Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Переходный возраст: особенности контакта с подростками"»
Родительское собрание на тему
«Переходный возраст: особенности контакта с подростками»
Филатова Л.С.
МБОУ ООШ №11
р.п. Верхние Серги, Свердловской области
11-15 лет
Подростковый возраст:
- Трудный
- Кризисный
- Пубертатный
- Переломный
- Переходный
Психолого-педагогические доминанты развития подростка
- Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей
- Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей
- Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения им.
- Сохранение высокой
- зависимости от влияния
- взрослых в развитии
- самопознания, личного самоопределения
Потребность во взрослом обращении
- Возникновение чувства взрослости
- Тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон)
- Подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности
- Общение выходит за рамки учебы.
- Общение со сверстниками для подростков большая ценность , чем общение с родителями и ближними.
- Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия
- Идеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам»
- Большое место - откровенные разговоры
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе
- Значимо мнение сверстников, коллектива класса.
- Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей
- Главное – играние ролей
Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков
- Рационализация – снижение ценности недостижимого объекта
- Фантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуации
- Сублимация – замещающая деятельность
Потребность в активной познавательной деятельности
- Наличие разных учителей дает возможность сравнивать их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельности
- Подростков привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Потребность в половой идентификации
- Чрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят
- Проблема 1. дефицит мужского влияния в школе феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин.
- Проблема 2. Половая дезориентация. Перекладывание важных дел на женские плечи.
- Проблема 3. Вопросы полового просвещения.
- Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение.
- Проблема 5 . Асоциально-половая адаптация подростков.
Возрастными задачами развития подростка являются
- Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения
- Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли.
- Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
5. Подготовка к профессиональной карьере.
6. Формирование социально-ответственного поведения
7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.
Противоречия подросткового возраста
- П. между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка.
- П. в отношениях со взрослыми.
- П. между «нужно» и «опасно»
Приемы эффективного взаимодействия с подростками
Учитесь говорить и слушать
- Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность,
- за право реализовать свои потребности и цели.
- Чтобы научиться
- договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного
слушания и
доброжелательного общения
А что если…
- Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас.
Будем друзьями?
- Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.
Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей
Для подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым.
Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.
Как перехитрить одиночество?
- «У меня нет настоящих друзей» так часто полагают подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Результаты анкетирования учащихся
- Приняло участие – чел
- Не участвовали –
1. Какие у тебя отношения с родителями
2. Какие у тебя отношения со сверстниками?
3. Как ты в целом относишься к себе (положит-но, отриц-но, как-то еще)?
4. Что ты ждешь от будущего?
5. Есть ли у тебя кто-то из взрослых кому бы ты мог довериться??
6. Есть ли у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать всё?
7. Что для тебя сейчас более важно? (учеба, общение с друзьями, взрослыми, что-то еще)
8. Что ты больше всего ценишь в людях?
Использованная литература
- Родительские собрания, 7 класс\ Авт.-сост. О.В.Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
- Картинки – из ресурса Интернета