СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о значении ролевой игры в обучении  иноязычной диалогической речи школьников, а  также о. различных компонентах ролевой игры. Приводятся примеры учебно-речевых ситуаций..

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников»

Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников

Учителя постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из таких резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.

Особое значение ролевая игра приобретает в обучении иноязычной диалогической речи (ДР) школьников подросткового возраста, в частности учеников 6 класса. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявить инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Ее применение в 6 классе способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка и тем самым поддержанию ее в следующем 7 классе, в котором, как известно, происходит резкий спад мотивации. Это и обусловливает целесообразность применения ролевой игры в обучении иноязычной ДР шестиклассников.

Далее следует попытка выявить структуру ролевой игры, ее место в обучении ДР на английском языке в 6 классе.

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей для обучения ДР должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников убежденность, активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.п.

Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно.

По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется три уровня развернутости УРС: первый – самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС второй – промежуточный, когда условия речевого акта (обстановка, компетентность партнеров в решении задач и некоторые другие) домысливаются самими учащимися; третий – минимальный, где указывается только отношения субъекта к предмету разговора.

Далее приводятся примеры заданий с разными уровнями развернутости УРС:

1 уровень. You are Tom Sawyer. You wish to travel to the desert island on the river Mississippi. Tell your friend about it.

You are Huck Finn. You want to travel with your friend but you are short of money. Find a way out.

2 уровень. You are Huck Finn. You want to start on a journey to look for a treasure. Tell Tom about it.

You are Tom Sawyer. You like your friend’s idea but Aunt Polly won’t let you go.

3 уровень. You’d like to go to the desert island. Agree upon a way of getting there.

Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.

Итак, УРС является конструктивной основой ролевой игры. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С. Станиславскому); выполняя функцию стимула речевой активности , школьников к общению, т.е. «запускает» механизм ролевой игры.

Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры – и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.. Эльконин). Огни включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Овладение ДР учениками осуществляется в три этапа: 1 – овладение диалогическими единствами, 2 – овладение микродиалогами, 3 – создание диалогов в соответствии с требованиями программы. Соответственно названным этапам выделено три группы упражнений: 1 группа – на овладение диалогическими единствами, 2 группа – на овладение микродиалогами, 3 группа – на создание собственно диалогов различных функциональных типов. В каждой группе используется ролевая игра.

Как показали результаты опытного обучения, применение ролевой игры на всех трех этапах овладения диалогической речью способствовало положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие ДЕ, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания, так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи), что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.