СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родной край - Хакасия" рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Родной край - Хакасия" рабочая программа по курсу внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 5»





Рекомендовано для утверждения

Руководитель ШМО

___/Подшибякина И.А.

ФИО

Протокол

от «29» августа

2016 года № 1

Согласовано

Заместитель директора по УВР  

________/Болгова Н.В___

ФИО

 «30» 08 2016 г


Утверждено

Директор школы

______/Ченская С.В./

ФИО

 Приказ

от «31» августа

2016 года № 280










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Родной край - Хакасия»

общеинтеллектуальное направление

для 6 класса







Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ:

Белова Елена Николаевна

учитель географии








г. Черногорск

2016 г.


Пояснительная записка


Название: «Родной край – Хакасия».

Вид: внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление.

Уровень: основное общее образование

Модифицированная программа внеурочной деятельности «Родной край - Хакасия» разработана на основе авторской программы Анжигановой Л.В., Зеленецкой Т.И. с корректировкой.

Актуальность. Содержание программы курса «Родной край - Хакасия» направлено на формирование представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.

Курс «Родной край – Хакасия» способствует решению основной цели

  • формирование у учащихся представлений о неоднородности различных территорий Земли на примере Республики Хакасия.
    Основные задачи:

  • формировать знания учащихся о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Республики Хакасия;

  • формировать знания о сферах Земли, их структуре, географических закономерностях их развития, природных условиях и ресурсах жизни и деятельности населения на примере Республики Хакасия;

  • рассмотреть взаимоотношения людей и природы в Хакасии;

  • познакомить учащихся с этническими, культурно-бытовыми особенностями населения Республики Хакасия;

  • познакомить учащихся об особенностях природопользования в Хакасии;

  • научить умению работы с планом, картой, приборами и инструментами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения краеведения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компе-тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты включают освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения краеведения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).


Важнейшие предметные результаты:

1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

2) первичные представления о пространственно-географическом положении малой Родины;

3) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

4) владение этнографическим компонентом своего региона;

5) начальные умения и навыки работы с топонимическим материалом своего региона;

6) общие представления об истории возникновения малой


Содержание курса

6 класс (33 часа)

Введение (4 ч.)

Географическое положение Республики Хакасия. Вид из космоса. Карта Хакасии. Географические координаты г.Абакан, г.Черногорск и других объектов. Ученые-исследователи Хакасии. Символы Республики Хакасия.


Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Республики Хакасия (7 ч.)

Формирование рельефа. Современный рельеф. Орографические районы: Кузнецкий Алатау, Западный Саян, Абаканский хребет, Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина. Кряж. Отрог. Горы-гольцы. Цирки. Кары. Троги и морена. Карстовые формы рельефа республики.

Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории республики. Уголь. Золото. Железная руда. Мрамор. Нерудное минеральное сырье.

Практические работы: 1.Определение по карте высоты гор и нанесение на контурную карту. 2. Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Республики Хакасия. 3. Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых республики.


Тема 2. Водные ресурсы Республики Хакасия (6 ч.)

Реки Хакасии: Енисей, Абакан, Чулым. Озера: Шира, Иткуль, Белё. Водохранилища Красноярское и Саяно-Шушенское. Подземные воды. Минеральные источники. Ледники. Водохранилища. Их использование человеком. Рациональное водопользование.

 Практические работы: 1. Изображение на карте крупных рек, озер, минеральных источников, водохранилищ 2. Характеристика реки.

Тема 3. Погода и климат Республики Хакасия. Времена года (4 ч.)

Наблюдение за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Годовой ход температуры. Засухи. Особенности времен года. Народные приметы.

Практические работы: 1. Календарь погоды. 2. Построение графика средних температур воздуха за наблюдаемый период. 3. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля, количества осадков и направления ветра в республике.

Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Республики Хакасия (7 ч.)

Природные комплексы Хакасии. Основные типы почв на территории Хакасии. Современные природно-растительные формации. Горная темнохвойная тайга. Горная светлохвойная тайга. Равнинная тайга. Лесостепь. Степь. Широтная зональность. Высотная поясность. Лекарственные травы. Эндемики. Красная книга Хакасии. Памятники природы: заповедник Хакасский.

Практическая работа: 1. Нарисовать растения и животных, занесенных в Красну книгу Хакасии. 

Тема 5. Население и народы Республики Хакасия (5 ч.)

Хакасия– многонациональный регион России. Коренные жители края – хакасы. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Верования. Фольклор. Занятия. 

Крупнейшие народы – русские, украинцы, татары. Культурно-бытовые особенности.


Городское и сельское население Хакасии. Хозяйственная деятельность населения. Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых.

Практические работы:  1. Разработать маршрут и составить текст экскурсии по г.Черногорску..
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»


Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

18

15


Формы аттестации: защита творческой работы, устное собеседование.



