18
АНКЕТА-ЗАЯВКА
участника регионального этапа фестиваля творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО»
( на 2024-2025 учебный год)
Работа представлена на секцию: Культура и искусство.
Возрастная группа: средняя (с 5 по 7 класс)
Фамилия, имя, отчество автора(ов) Головань Эвелина Артёмовна
Головань Юлия Владимировна – мама
Название работы «Рисование – наше семейное хобби»
(Семейный проект)
Год, месяц, день рождения: 09. 07. 2012г.
Место учебы: МАУДО «ЦДТ» класс6
Сотовый телефон автора 8(991)691-72-64
Фамилия, имя, отчество руководителя работы Стексова Татьяна Александровна
Должность педагог дополнительного образования
Место работы Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
телефон для связи 8(922)764-34-90 E-mail stics1ru@rambler.ru
Полный адрес: Индекс 628449 город_Лянтор, мкр. 6, стр. 50,Сургутский р-н, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Россия
Телефон 23734 федеральный телефонный код города 8(34638) факс 8(34638)23734
E-mail lcdt_86@mail.ru
Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Бричикова Людмила Николаевна
Участие в Фестивале ПОДТВЕРЖДАЮ
Подпись директора образовательного учреждения ___________________ / Л.Н.Бричикова
М.П.
Дата заполнения 20.01.2025
Головань Эвелина Артёмовна
6 класс
Головань Юлия Владимировна – мама
Рисование – наше семейное хобби
(Семейный проект)
ХМАО–Югра, Сургутский район
МАУДО «ЦДТ»
обучающаяся объединения «Юный дизайнер»
Научный руководитель:
Стексова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
МАУДО «ЦДТ»
г.Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра
Содержание
Введение 4
Глава I. Что такое рисунок? 5
Глава II. Роль рисования в моей жизни 6
Глава III. Практическая часть 7
Заключение. 10
Литература. 11
Приложение. 12
Введение
С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности человека. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того чтобы развивать творческое воображение, необходима особая организация изобразительной деятельности.[1]
Гипотеза: предположим, что наше семейное увлечение рисованием приносит мне и моей маме удовольствие, то это увлечение является нашим хобби и, возможно, оно поможет мне при выборе будущей профессии.
Объект данного исследования – рисунки.
Предметом исследования являетсявлияние хобби человека на его жизнь.
Цель настоящей работы - привлечь внимание к рисованию как к полезному, развивающему и познавательному досугу.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
Провести анкетирование среди своих сверстников по заданной проблеме и проанализировать их результаты;
Пополнить мамину домашнюю галерею своими рисунками.
Методы исследования: анализ литературы и интернет - ресурсов по проблеме исследования; сравнение и обобщение полученных данных; анкетирование; практическая работа.
Актуальность данного исследования состоит в том, что каждому человеку просто необходимо иметь увлечение. По моему мнению, иметь хобби - это правильно. Нет хобби - есть пустота, а пустота всегда стремится быть заполненной. При чем заполненной всякими ненужными, а иногда и вредными вещами. Психологи утверждают, что наличие любимых занятий в жизни каждого, играет весомую роль. Ведь они делают нашу жизнь гармоничнее, помогая совершенствоваться.
Глава I: Что такое рисунок?
История рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков.
Рисунки в древности представляли собой пиктограммы, в которых был выражен графический способ передачи мысли. Еще до того, как появилась письменность, и даже до того, как люди стали свободно выражаться в устной форме, рисунки помогали им общаться между собой. Позже графические рисунки применялись как средство отправки писем. До сих пор такие пиктограммы не всегда получается расшифровать.(см. Приложение № 1)
Рисунок – это изображение на плоскости, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Рисунки являются основой изобразительного искусства.
Без знания основных требований рисунка, художник не сможет грамотно работать над художественным произведением.Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру. Классический рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером. Он может быть многоцветным. Художественный рисунок составляет одну из важнейших областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф, гравюра, офорт).
