СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль дидактических игр математического содержания в развитии интеллектуальных способностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование дидактической игры, как метода обучения

Просмотр содержимого документа
«Роль дидактических игр математического содержания в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Роль дидактических игр математического содержания в развитии интеллектуальных способностей дошкольников

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.



Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. 
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, развития творческих способностей.
Дидактические игры используются в НОД и в самостоятельной деятельности детей. Использование дидактической игры, как метода обучения, повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточен ность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает воспитателю донести до ребёнка, трудный материал в доступной форме.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей:

  • замысел (задача)

  • содержание (игровые действия)

  • правила

  • результат

Дидактические игры делятся на:

  • игры с предметами

  • настольные

  • словесные игры

  • электронные игры-тренажеры



Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Большое значение в умственном воспитании и в развитии интеллекта играют дидактические игры математического содержания.
Результатом вовлечения детей в игры математического содержания является не только знания, но и формирование определенного стиля мышления. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
Мышление очень сложный процесс, включающий несколько видов психологической деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.
Долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышлении взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительнее. Однако сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. 
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами

Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей

  1. Игры путешествие во времени

«Живая неделя», « Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».

  1. Игры на ориентирование в пространстве

«Помоги Карлсону найти потерянную игрушку», «Каждую фигуру на своё место».

  1. Игры с геометрическими фигурами

«Сложи квадрат», «Выложи фигуру по образцу», «Колумбово яйцо»,Танграм.

  1. Игры на логическое мышление

Блоки Дьенеша, головоломки, разгадывание ребусов, лабиринтов, задачи- шутки, шашки, шахматы.



Дидактические игры математического содержания можно представить в виде циклограммы по дням недели



День недели

Группа игр

Понедельник

Игры с цифрами и числами

Вторник

Игры путешествие во времени

Среда

Игры на ориентирование в пространстве

Четверг

Игры с геометрическими фигурами

Пятница

Игры на логическое мышление


В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов

  • установление соответствия отобранной игры возрасту детей

  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

  • выбор места игры

  • определение количества играющих

  • подготовка необходимого материала для игры

  • подготовка самого воспитателя ( ход игры, методы руководства)

  • подготовка к игре детей: обогащение знаниями, необходимыми  для решения игровой задачи.


Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.

Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.

Обучая маленьких детей через игру, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.