Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игр
Выполнила воспитатель: Диордиева М.П.
Самодеятельная сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для детского развития, так как именно она дает возможность ребенку проявлять активность и самостоятельность, творчество, реализовывать свои представления об окружающем мире.
Однако, признавая игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, сегодня в педагогической практике назрела серьезная проблема: сюжетно-ролевая игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют.
Детская игра, как было доказано многими отечественными учеными, не изобретается ребенком и не складывается вне специально организованного, педагогически целесообразного, содержательного общения взрослого, в частности воспитателя с детьми [2,3,13,19,24].
Полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно руководит ее, формируя специфические игровые умения. Руководство игрой не простое дело. Это сложный игровой процесс, требующий от педагога знания законов игры, возрастных возможностей детей, определенной игровой позиции.
В.П. Арсеньева определяет игровую позицию воспитателя как, «сложное образование, включающее: рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней новые возможности, «инфантилизацию» - способность устанавливать доверительные отношения с окружающими, эмпатию - способность чувствовать игровое состояние других людей и креативность – способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации- воспитатель занимает игровую позицию, включающие в себя позиции наблюдателя-консультанта, координатора-режиссера и со-игрока. Немало важное значение для руководства играми детей является игровой опыт и самого воспитателя» [3.C.66].
Важнейшим условием для успешного руководства, является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, пониманием к замыслам детей и их переживаниям, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью[10,23,24,43,47].
Руководство, сюжетно-ролевой игрой осуществляется в двух направлениях:
Развитие игры, как деятельности;
Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей [1,3,33,38].
Развитие игры, как деятельности означает расширение тематике детских игр, углубляет их содержание. Чем шире круг этих знаний, тем более содержательна насыщена игра ребенка, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных тем («дочки-матери», «больница», «магазин»), которые не выходят за рамки ближайшего окружения ребенка и не могут формировать перспектив его познавательного развития, любопытство, стремления узнать, попробовать и прочее, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности. Какими же должны быть знания?
Во-первых, они должны быть «действительными», то есть, как писал Д.Б. Эльконин, они должны предполагать возможность их игрового применения;
Во-вторых, знания должны с одной стороны, осмысленными, то есть опираться на реальный практический опыт ребенка, а с другой стороны для формирования насыщенной игры к старшему дошкольному возрасту знания детей должны затрагивать все более и более отдельные сферы деятельности, чтобы создавать зону не только ближайшего развития.
Иногда воспитатели стремятся к тому, чтобы дать детям дошкольного возраста максимально точные выверенные сведения об окружающем их мире чтобы ребенок был как бы «специалистом» в этой области (например, экология, искусство и т.п.), но это большая ошибка. Один из крупнейших специалистов в области умственного развития детей Н.Н. Поддъяков в своих работах подчеркнул, что для нормального умственного развития ребенка необходимы так называемые «неясности» знания. Это проблемные знания, которые вызывают у ребенка интерес, его поисковую деятельность и в итоге формирует мышление [52,65].
Итак, расширение знания детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важных условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Для этого воспитателю необходимо раскрывать детям все многообразие источников, которые способствуют развитию содержания игры, формирует богатое воображение, обогащают ролевые действия. Источниками, влияющими на содержание детских игр, являются не только непосредственный опыт, возникающий стихийно, но и опыт который организуется воспитателем. Этот опыт включает в себя: представление о вещах, знания о людях, которым дети подражают в играх, их взаимоотношения, и т.п. Это обогащение происходит, прежде всего, в процессе непосредственных наблюдений, экскурсий, путем бесед, показа диафильмов, чтение литературы. Но воспитатель должен не только давать детям знания, но и влиять на их чувство, доводить до их сознания смысл, значения того, с чем их знакомят, формировать их отношение к этому [3,10,23,24,43,44,56,70].
Не мало, важно для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную» основу игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться с основной тематикой игр, в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При отборе и хранение игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушки дети данного возраста.
Воспитатель, организуя хранения игрушек, должен учитывать развитие игровой деятельности детей. Так, например, в младших группах игрушка должна быть видна и доступна, так как именно она является побудительным стимулом в игре. В старших группах такой необходимости уже нет, дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети должны обязательно знать, какие игрушки имеются в группе и где они хранятся. При этом необходимо сочетать реалистические игрушки с условными, представляющими собой обобщенный образ. На ряду, с готовыми игрушками, следует иметь и материал для игрушек самоделок. В старших группах детского сада у детей возникают уже стойкие игровые интересы, поэтому воспитатель должен оберегать те игровые уголки, в том числе и на тему определенной игры, которые создаются по инициативе ребят, с их участием и служат дальнейшему развитию игровой инициативе.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений их устойчивость, характер отношений в игре [70,58].
Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь организовать сюжетно ролевую игру, сделать ее увлекательнее, насыщеннее действиями. Но не следует предлагать детям готовые сюжеты, дети в игру подражают, но не копируют деятельность взрослых. И если им предложить действовать по плану воспитателя, комбинировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Руководя игрой, воспитатель должен помнить, о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, непосредственность. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, и никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мыслей и воображения [51,56].
Только при правильном руководстве успешно развивается игровое творчество.
В отечественной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Короткова, Н.Я. Михайленко, и др. Они считали, что используемые приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры [27,37,43].
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры, предложении новой темы игры и т.п. Это дает возможность целенаправленно влиять на содержании игры, взаимоотношения в игре, поведение играющих и т.д.
Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, педагог должен, прежде всего, владеть теоретическими и практическими основами игры. Педагог должен занимать позицию играющего партнера, для этого нужно отказать от функции строгого наставника во время игры.