Конспект урока по русскому языку, 2 класс
Учитель: Тимошенко Елена Васильевна
Тема урока: «Родственные слова».
Задачи урока: - Формирование умений находить общую часть слова и
писать ее идентично, подбирать однокоренные слова;
- Развитие речи и памяти учащихся, умений находить главные
члены предложения;
- Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока.
Организационный момент. ( t=2 мин)
В конце урока вы мне скажите: «Какие слова называются родственными?»
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
А как правильно надо сидеть за партой? Подвиньте поближе стульчик, выпрямите спинку, положите тетрадь с наклоном.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
15 апреля.
Классная работа.
Чистописание ( t=3 мин)
( слайд 2) Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? (О)
(слайд 3) Определите порядок написания букв в данном ряду:
Ооб Оов Оог …
Запишите в тетрадь, продолжив заданную последовательность
(Заглавная О, строчная о с согласными буквами в начале алфавита)
(слайд 4) Какие слова с её помощью можно образовать? Значение каких слов вам непонятно? Запишите слова, которые вы запомнили.
(Кот, ком, кол, кон, кок, код)
3. Орфографическая минутка ( t=2 мин)
(слайд 5) Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки, объясни орфограммы.
(Пруж…на, туч_ка, пал…то, (К,к)орова (З,з)ойка, ме(ж,ш)ки, сл(о,а)ны )
В это время несколько ребят работают индивидуально на компьютерах, они выполняют тест. В компьютерах задания разной сложности, поэтому приглашаются ребята разного уровня подготовки.
4. Словарный диктант ( t=3 мин)
(слайды 6 – 16) Напиши только пропущенные буквы в словах:
Заяц, ягода, помидор, картофель, тарелка, дорога, ученица, собака, машина, карандаши, пальто.
(Взаимопроверка и оценивание работ)
5. Тема урока
(слайд 17) Жило-было маленькое слово рос. Оно было коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем стали про меня забывать слова-соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».
«Так ты вырасти хочешь? – сказала царица Грамматика. – Ну, будь по-твоему!» (слайд 18) И посадила она слово рос в землю, как зернышко, водичкой его полила.
Прошло немного времени, и появился из земли росток. Рос росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось все больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нем веточки и листочки. Чудо-дерево стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят.
- Найдите в каждом слове то маленькое слово рос, из которого выросли все эти слова.
- (слайд 19 )Прочитайте слова. Найдите в них общую часть.
Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.
- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов?
Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например с корнем - чист - около шестидесяти. А с корнем - вод – (в слове водить ) можно найти больше ста.
В наше время у некоторых слов «родственники» прибавляются. Например, у слова Луна было совсем мало «родственников»: лунный, безлунный, лунатик. А в наше время появились ещё слова: прилунился, луноход.
- Подбери родственные слова к слову:
1 вариант – стол
2 вариант – дом
3 вариант – гриб
Проверка (слайды 22 – 24):
- Что заметили в словах? (Слова: столько, домыть, не однокоренные к данным словам.) Почему?
Правило: Однокоренными словами являются слова, у которых общее значение и одинаковый корень. (У всех на столах схема данного правила)
6. Физ. Минутка (слайд 25) ( t=5 мин)
Какое сейчас время года? А какое время года мы провожаем? Давайте споем о зиме и потанцуем, чтобы зима не злилась и пустила весну к нам.
- Найдите в стихотворении однокоренные слова. Запиши их, выдели корень.
- Какие изменения происходят на Урале с наступлением весны?
- Каких птиц можно встретить у нас, в родном крае?
- Как мы можем помочь птицам сейчас?
Игра «Чей голос?» (слайды 26-28)
- Какая птица поет?
7. Словарная работа (слайд 29) ( t=10 мин)
Сейчас сами вы отдохнете, руки отдохнут, а работать будут только глазки.
Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.
- С каким словарным словом мы познакомимся? (слайд 30)
- Какие гласные попущены в слове?
- Что такое ФАМИЛИЯ? Где это можно узнать? В толковом словаре. Прочитай определение.
- Выполни задание с этим словом (слайд 30). Задания зеленого цвета легче, а синего – сложнее. Выбери себе задания по уровню сложности.
8. Закрепление изученного ( t=2 мин)
(Соревнование по рядам)
- Почему оно лишнее? (не родственное)
- Как называются эти выражения? (фразеологизмы)
9. Итог урока ( t=4 мин)
- С какими словами познакомились?
- Какие слова называются однокоренными?
- Кто понял тему сегодняшнего урока?
Все ребята по очереди соотносят по одному слову с данным однокоренным. (слайд 35)
В это время несколько учащихся проверяют усвоение материала на компьютере, в виде теста.
10. Домашнее задание ( t=1 мин)
(По уровню сложности выбирают себе задание учащиеся)
Подбери однокоренные слова к слову водить
Сильным: более 10 слов.
Слабым: менее 10 слов.
-Где можно найти однокоренные слова? (Поработать со словарем)
Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. (слайд 36)