Умение рисовать в современном мире - это один из самых важных качеств современного, успешного человека. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
С появлением компьютерных технологий многие перестали рисовать, больше внимания уделяют телефонам, планшетам. Рисование ушло на второй план. Мне стало интересно, где я смогу применить навыки рисования в будущем и как рисование может повлиять на мое мировоззрение, восприятие окружающего мира…
Глава II: Роль рисования в нашей жизни
«Каждый ребёнок – художник!
Трудность в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста »
Пабло Пикассо
У каждого человека есть свои увлечения. С раннего детства я люблю рисовать, всё своё свободное время я провожу за рисованием. Я очень люблю уроки изобразительного искусства. Хочу сделать первые шаги в удивительный мир красок жизни, в мир искусства.
Собирая материал по данной теме я узнала, что учеными доказано, что художественная активность способствует образованию новых мозговых клеток. Значит "рисование имеет огромное значение в формировании нашей личности, развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать".[1]
Я обнаружила информацию, что эксперты в области психологии давно доказали, что "рисунок человека может поведать многое о личности каждого из нас, характере и даже настроении. Особой популярностью пользуются методы лечения больных и определения диагноза с помощью рисунков". [4]
Даже простые каракули во время разговора по телефону или беседы, или когда вы продолжительное время кого-то ожидаете, служат для анализа личности зрелого человека.
Рисунок человека расскажет многое. С помощью рисования мы показываем свои мысли. Мы рисуем с помощью мышц, которые в последствие отображаются в рисунках. Каждая черточка и размер рисунка – это характер движения наших рук. Этими движениями руководит наше эмоциональное состояние, темперамент, а также характер.
Значение рисунков, созданных детьми, занимают почетное место в психологии. Детские рисунки многообразны и не только по смыслу, но и по цветовой гамме, их легче расшифровать и провести анализ. Одного содержания изображения будет мало, чтобы научиться понимать и анализировать рисунки, как взрослого человека, так и ребенка. Даже незначительные детали, такие как цветовое решение, расположение, линии помогут охарактеризовать человека в полной мере.
Глава III: Практическая часть
Главная задача в рисовании - это просто расслабиться, отвлечься от обыденности и создать что-то красивое, что я и пытаюсь сделать.
Но сначала надо правильно организовать свое рабочее место:
-сидеть за столом правильно;
-спину держать ровно;
-не опираться грудью на стол;
-карандаш или кисточку не сжимать, не держать у самого кончика;
- после работы убирать свое рабочее место.
Как нарисовать рисунок.
Простой карандаш – самый важный инструмент художника. Всегда работу начинает он. Мир, в котором мы живем, состоит из различных предметов. Мы видим вокруг себя много красивых и удобных вещей.
В природе многое напоминает линии, например ветви деревьев, травы. Линия – рассказчица, она бежит из-под карандаша и рассказывает обо всем, что ты хочешь. Карандашом можно проводить тонкие и толстые, короткие и длинные, прямые и волнистые, сплошные и прерывистые линии. С помощью линий можно нарисовать рассказ про себя. Всё на свете имеет свой цвет. По форме все они разные. Вглядываясь в облака, часто можно увидеть в их изменчивой форме зверей и чудовищ.
Я знаю, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения,творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный графический рисунок.
Нетрадиционные техники рисования - это когда помимо обычных инструментов (кисточка, карандаш), будут использоваться нетрадиционные.Уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа. Пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, травы, целлофан, соломка, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувствостраха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментировать.
Для себя я определила, что если я создам свою маленькую картинную галерею, то я хоть кому-то принесу кусочек счастья и человек, который был грустным улыбнётся, увидев этот необыкновенный красочный мир. Мне хотелось найти ответы на эти вопросы, поэтому я и решила провести собственное исследование.
Наше исследование состояло из 3 блоков и проводилось на базе «ЦДТ» г.Лянтора. В исследовании приняли 20 человек.