Требования к знаниям и умениям


Называть и (или) показывать:

  • основные источники получения географической и краеведческой информации;

  • дату образования и площадь республики в сравнении с другими регио­нами и странами;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ Республики Хакасия;

  • границы республики, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница республики, ее протяженность;

  • основные тектонические структуры земной коры, причины нарастающей сейсмической активности;

  • основные формы рельефа и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;

  • основные формы рельефа (орографические структуры) и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;

  • месторожде­ния полезных ископаемых, современное изучение территории области и но­вые месторождения открытых ископаемых;

  • климатообразующие факторы, характеристику резко континенталь­ного климата и основные фенологические явления в природе по временам года;

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.);

  • крупнейшие реки, озера, водохранилища республики;

  • примеры озер, происхождение котловин озер;

  • распространение основных типов почв;

  • природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедник, Красную книгу Республики Хакасия;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • источники и виды загрязнений окружающей среды;

  • меры по охране атмосферы;

  • экологические проблемы родного края;

  • численность и естественное движение населения;

  • национальный состав населения, коренные народы Хакасии, рели­гии, их распространение;

  • экологические проблемы родного края;

Определять и (или) измерять:

  • географические координаты, направления, расстояния (по карте);

  • местное время своего населенного пункта по сравнению с другими;

  • температуру, годовую амплитуду температур по статистическим данным, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи метеоприборов.

    Описывать:

  • географическое положение объектов;

  • элементы ландшафта местности: рельеф, климат, почвы;

  • растительность:

  • животный мир;

  • реку, озеро, болото;

  • населенный пункт.



Объяснять:

  • сущность основных научных и краеведческих понятий и терминов;

  • особенности рельефа территорий, связанные с деятельностью ветра, поверхностных текучих вод, геологического строения и тектоники, составом горных пород;

  • сочетания полезных ископаемых;

  • различия в климате территорий, свойства основных воздушных масс, формирующих климат республики;

  • особенности питания и режима рек;

  • различия в почвенном плодородии территорий, связанные с особенностями растительного покрова, сочетания тепла и влаги;

  • различия растительного и животного мира территорий;

  • особенности экологических ситуаций отдельных районов.













Учебно-тематическое планирование

6 класс (33 часа)


Тема занятия.

Количество часов.

Дата


Введение (4 часа)

1

Особенности местоположения Хакасии на карте России.

1

02.09

2

Географические координаты г.Абакан, г.Черногорск и других объектов

1

09.09

3

Символы Хакасии.

1

16.09

4

Путешественники и исследователи Хакасии.

1

23.09

Рельеф и минеральные богатства Республики Хакасия (7 ч.)

5

Рельеф и его формирование

1

30.09

6

Орографические районы Хакасии

1

07.10

7

Практическая работа № 1
«Определение по карте высоты гор и нанесение на контурную карту»

1

14.10

8

Практическая работа № 2
«Характеристика форм рельефа по плану»

1

21.10

9

Образование полезных ископаемых на территории республики

1

28.10

10

Практическая работа № 3 
Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых республики

1

11.11

11

Природные достопримечательности

1

18.11

Водные ресурсы Республики Хакасия (6 ч.)

12

Реки Хакасии

1

25.11

13

Озера.

1

02.12

14

Минеральные источники, использование их человеком

1

09.12

15

Практическая работа № 4 

Изображение на карте крупных рек, озер, минеральных источников, водохранилищ

1

16.12

16

Практическая работа № 5 
Характеристика Енисея, реки Абакан.

1

23.12

17

Природные достопримечательности

1

13.01

Погода и климат Республики Хакасия. Времена года (4 ч.)

18

Наблюдение за погодой.
Практическая работа № 6 «Календарь погоды»

1

20.01

19

Климатообразующие факторы
Практическая работа № 7  «Построение графика средних температур воздуха за наблюдаемый период».

1

27.01

20

Практическая работа № 8 «Построение розы ветров в Хакасии».

1

03.02

21

Времена года. Народные приметы

1

10.02

Почвы. Растительный и животный мир Республики Хакасия (7 ч.)

22

Развитие органической жизни в геологическое время

1

17.02

23

Основные типы почв на территории Хакасии

1

03.03

24

Современные природно-растительные формации. Тайга, лесостепь, степь.

1

10.03

25

Высотная поясность

1

17.03

26

Редкие и исчезающие растения и животные

1

07.04

27

Охрана растительного и животного мира. Красная книга

1

14.04

28

Практическая работа № 9. Оформить буклет растений и животных, занесенных в Красну книгу Хакасии.


21.04

Население и народы Республики Хакасия ( 5 ч.)

29

Хакасия – многонациональный регион России. Коренные жители Хакасии

1

28.04

30

Городское и сельское население Хакасии

1

05.05

31

Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых.

1

12.05

32

Практическая работа № 10. Разработать маршрут и составить текст экскурсии по г.Черногорску.

1

19.05

33

Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»

1

26.05