Ты, я, он, она – вместе дружная семья
Классный час для учащийся 5 класса
Цели:
- содействовать формированию дружного классного коллектива;
- развивать у учащихся умения и навыки самооценки;
- показать ценность и необходимость товарищества и дружбы.
Подготовительная работа:
- проведение анкеты (см. по тексту);
- подборка пословиц, поговорок, стихотворений о дружбе.
Оборудование:
- магнитофон и аудиокассета с песней «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского, слова М. Та-нича);
Оформление:
- на доске тема классного часа;
- выставка книг о дружбе;
- пословицы: «Без друга в жизни туго», «Верному другу цены нет», «Старый друг — лучше новых двух», «Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь»;
Учитель. Сегодня наш классный час посвящен теме, которую вы легко узнаете из слов этой песни.
Подпевайте! (Звучит песня «Когда мои друзья со мной».) О чем же пойдет речь? (Ответы детей.) Да, действительно, МЫ ПОГОВОРИМ О дружбе. О ее составных частях.
Еще древний философ Аристотель самым необходимым для жизни назвал дружбу, так как никто не пожелает себе жизни без друга, даже если бы у него были все блага жизни.
А вот что об этом слове сказано в толковом словаре. (Зачитывает определение понятия «дружба».) Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Как вы думаете, что характерно для дружбы? (ответы детей.) Действительно, дружба — это верность, доверие, помощь, равенство, поддержка, взаимное уважение, правдивость, чуткость.
Ученица читает стихотворение «Дружба».
- Что такое дружба?
-Спросила я у птицы.
- Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба - что такое?
- Это что-то огромное, Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.
Ученик читает наизусть стихотворение.
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он — твой друг.
Видишь, шторм ледяной утих
От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
Учитель.
А какие «ростки дружбы» есть в нашем классе? (Ответы детей.)
Что делают вместе люди, которые дружат? (Ответы детей учитель записывает на доске: например, гуляют, играют, делятся секретами, говорят и т.д.)
Скажите, каждому ли человеку из своего класса вы бы доверили свой секрет? (Ответы детей.)
А кому бы вы его доверил? (Ответы детей: другу.) Кого мы называем другом? (Ответы детей.)
Друг — это человек, которому доверяют свой секрет, который поможет в трудную минуту.
Ученик читает стихотворение Б. Заходера
«Мы - друзья» из цикла «На задней парте».
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в,том,
Что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе...
Отстаем!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова, Позабыл!
- И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Посмотрите и прочтите пословицы о друге. Как вы их понимаете? (Ответы детей.)
1. Не имей сто рублей, а имей... (сто друзей).
2. Человек без друзей, что дерево... (без корней).
3. Друга ищи, а найдешь... (береги).
4. Дерево живет корнями, а человек... (друзьями).
5. Дружба не гриб, в лесу... (не найдешь).
6. Друг лучше старый, а платье... (новое).
Ситуация
Предложил Харитон Антону дружбу: горе и радость делить пополам. Согласился Антон. Когда друг рядом, жить легче и веселей. Шли друзья полем. Солнце палило. Попросил Харитон шляпу, ему голову припекало. Антону тоже голову пекло, но он отдал шляпу. Лишь бы другу было хорошо! Вдруг набежала туча, хлынул дождь. Закричал Харитон, чтоб ему Антон дал плащ. Отдал Антон плащ. Ради дружбы и промокнуть можно! Кончился дождь. Харитон вернул Антону плащ и шляпу: нести тяжело. Антон взял мокрые вещи и призадумался. Дошли до перекрестка. Харитон свернул налево, а Антон направо. Окликнул его Харитон: вместе хотели идти, друзья ведь! Но Антон ушел. И не оглянулся. (Л. Воронкова.)
Рассказчик. Я считаю, что Антон поступил неправильно. С друзьями так нельзя обращаться. А вы как думаете? (Ответы детей.)
Учитель. В ходе беседы мы выяснили, что Харитон вовсе не был другом Антону. Настоящие друзья ведут себя совсем иначе. Они не думают о собственной выгоде и всегда готовы помочь.
Какие бывают друзья
ВЕДУЩИЙ: Друзья-приятели бывают разные. Одни тебя любят, другим дела нет, а третьим вообще всё равно. Так что надо научиться отличать настоящего друга от ложного, от того, который под маской друга скрывает своё истинное лицо. Надо научиться распознавать, кто есть кто.
Психологи условно разделили фальшивых друзей на 5 типов. Внимательно послушайте, может, найдёте знакомые черты. А потом мы с вами обсудим, встречались ли у вас такие «друзья».
1. Льстецы
Это те, которые говорят тебе, какая ты необыкновенная, чудесная и раскрасивая. Они никогда с тобой не спорят, не выражают своего мнения, всегда показывают согласие, даже когда думают, что ты неправа. В лицо они тебе могут сыпать комплименты: «Ах, какие у тебя прекрасные волосы!», а за спиной шептать: «Ну, у неё и патлы, словно только что с сеновала».
Это очень опасные люди, и их надо успеть вовремя распознать. Не стоит им доверять, иначе все твои секреты станут достоянием окружающих.