I блок. Создание домашней галереи
Любовь к рисованию с детских лет мне прививала мама. Однажды мама показала мне рисунки и меня удивило, что это оказались ее детские рисунки. Оказалось, что мама сохранила свои детские рисунки и продолжает собирать рисунки нынешних лет. (см. Приложение № 2) Она никогда не занималась профессионально рисованием, и этот момент ее сильно расстраивает. Поэтому мы с ней решили, Что я буду заниматься рисованием в ЦДТ.
Моя мама, первая в нашей семье, начала собирать домашнюю коллекцию рисунков. Я просто решила продолжить домашнюю коллекцию.
В моей коллекции немного моих рисунков, но все впереди и я работаю над этим. Но вот маминых рисунков около 100 штук, но они все выполнены на формате A4. Свои же рисунки я рисовала на формате А3 и выполнены они разными материалами. Я люблю экспериментировать.
Еще я заметила, важное преимущество рисования в том, что оно позволяет уникально выражать свои мысли. Человек сам выбирает, что рисовать, в какой технике и какими средствами. Цвета, формы и предметы изображения говорят о настроении человека, его эмоциях и взгляде на мир. Например, рисуя акварелью можно создавать легкие, светлые, красочные пейзажи, портреты.
Мне нравится рисовать предметы, которые меня окружают и представлять, что каждый предмет на картине живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой и поэтичной. Когда-нибудь я хочу научиться рисовать как великие русские художники И. Шишкин, И. Айвазовский и К. Брюллов! Работу над проектом продолжу: буду изучать разнообразную технику рисования, жанры в изобразительном искусстве, совершенствовать своё творчество. Мне предстоит работать над проблемой: поможет ли моё увлечение в учебе и выборе будущей профессии?
Свои рисунки я показала одноклассникам, они им очень понравились.(см. Приложение № 3)
С развитием компьютерной техники и интернета появились виртуальные музеи и я задумываюсь о создании своего музея, чтобы мои близкие, которые далеко и не могут посмотреть мои картины, могли бы полюбоваться ими виртуально.
Мы с мамой увлеклись графическим дизайном. Мама часто приходит с моей младшей сестрой на мои уроки и мастер-классы по цифровому рисунку. (см. Приложение № 4)
II блок. Анкетирование
Я решила узнaть, любят ли мои одноклaссники рисовать, знaют ли они художников и их картины, и в каких техниках им нравится рисовать.(см. Приложение № 5)
В опросе участвовали 20 человека.Они с удовольствием ответили на вопросы.
III блок. Результаты анкетирования
Результаты анкетирования показали, что практически все дети любят рисовать. Потому что рисование для них это веселое времяпровождение. Художники, как никто, знают о ценности и необходимости отдыха. Они умеют давать выход эмоциям. Все, что нужно, это бумага, карандаш, холст, кисти и краски, и вы сможете расслабиться и зарядиться энергией. (см. Приложение № 6)
Большая часть опрошенных детей предпочитает рисовать красками, а именно гуашью. Когда я спросила, почему именно гуашью, то ответ был таким, что акварелью невозможно исправить ошибки, а гуашью - это сделать намного проще.
Удивил один ответ: «Я не собираюсь быть художником, и рисование мне не нужно!». Но такие слова чаще всего звучат, когда ребята еще мало задумываются над выбором своей профессии, они только мечтают о том, кем бы им хотелось стать в будущем. Профессии, связанные с изобразительным искусством, это профессии назначение которых дарить людям красоту. Занятия рисованием формируют и оттачивают вкус к красоте. Люди, которые сумели научиться ценить и понимать искусство, потом стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в саму жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду.
Я сделала вывод, что изображая мир, люди учатся его понимать. Часто люди смотрят, но не умеют видеть. Можно научиться видеть в обычном особенное, если вглядываться. Если нарисовать большое радостное солнце, капли дождя на листьях, белые облака на небе, то увидишь красоту природы. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.
Главное верить в себя, и чтобы рядом был замечательный наставник!
Заключение
В моей работе было выполнено две разные задачи: пополнить домашнюю галерею, которую начала собирать моя мама, своими рисунками в разных техниках и узнать какое отношение у моих сверстников к изобразительному искусству.
