СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова (презентация и разработка урока)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Программа "Школа России". 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»


Конспект урока по русскому языку, 2 класс

Учитель: Тимошенко Елена Васильевна

Тема урока: «Родственные слова».

Задачи урока: - Формирование умений находить общую часть слова и

писать ее идентично, подбирать однокоренные слова;

- Развитие речи и памяти учащихся, умений находить главные

члены предложения;

- Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока.


  1. Организационный момент. ( t=2 мин)

В конце урока вы мне скажите: «Какие слова называются родственными?»

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

А как правильно надо сидеть за партой? Подвиньте поближе стульчик, выпрямите спинку, положите тетрадь с наклоном.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

15 апреля.

Классная работа.


  1. Чистописание ( t=3 мин)

( слайд 2) Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? (О)


(слайд 3) Определите порядок написания букв в данном ряду:

Ооб Оов Оог …


Запишите в тетрадь, продолжив заданную последовательность

(Заглавная О, строчная о с согласными буквами в начале алфавита)


(слайд 4) Какие слова с её помощью можно образовать? Значение каких слов вам непонятно? Запишите слова, которые вы запомнили.

(Кот, ком, кол, кон, кок, код)


3. Орфографическая минутка ( t=2 мин)

(слайд 5) Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки, объясни орфограммы.

(Пруж…на, туч_ка, пал…то, (К,к)орова (З,з)ойка, ме(ж,ш)ки, сл(о,а)ны )


В это время несколько ребят работают индивидуально на компьютерах, они выполняют тест. В компьютерах задания разной сложности, поэтому приглашаются ребята разного уровня подготовки.


4. Словарный диктант ( t=3 мин)

(слайды 6 – 16) Напиши только пропущенные буквы в словах:

Заяц, ягода, помидор, картофель, тарелка, дорога, ученица, собака, машина, карандаши, пальто.

(Взаимопроверка и оценивание работ)


5. Тема урока


  • Сказка «Чудо-дерево» ( t=5 мин)

(слайд 17) Жило-было маленькое слово рос. Оно было коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем стали про меня забывать слова-соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Так ты вырасти хочешь? – сказала царица Грамматика. – Ну, будь по-твоему!» (слайд 18) И посадила она слово рос в землю, как зернышко, водичкой его полила.

Прошло немного времени, и появился из земли росток. Рос росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось все больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нем веточки и листочки. Чудо-дерево стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят.


- Найдите в каждом слове то маленькое слово рос, из которого выросли все эти слова.


- (слайд 19 )Прочитайте слова. Найдите в них общую часть.


Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.


- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов?


Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например с корнем - чист - около шестидесяти. А с корнем - вод – (в слове водить ) можно найти больше ста.

В наше время у некоторых слов «родственники» прибавляются. Например, у слова Луна было совсем мало «родственников»: лунный, безлунный, лунатик. А в наше время появились ещё слова: прилунился, луноход.


  • Первичное закрепление (слайд 21) ( t=4 мин)

- Подбери родственные слова к слову:

1 вариант – стол

2 вариант – дом

3 вариант – гриб


Проверка (слайды 22 – 24):

- Что заметили в словах? (Слова: столько, домыть, не однокоренные к данным словам.) Почему?


Правило: Однокоренными словами являются слова, у которых общее значение и одинаковый корень. (У всех на столах схема данного правила)


6. Физ. Минутка (слайд 25) ( t=5 мин)

Какое сейчас время года? А какое время года мы провожаем? Давайте споем о зиме и потанцуем, чтобы зима не злилась и пустила весну к нам.

- Найдите в стихотворении однокоренные слова. Запиши их, выдели корень.


  • Региональный компонент ( t=4 мин)

- Какие изменения происходят на Урале с наступлением весны?

- Каких птиц можно встретить у нас, в родном крае?

- Как мы можем помочь птицам сейчас?


Игра «Чей голос?» (слайды 26-28)

- Какая птица поет?


7. Словарная работа (слайд 29) ( t=10 мин)

Сейчас сами вы отдохнете, руки отдохнут, а работать будут только глазки.