2. Должники
Вы оказали им услугу, помогли им, когда они нуждались в этом. Но такие люди редко бывают признательны. В 9 случаях из 10 они будут точить на вас зуб. Всё дело в том, что вы их видели жалкими и не в самом выигрышном свете и их самолюбие не позволит этого забыть.
В эту же группу следует отнести тех, кто уже когда-нибудь позволил себе ущемить ваши интересы или права, оскорбил ваше достоинство. Как это ни прискорбно, но человеку свойственно ненавидеть тех, кому он причинил вред. Практически все те, кто тем или иным образом вам навредил, не могут вам же этого и простить. Так что лучше таких людей сразу вычеркнуть из списка своих друзей.
3. Друзья-враги
Ваши объективные враги и те, кто вас тайно ненавидит, но не хочет, чтобы это было сказано вслух. Как и вам, им неприятно открывать военные действия. Они предпочитают скрыть свою враждебность род маской лицемерия. Когда они причиняют вам зло, это получается «не нарочно», ведь они желают вам добра. Это тоже свойственно человеческой природе. Когда кому-нибудь делают пакость, как правило, на то всегда находятся веские причины: ради твоего собственного блага или с целью «необходимой обороны» (сам напросился).
И никто не желает посмотреть в зеркало и сказать себе: «Ты, дорогуша, отъявленный подлец». Конечно, гораздо удобнее полагать, что ты очень любишь и ценишь людей, чем наоборот. Чаще люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами. Кстати, так очень часто случается, когда ссорятся две закадычные подружки.
4. Враги-друзья
Если ваш друг постоянно подкалывает вас едкими шуточками по поводу вашей манеры одеваться или обращает внимание на недостатки вашей фигуры, то вам не отбиться, если будете проявлять явную благожелательность. В этом случае лучше всего подойдёт тактика «лучшая защита — это нападение». Скажите ему пару ласковых. В большинстве случаев это очень эффективно помогает. Открытая враждебность лучше фальшивой любезности. И чем скорее вы расставите точки над i, тем лучше будет для всех.
5. Обидчивые
Можно легко нажить новых врагов, если просто говорить «нет» вместо ожидаемого «да»: «да, с большим удовольствием» или «да, это великолепная мысль». Никто не любит, когда ему перечат и не поддерживают новые идеи. Конечно, чтобы сказать правду или рассердиться, нужна храбрость, а вот её может и не оказаться.
Но уж если у вас есть враги, то не стоит обливаться горючими слезами, рыдая по ночам в подушку, нужно лишь сделать это своим достоинством, извлечь из этого пользу (как ни странно это звучит), но обязательно следить за ними и не давать им лишнего оружия, выпячивая свои недостатки наружу.
Научитесь жить с врагами «душа в душу», и очень скоро вы поймёте, что без них вы бы не добились такого успеха в жизни.
(Ребята рассказывают свои случаи из жизни. Проходит обсуждение.)
А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциации». Я попрошу каждого сказать о том, что он вспоминает, представляет себе, когда слышит слово «друг». (Дети в быстром темпе по очереди называют свои ассоциации, например, «преданный», «не подведет», «мы вместе проводим время», «он никогда не будет смеяться надо мной», «всегда поможет», «навещает меня, когда я болею», «мы всегда вместе» и т.д.)
Основные Законы дружбы
1. Один за всех, и все за одного.
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Учитель. Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас свою вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями - себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет, когда вы будете в 11 классе.
Звучит музыка. Учащиеся пишут пожелания.
Учитель. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится.
Вот и подошел к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь!
Звучит Текст (слова) песни "Когда мои друзья со мной"
(слова: Танич М., музыка: Шаинский В.)
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной?
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной?
Когда мои друзья со мной?
Там где трудно одному,
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!
Учитель. И давайте закончим наш нужный разговор общим пением песни, с которой мы его начали.
Все дружно исполняют песню «Когда мои друзья со мной».
Изучение степени удовлетворенности учащихся взаимоотношениями в классе.
Вопросы анкеты
1. Наш класс дружный и сплоченный. (Да, нет.)
2. Наш класс дружный. (Да, нет.)
3. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. (Да, нет.)
4. В классе бывают ссоры, но конфликтными их не назовешь. (Да, нет.)
5. Наш класс недружный, мы часто ссоримся. (Да, нет.)
6. Наш класс недружный, в нем трудно учиться. (Да, нет.)
7. В классе принято нести ответственность друг за друга. (Да, нет.)
8. В классе плохие поступки волнуют всех. (Да, нет.)
9. В классе нарушения дисциплины обсуждаются только активными учащимися. (Да, нет.)
10. В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем. (Да, нет.)
11. Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель знал как можно меньше. (Да, нет.)
12. Мы не обращаем внимания друг на друга и на учителей. (Да, нет.)
13. У нас классе помогают друг другу. (Да, нет.)
14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. (Да, нет.)
15. В нашем классе помогают друг другу только по просьбе учителя. (Да, нет.)
16. В нашем классе помогают только тогда, когда попросит сам ученик. (Да, нет.)