За время работы над этой темой и учебными занятиями в ЦДТ я узнала, что без знаний основных требований рисунка, художник не сможет грамотно работать над художественным произведением.
Посещая Центр детского творчества, я научилась: грамотно работать карандашом, придумывать узоры, иллюстрации к сказкам, передавать свои впечатления от увиденного, сочинять композиции и многое другое. Узнала о том, что художники пишут пейзажи с натуры и по воображению с одинаковым названием, но вызывающим разные чувства.
Наша гипотеза, что моё и мамино увлечение рисованием приносит нам удовольствие, то это увлечение является нашим хобби подтвердилась.
Моё стремление ощутить себя творцом, юным художником осуществилась.
Человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение подтвердилась. Когда человек не слышит и не может говорить, то он может передать свои мысли через рисунок.
Рисование — это именно то, что помогает мне успокоиться, жить в мире творчества и бесконечной красоты. Но я уточню, я совсем не профессионал своего дела, я только начинающий любитель.
В ходе исследования я сделала вывод, что занятия рисованием:
развивает у меня воображение, аккуратность, наблюдательность, способность сконцентрироваться, замечать мелкие детали;
позволяет уникально выражать свои мысли;
дети, любящие рисовать более сосредоточенные, внимательные, усидчивые и сообразительные.
занятия рисованием формируют и оттачивают вкус к красоте, развивают зрительную память, мелкую моторику рук и пальцев;
в таких профессиях, как учитель, воспитатель, библиотекарь, столяр, повар очень часто ощущается потребность в навыках выполнения творческих работ;
люди, которые умеют рисовать, легко справляются с дизайнерскими вопросами в быту, продолжают свою творческую деятельность, занимаются рукоделием.
Список литературы:
Балонова М.Г. – «Искусство и его роль в жизни общества» 2007г.
Данилова Г.И. - «Искусство» 2014г.
Неменская Л.А. - «Искусство в жизни человека» 2016г.
Интернет-ресурс: https:// https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-izobrazitelnogo-iskusstva-v-fo/
Интернет-ресурс:https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2018/01/16/polzazanyatiy-izobrazitelnym-iskusstvom
6. Интернет-ресурс:
https://infourok.ru/user/volodina-natalya-sergeevna/blog/izobrazitelnoe-iskustvo-zachem-mi-risuem-pochemu-neobhodimo-uchitsya-risovat-i-dlya-kakih-professiy-eto-nuzhno-52830.html
Приложение № 1
Пиктограмма – это символ, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Приложение № 2
Мамины рисунки
Эти рисунки мама нарисовала в 2024г.
Маминых рисунков около 100 штук, но они все выполнены на формате A4.
Свои же рисунки я рисую на формате А3 и выполнены они разными материалами.
Моя мама на экскурсии в ЦДТ. октябрь 2024 г.
Приложение № 3
Мои рисунки
… Мне нравится рисовать предметы, которые меня окружают и представлять, что каждый предмет на картине живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой и поэтичной.
Когда-нибудь я хочу научиться рисовать как великие русские художники И. Шишкин, И. Айвазовский и К. Брюллов!
Приложение № 4
Цифровой рисунок
Моя мама с младшей сестрой на мастер-классе по цифровому рисунки в ЦДТ. Декабрь, 2024г.
Приложение № 5
Анкета
Если у Вас любимое хобби? ___________________________________________
Любите ли Вы рисовать? ______________________________________________
Какими материалами Вам нравится рисовать? ____________________________________________________________________________
_____
Кто Ваш любимый художник и его картина? _____________________________________________________________________________
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
Головань Эвелина
обучающаяся «Юный дизайнер», МАУДО «ЦДТ»
Приложение № 6
Результаты анкетирования
Если у Вас любимое хобби ?
Любите ли Вы рисовать?
Какими материалами Вам нравится рисовать?
Кто Ваш любимый художник и его картина?