  • Гимнастика для глаз

Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.


- С каким словарным словом мы познакомимся? (слайд 30)

- Какие гласные попущены в слове?

- Что такое ФАМИЛИЯ? Где это можно узнать? В толковом словаре. Прочитай определение.

- Выполни задание с этим словом (слайд 30). Задания зеленого цвета легче, а синего – сложнее. Выбери себе задания по уровню сложности.


8. Закрепление изученного ( t=2 мин)

(Соревнование по рядам)


  • Найди лишнее слово (слайд 33)

- Почему оно лишнее? (не родственное)


  • Скажи одним словом (слайд 34)

- Как называются эти выражения? (фразеологизмы)


9. Итог урока ( t=4 мин)

- С какими словами познакомились?

- Какие слова называются однокоренными?

- Кто понял тему сегодняшнего урока?


  • Проверка

Все ребята по очереди соотносят по одному слову с данным однокоренным. (слайд 35)


В это время несколько учащихся проверяют усвоение материала на компьютере, в виде теста.


10. Домашнее задание ( t=1 мин)

(По уровню сложности выбирают себе задание учащиеся)


Подбери однокоренные слова к слову водить

Сильным: более 10 слов.

Слабым: менее 10 слов.


-Где можно найти однокоренные слова? (Поработать со словарем)


Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. (слайд 36)

Просмотр содержимого презентации
«Родственные слова»

УМК «Школа России» Родственные слова 2 класс

УМК «Школа России»

Родственные слова

2 класс

Т Д К М К Л Н

Т

Д

К

М

К

Л

Н

Определите порядок написания букв в данном ряду: Ооб  Оов Оог Оо… Запишите в тетрадь, продолжив заданную последовательность

Определите порядок написания букв в данном ряду:

Ооб Оов

Оог Оо…

Запишите в тетрадь, продолжив заданную последовательность

Какие слова с её помощью можно образовать? Д Т К М К Л Н

Какие слова с её помощью можно образовать?

Д

Т

К

М

К

Л

Н

Орфографическая минутка пруж_на и туч _ ка ту чк а пал_то ь (К,к)орова (З,з)ойка к орова З ойка ме(ж,ш)ки ме ш ки сл(а,о)ны сл о ны

Орфографическая минутка

пруж_на

и

туч _ ка

ту чк а

пал_то

ь

(К,к)орова (З,з)ойка

к орова З ойка

ме(ж,ш)ки

ме ш ки

сл(а,о)ны

сл о ны

Вставь пропущенную букву. Молодец! я за … ц Я И Е или или

Вставь пропущенную букву.

Молодец!

я

за … ц

Я

И

Е

или

или

Молодец! о яг … да О А

Молодец!

о

яг … да

О

А

Молодец! о и п…м…дор О И А Е

Молодец!

о

и

п…м…дор

О

И

А

Е

Молодец! а е к …ртоф…ль Е А И О

Молодец!

а

е

к …ртоф…ль

Е

А

И

О

Молодец! а т … релка А О

Молодец!

а

т … релка

А

О

Молодец! о д … рога О А

Молодец!

о

д … рога

О

А

Молодец! е уч…ница Е И

Молодец!

е

уч…ница

Е

И

Молодец! о с … бака А А О или

Молодец!

о

с … бака

А

А

О

или

Молодец! а м … шина А О

Молодец!

а

м … шина

А

О

Молодец! а а к … р … ндаши А О А О

Молодец!

а

а

к … р … ндаши

А

О

А

О

Молодец! а п … льто О А

Молодец!

