ПРОФИЛАКТИКА
РИСКОВАННОГО
ПОВЕДЕНИЯ
У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В толковом словаре Даля дается следующее определение риска:
«Рискованье (риск) – отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело –
неверное, сомнительное, опасное.
Рисковать – пускаться на удачу, делать
что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности»
В первую очередь во время становления как личности подросток должен:
1. Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью.
2. Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе.
3. Достичь - найти пути реализации и достижения целей.
4. Овладеть - обрести способность брать на себя ответственность для достижения целей.
В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке.
Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше.
Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями.
Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга.
Если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает
Под термином «рискованное поведение» подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.
Рискованное поведение может быть двух типов:
- деструктивное (наркотики, алкоголь, беспорядочные половые отношения, небезопасный секс, правонарушения различного рода и т.д.)
- конструктивные способы реализации желания риска (экстремальные виды спорта, служба в «горячих точках», работа в МЧС)
Вариант рискованного поведения – виктимное поведение — это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая.
Положительный риск.
В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:
- Риск, связанный с повседневной жизнью: - Социальный ( вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений) - Эмоциональный ( признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями) - Физический ( занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)
- Школьный риск - академический ( выбор занятий и заданий повышенной сложности) - атлетический ( умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.) -- внеклассная деятельность ( участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе)
3. Социальный риск - участие в волонтерской деятельности - работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении - начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.
Отрицательный риск.
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс.
В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п.
В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.
Суицидальное поведение подростков
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:
- ситуационные .
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка . В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка . Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам . Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве . Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Употребление подростками психоактивных веществ
Эффекты и последствия употребления курительных смесей:
Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
Сухость во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
Мутный либо покрасневший белок глаз (очень важный признак, наркоманы это знают, поэтому носят с собой «Визин» и другие глазные капли);
Нарушение координации;
Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
Заторможенность мышления;
Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
Бледность;
Учащенный пульс;
Приступы смеха.
Зацепинг —
это способ передвижения на поезде, при котором человек целяется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы .
Селфи в опасных местах
Россия заняла второе место
в мире по количеству
Смертей от селфи
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА
Факторы риска 1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
2. Низкая самооценка.
3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
4. Низкая успеваемость.
5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.
Факторы снижения риска существуют и факторы, которые снижают риск опасного поведения:
1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание.
2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
3. Просоциальная деятельность, включенность в благотворительность.
4. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего.
Что могут сделать родители , педагоги, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у детей? 1. Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
2. Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
3. Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому.
4. Обсуждать с подростком его эмоции, помогать в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
Ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером
(анонимно, бесплатно, круглосуточно) -
8-800-2000-122
Брянский областной психологический центр,
консультации педагогов-психологов –
64-68-27, 64-31-03
Брянская областная детская психиатрическая больница –
53-09-61, 56-77-85
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Уполномоченный по правам ребёнка в Брянской области
Литвякова Елена Сергеевна –
67-50-75
Департамент семьи, социальной и
демографической политики Брянской области –
67-43-73
Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве Брянской области -
67-43-72
Директор департамента общего и профессионального образования Брянской области
Оборотов Владимир Николаевич –
74-39-35
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!