Христенко Татьяна Александровна
1. учитель информатики, классное руководство – 8 класс
2. муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» п. Новокавказского Александровского района
3. тел.: личный 89054126971, раб. 8(86557)3-82-16
4. E-mail: 2004XTA@mail.ru (личный), AlexandrOO_s9@mail.ru (школьный)
5. 356321, Ставропольский край, Александровский район, п. Новокавказский, ул. Строительная, 47 кв.3
6. номинация «Организация сотрудничества с родителями»
Родительское собрание
«Права ребенка – обязанности родителей»
Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка;
довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Добрый день, уважаемые родители. Я рада, что вы отложили все заботы и хлопоты и посетили родительское собрание.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького человека, а также рассмотреть ваши права и обязанности по отношению к ребенку.
Прежде чем мы начнем собрание я бы хотела, чтобы вы разбились на две группы и ответили на следующие вопросы:
– Какие убеждения мешают человеку в жизни? Почему? (Слайд 1)
– Какие убеждения помогают?
1. Каждый должен любить меня.
2. Я все должен делать хорошо и лучше всех.
3. Некоторые люди плохие, они должны быть наказаны.
4. Я свободный человек, нуждаюсь в поддержке, а не в поводыре.
5. Я знаю, что скоро произойдет что-то ужасное.
6. Я всегда могу попробовать. Важно действовать.
7. Ваши проблемы – это ваши проблемы.
8. Я не могу идти другим путем.
9. Ваши проблемы являются моими.
10. Есть только один путь сделать это.
11.Все не должны любить меня.
12. Ошибки бывают полезны, если я учусь на них.
13. Я должен сам отвечать за свои ошибки.
14. Лучше не пытаться измениться.
15. В моих неприятностях виноваты вы.
16. Я могу измениться.
Итоги обсуждения вопросов.
Поведение человека отражает его убеждения. Изменить человека нельзя, можно изменить свое отношение к его поступкам.
Изменив свои убеждения, изменив поведение, научимся принимать другого человека таким, какой он есть.
Отрицание прав человека является трагедией не только конкретной личности, но создает условия для социальной и политической нестабильности. Что, в свою очередь, ведет к конфликтам и насилию в обществе. Понимание этого каждым человеком позволит создать правовое демократическое государство, в котором гражданин знает свои права и обязанности.
(Слайд 2)
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Тема нашего собрания «Права ребенка – обязанности родителей». (Слайд 3)
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
Какие вы знаете документы по защите прав вашего ребенка? (ответы родителей)
Во всем мире существуют три основных документа по защите прав ребенка.
Основные международные документы ЮНИСЕФ: (Слайд 4)
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка провозглашает права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Она признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
Помимо перечисленных международных документов по защите прав ребенка в нашей стране также имеются документы, которые защищают права ребенка:
(Слайд 5)
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Уголовный кодекс
Закон «Об образовании»
http://zakonoproekt2010.ru/edu/01-12-2010
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». В данное время в сети Интернет помещен проект нового закона «Об образовании», с которым вы можете ознакомиться на сайте http://zakonoproekt2010.ru/edu/01-12-2010. Вы также можете внести свои рекомендации по данному закону.
Уважаемые родители, мы сейчас с вами назвали основные документы по защите прав ребенка, но мне хотелось бы услышать от вас, какими, же правами обладают наши с вами дети?
Право на жизнь. (Слайд 6)
Право на свободу.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на защиту своих прав .
Право на личную жизнь, семейную жизнь.
Право на неприкосновенность жилища.
Право на свободу мирных собраний.
Право говорить на родном языке.
Право на образование.
Право на свободу мирных собраний.
Право на достойное питание.
Право на медицинский уход.
Право на защиту от работы, которая приносит вред здоровью.
Существует достаточно много прав, но мне бы хотелось остановиться на тех, о которых вы бы хотели поговорить. (Выбор прав)
(Слайд 7)
Право ребенка на жизнь и здоровье
Право ребенка на игру
Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения
Права ребенка.