а

п … льто

О

А

РОС

РОС

вы рос ло рос ло рос ток про рос ло РОС

вы рос ло

рос ло

рос ток

про рос ло

РОС

ЛУН а ЛУН при ился ЛУН без ный ЛУН атик ЛУН оход

ЛУН а

ЛУН

при

ился

ЛУН

без

ный

ЛУН

атик

ЛУН

оход

СТОЛ ДОМ ГРИБ

СТОЛ

ДОМ

ГРИБ

- ИК - ОВАЯ НА-  - ЬНАЯ - СТОЛ - - Ь ко

- ИК

- ОВАЯ

НА-

- ЬНАЯ

- СТОЛ -

- Ь ко

- ДОМ - - ИК - ИЩЕ - АШНИЙ

- ДОМ -

- ИК

- ИЩЕ

- АШНИЙ

- ГРИБ - -НИК -ОК -НИЦА -НОЙ

- ГРИБ -

-НИК

-ОК

-НИЦА

-НОЙ

П О Л М И Н У Т К И  Д Л Я Ш У Т К И ПОПЛЯСАЛИ ПО СНЕГАМ СНЕЖНЫЕ МЕТЕЛИ. СНЕГИРИ СНЕГОВИКАМ ПЕСНЮ ПРОСВИСТЕЛИ. РЕКИ  ЗАСНЕЖЕННОЙ  У В СНЕЖНОМ  ПЕРЕУЛКЕ,  ЗВОНКО НОСЯТСЯ СНЕЖКИ  РЕЖУТ СНЕГ СНЕГУРКИ.

П О Л М И Н У Т К И Д Л Я Ш У Т К И

ПОПЛЯСАЛИ ПО

СНЕГАМ

СНЕЖНЫЕ

МЕТЕЛИ.

СНЕГИРИ СНЕГОВИКАМ

ПЕСНЮ ПРОСВИСТЕЛИ.

РЕКИ

ЗАСНЕЖЕННОЙ

У

В

СНЕЖНОМ

ПЕРЕУЛКЕ,

ЗВОНКО НОСЯТСЯ

СНЕЖКИ

РЕЖУТ

СНЕГ СНЕГУРКИ.

КЛЁСТ

КЛЁСТ

ПОПОЛЗЕНЬ

ПОПОЛЗЕНЬ

СИНИЦА

СИНИЦА

Лексическое значение Задания  ф  мил я

Лексическое значение

Задания

ф мил я

Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.   Моя фамилия - … .

Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

Моя фамилия - … .

Напиши слово.  1. Поставь знак ударения.  2. Раздели его для переноса.  3. Подбери к нему однокоренное слово, запиши его.    1. Раздели его на слоги.  2. Поставь знак ударения.  3. Составь и запиши предложение с данным словом, найди подлежащее и сказуемое.

Напиши слово.

1. Поставь знак ударения.

2. Раздели его для переноса.

3. Подбери к нему однокоренное слово, запиши его.

1. Раздели его на слоги.

2. Поставь знак ударения.

3. Составь и запиши предложение с данным словом, найди подлежащее и сказуемое.

Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок.  лист водить Моряки, морской, моржи. Белка, беленький, белить.  моржи  белка

Водяной,

вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

лист

водить

Моряки, морской, моржи.

Белка, беленький, белить.

моржи

белка

В час по чайной ложке. Рукой подать.  Медленно. Близко. Морочить голову. Во весь дух.  Быстро.  Обманывать.

В час по чайной ложке.

Рукой подать.

Медленно.

Близко.

Морочить голову.

Во весь дух.

Быстро.

Обманывать.

ГОЛОС ГОВОР БЕГ МАЛ БЕГОТНЯ ГОВОРИТЬ ГОЛОСИСТЫЙ МАЛЮТКА ГОВОРЛИВЫЙ ГОЛОСИЩЕ БЕГСТВО МАЛЫШКА ГОЛОСОК БЕГЛЕЦ МАЛЫШ ГОВОРУНЬЯ ГОЛОСОВАТЬ ВЫГОВОР МАЛЕНЬКИЙ БЕГУН МАЛО ПРИГОВОР

ГОЛОС

ГОВОР

БЕГ

МАЛ

БЕГОТНЯ

ГОВОРИТЬ

ГОЛОСИСТЫЙ

МАЛЮТКА

ГОВОРЛИВЫЙ

ГОЛОСИЩЕ

БЕГСТВО

МАЛЫШКА

ГОЛОСОК

БЕГЛЕЦ

МАЛЫШ

ГОВОРУНЬЯ

ГОЛОСОВАТЬ

ВЫГОВОР

МАЛЕНЬКИЙ

БЕГУН

МАЛО

ПРИГОВОР