12 лет. [1, с.59]
Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать картинками. Для других эта точка зрения является трудной. Они могут долго рассуждать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. Если человек придерживается одного канала восприятия, то в НЛП этот канал называется его предпочитаемой системой. Возможно, он является более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Из этого следует, что некоторые люди по природе являются более талантливыми, чем остальные в использовании определенного канала восприятия. В тех случаях, когда тот или иной орган утрачивает свою функцию, то его замещают другие. Подобные феномены общеизвестны. Например, глухие – «слышат глазами», а слепые – «видят пальцами».
Референтная система отвечает за оценку информации, производя сверку полученного результата с искомым. Благодаря этой системе происходит вывод результата, полученного после обработки. Она является дополнительной характеристикой мышления, и в некоторых источниках ее объединяют с первичной системой.
Также подчеркивают важность и роль мышления в деятельности репрезентативной системы О"Коннор Д. и Сеймор Д. в своей работе «Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства».
Авторы пишут, что: «Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем». [35]
Один из способов мышления заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали.
Извлекая информацию, т.е. вспоминая что-либо, человек мысленно проходит через переживания, используя органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания. Переживанием является сочетание воспоминаний и воображения. Большая часть мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.
Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть измерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.