12.09.
11 Ведение в педагогическую практику
Тема: Роль педагога в обществе
Педагогическая интеллигенция – духовная элита общества
Цель: формировать зрелый подход к выбору профессии учителя;
Задачи: пробудить желание проанализировать понятие «Интеллигентный человек»
"Доживём до понедельника" (1968)_Разговор о принципах
https://www.youtube.com/watch?v=596PP5sG0L8&t=274s
Характер труда учителя в полной мере можно осмыслить только как служение другим людям, ведь учительский труд направлен на обеспечение духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
В рамках школы педагогу доверяются важные полномочия, так как ему частично передается родительская функция. Он обучает и одновременно воспитывает детей, руководит ими, предоставляет пищу для ума и сердца. С учетом того, что учитель работает с малознающими и незащищенными детьми, то можно предположить, что общество полностью доверяет педагогам.
Во многом от педагога зависит, какими людями вырастут его ученики, кем они станут в жизни и чего добьются. Поэтому высокое звание учителя можно оправдать только ответственным исполнением возложенных на него обязанностей. И если каждый педагог будет ответственно и с душой подходить к своей работе, то добрые нравы, спокойствие, трудолюбие, трезвость постепенно распространяться на все общество.
В этой связи каждый человек, который планирует стать учителем, должен точно понимать, есть ли у него призвание к такого рода деятельности. Призвание быть учителем можно рассматривать как дар. Такой дар проявляется уже в детях, которые стремятся помогать другим детям учиться, они заинтересованы в передаче своих знаний, оказании помощи слабым.
Верным признаком дара являются:
любовь к учительскому труду;
искренняя любовь к детям;
духовное наслаждение от работы с детьми.
Если человек пошел в профессию только по той причине, что больше не смог никуда поступить, то он становится мучеником, а для детей, соответственно, мучителем. Такой учитель будет вечно всем недоволен, его будут раздражать дети, а преподавание не будет приносить радости. Учитель не будет беспокоиться о своем профессиональном совершенствовании и в один момент просто перестает развиваться. К тому же ученики не будут любить такого учителя, а значит, будут хуже усваивать предмет.
Будущему педагогу также надо учитывать, что дети по своей природе склонны к подражанию и весьма восприимчивы ко всему, что их окружает. Особенно много они заимствуют у людей, с которыми проводят много времени. Так происходит подражание привычкам, манере поведения. Учитель должен помнить, что дети повышенное внимание обращают не на наставления, а на личное поведение педагога, его поступки и деятельность. Это означает, что воспитание осуществляется личным примером, а не посредством каких-либо педагогических наставлений.
Учитель также должен понимать, что его влияние на детей ограничено, так как взаимодействие с обучающимися осуществляется преимущественно в пределах школы. Такая ограниченность заставляет педагога концентрировать все свои знания, профессионализм и опыт для того чтобы по максимуму воздействовать на ребенка за отведенное ему время.
Однако если учителю не удалось познать собственной внутренней жизни, то, наверняка, ему не удастся оказать и действенную помощь своим ученикам. Возрождение внутренней жизни осуществляется посредством смыслового обогащения, которое в итоге должно привести человека к нравственному действию.
Учителю надо знать, на что он способен и как данные способности лучше всего использовать. Так, одни учителя являются отличными рассказчиками и умеют буквально приковывать внимание всего класса. Другие, наоборот, умеют пробуждать детскую энергию, еще одни могут простыми словами объяснить сложные вещи. Однако главный дар учителя – умение любить детей.
Таким образом, влияние учителя на своих учеников осуществляется, прежде всего, его личностью и примером его жизни. Конечно, идеального образа учителя просто невозможно достичь, однако каждый педагог должен стремиться к этому.
Культурно-историческая миссия педагога
Для сохранения и выживания общества, сохранения его уникальной культуры, необходимо обеспечить те духовные и нравственные ценности, на которых общество держалось на протяжении многих лет.
Духовный кризис, который сейчас переживает общество, во многом связан с тем, что ключевые ценности просто не передаются, при этом даже происходит их подмена. Реформирование системы образования должно опираться на идеи исторической преемственности поколений, идеях устойчивости ценностных доминант отечественной культуры, которые нельзя утратить в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами.
В этой связи миссию педагога часто связывают с социокультурной миссией интеллигенции. Эта миссия очень сложна и разнообразна, она охватывает множество сфер культуры. Выделяют несколько функций интеллигенции:
Воспроизводство духовных ценностей.
Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, а также хранение и поддержание исторической памяти народа. Без этого просто невозможно сохранение общества и его адаптация к быстро изменяющимся условиям жизни. Данная функция ложится на плечи учителей, работников музеев, системы образования и культуры.
Творческий процесс генерирования новых идей, моделей действий, образов и социальных программ. Для представителей интеллигенции этого типа обычно свойственна высокая степень индивидуализации, поэтому за новым открытием закрепляется имя автора либо небольшой группы людей.
Анализ и отбор наиболее важных достижений духовной жизни. В данном контексте роль педагогической интеллигенции выступает в качестве сплава культуры, образованности, национальной безопасности, символа гуманизма и гражданственности.
Интеллигентный педагог – необходимая часть интеллектуального слоя общества
Практическая деятельность «Памятник учителю» https://www.youtube.com/watch?v=biD030Cnzxw
Интересный Питер - Памятник Учителю
https://www.youtube.com/watch?v=rlo5rl60we4