Итак, первое право, на которое мы с вами обратим внимание – это право на жизнь и здоровье.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1). В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые, как в семье, так и в образовательном учреждении.
Я считаю, что данное право не ущемляется как ни со стороны педагогов, так и с вашей стороны.
Для более глубокого обсуждения я предлагаю взять право на игру и право на защиту от жестокого обращения. Так как эти права не всегда воспринимаются, не нарушая прав других людей.
Право ребенка на игру (Слайд 8) рисунки детей за игрой.
Ведущей деятельностью ребенка является игра. Это знают многие, но далеко не всегда она занимает должное место.
Дмитрий Борисович Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время.
В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Но не всегда данное времяпровождение приносит ребенку пользу. Очень часто из компьютерных игр дети берут такие качества как: злоба, жестокость. А всегда ли вы, родители, контролируете то, что смотрит и во что играет ваш ребенок?
Ответы родителей.
Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? И у меня к вам вопрос, а каким бы вы хотели вырастить своего ребенка? Ответы родителей.
Неужели кто-то из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Наверное, нет. Вы высказали, что хотите чтобы ваш ребенок был: добрым, ласковым… Но для того, чтобы ребенок был именно таким, каким мы его хотим видеть, мы должны вспомнить о своих обязанностях. И главная наша обязанность, как родителей – это воспитать ребенка знающим свои права и не нарушающих права других.
Когда мы нарушаем права других у нас проявляется жестокость, лживость, корысть, злоба. Поэтому у нас есть Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. (Слайд 9)
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение».
(Слайд 10) «Под жестоким обращением» (пренебрежением основными нуждами ребенка) понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Данный документ определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Каково же ваше мнение, в чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Ответы родителей.
Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. За что вы физически наказываете своего ребенка?
Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи способствует тому, что дети большую часть времени оказываются, лишены родительского внимания и контроля. Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12-ти лет используют физические наказания. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержки со стороны родителей.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают, так как им хочется, а не так как от них требуют.
Очень часто наказания у детей вызывает не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства: возмущение, обида, месть, протест, озлобленность. Исходя из выше сказанного, наблюдая за поведением детей, подростков, молодежи мы видим, как они весь негатив выплескивают на окружающих. Примером этого может послужить масштабное волнение на Манежной площади, где участниками были не только взрослые, но и дети. А каково ваше мнение о данной ситуации?
Знание и понимание права ребенка всеми участниками образовательного процесса, позволяет родителям осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и школы.
Вопросы:
- Какие права имеют дети? Общие итоги обсуждения.
У всех есть право: (Слайд 11)
– право на жизнь и здоровье;
– право на образование;
– просить о помощи и эмоциональной поддержке;
– протестовать против несправедливого обращения;
– на свое собственное мнение;
– совершать ошибки, пока не найдется правильное решение;
– предоставлять людям возможность решать их собственные проблемы;
– говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
– побыть в одиночестве;
– на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
– менять свои решения или избирать другой образ действий;
– добиваться перемены договоренности.
Обсуждая права ребенка, мы можем выделить и ваши обязанности по отношению к вашим детям.
- А какие же обязанности имеют родители? Общие итоги обсуждения.
Ваши обязанности: (Слайд 12)
Родители несут равные обязанности в отношении своих детей.
Родители обязаны воспитывать своих детей
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они обязаны обеспечить посещение ребенком школы до окончания учебного года, в котором он достигнет возраста 16 лет.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбу. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Дорогие родители! Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении вашего авторитета, взаимного уважения и любви.
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только, понимать личность ребенка, но и помогать ребенку, сохранить и развивать свою индивидуальность.
Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов.
И мне бы хотелось закончить собрание следующими словами: «Надо помнить, что права есть и у других людей, что нет прав без обязанностей.
Права одного человека не должны ущемлять права другого человека». (Слайд 13)