Спектакль ДАРЫ АРТАБАНА
(по пьесе священника К. Островского)
Действующие лица и исполнители.
Ведущие (мальчики) – 4 человека
Танцевальная группа (девочки) – 6 человек
Вокальная группа (девочки) – капелла
Артабан
Друзья Артабана (мальчики) – 2 человека
Больной еврей
Женщина с младенцем
Воины (мальчики) – 6 человек
Женщины Вифлеема (девочки) – 6 человек
Стражники (мальчики) – 4 человека
Девушка
Горожане Иерусалима (мальчики и девочки) – 10 и более человек
Декорации: стены города, комната женщины с ребёнком, пальмовый лес.
Музыка.
Вступление.
Экран. Слайд 1: икона Рождества
Музыка 1. Рождественская колядка
Музыка продолжает звучать тише, вокальная группа уходит в зал по одной лестнице, из зала выходят ведущие по другой лестнице. Во время выступления ведущих музыка звучит слабым фоном (эта музыка всегда сопровождает выход ведущих).
Сцена 1. Ведущие.
Экран. Слайд 2: раскрытое Евангелие
Ведущий 1. Во дни царя Ирода, когда в убогой пещере близ Вифлеема родился Спаситель мира Иисус Христос, в восточных странах на небе вдруг загорелась громадная, невиданная ранее звезда.
Ведущий 2. Звезда сияла дивным ярким светом и медленно, но постоянно двигалась в одну сторону: туда, где находилась еврейская земля.
Ведущий 3. Звездочеты, или, как их называли у них на родине, волхвы, обратили внимание на новое светило.
Ведущий 4. По их мнению, это было знамение Божие, что где-то родился давно предсказанный в еврейских книгах Великий Царь – Сын Божий.
Ведущий 1. Некоторые из них — особенно тосковавшие о Божьей правде на земле и скорбевшие, что в людях так сильно беззаконие, — решили идти искать рождённого Царя, чтобы поклониться и послужить Ему.
Ведущий 2. Где его найдут, точно не знали; может быть, придется ехать долго, а дороги были в ту пору опасные.
Ведущий 3. Так они решили сначала собраться всем в условном месте, а затем общим караваном направиться по указанию звезды на поиски рождённого Великого Царя.
Ведущий 4. Вместе с другими волхвами собрался на поклонение и великий персидский мудрец Артабан.
Сцена 2. Артабан и его друзья.
Экран. Слайд 3: улица древнего восточного города
Музыка 2 на выход Артабана
(всегда сопровождает его появление).
На сцену выходит Артабан. Он любуется своими богатствами: сапфиром, рубином и жемчугом (перебирает их в руках, перетряхивая мешочек, рассматривает на свет, сравнивает друг с другом, подносит ладонь ближе к глазам, отводит ладонь дальше от глаз. На лице его улыбка).
Артабан (радостно, зрителям). Я продал все свои имения, богатый дом в столице и на вырученные деньги купил три драгоценных камня: сапфир, рубин и жемчужину.
Выходят друзья Артабана (они как будто искали его и рады, что нашли).
Первый. Вот и наш Артабан! Наконец-то мы тебя нашли! Ну что, говорят, едешь?
Артабан. Да!
Второй. Как скоро?
Артабан. Сегодня!
Второй. И конь уже готов?
Артабан. Да, мой конь борзый и крепкий, домчит меня быстрее ветра.
Первый. А что это у тебя в руках?
Артабан (даёт друзьям рассмотреть камни). Это мои дары рождённому Младенцу: сапфир, рубин и жемчужина.
Первый. О, должно быть, громадной цены стоят эти камни; поди, целое сокровище было заплачено за них!
Второй. Зато и красота, погляди, редкостная!
Артабан (показывает камни на свет). Да, друзья, смотрите: один сияет, как частица голубого неба в ясную звездную ночь; другой горит ярче пурпурной зари при восходе солнца; третий белизною превосходит снежную вершину горы.
Первый (улыбаясь). И всё это вместе с сердцем, полным самой горячей, беззаветной любви, наш Артабан сложит у ног рожденного Царя.
Артабан. Да.
Первый. Ну что ж, друг, в добрый путь!
Второй. Мы будем ждать твоего возвращения!
Обнимаются на прощанье. Расстаются. Друзья уходят в зал, Артабан в кулисы.
Музыка 3. Танец девочек с ангелами и звездой
Экран. Слайд 4: Рождественская звезда
Сцена 3. Ведущие.
Музыка 1 на выход ведущих.
Ведущий 1. До места сбора надо было ехать несколько дней, но Артабан не боялся опоздать.
Ведущий 2. Конь под ним был борзый и крепкий, время он высчитал точно и каждый день исправно проезжал необходимый путь.
Ведущий 3. В последние сутки ему оставалось несколько десятков верст до места встречи каравана, и он хотел ехать всю ночь, чтобы засветло прибыть к назначенному месту.
Ведущий 4. Верный конь бодро ступал под ним; ночной ветерок навевал прохладу; над головой, в бесконечной дали небосклона, как яркая лампада пред престолом Бога, сияла новая звезда.
Артабан (в кулисах). Вот он знак Божий! Великий Царь идет к нам с неба, и я скоро, Господи, увижу Тебя. (Музыка 4. Звук копыт). Быстрее, мой конь! Прибавь еще шагу!
Ведущий 1. И конь наддавал ходу; громко и часто стучали его копыта по дороге среди пальмового леса.
Ведущий 2. Мрак начинал редеть; кое-где слышалось чириканье просыпающихся птиц. Чуялась близость наступающего утра. (Звук копыт замолкает).
Ведущий 3. Вдруг конь его остановился, захрапел, стал пятиться назад.
Ведущий 4. Артабан пристально вгляделся в дорогу и увидел (пауза) распростёртого человека.
Уходят.
Сцена 4. Артабан и больной.
Экран. Слайд 5: пальмовые заросли
Музыка 2 на выход Артабана
Артабан из кулис пытается волоком вытащить какого-то человека. Ему тяжело, но он не отступает, выволакивает больного на открытое место, кладёт его голову себе на колени, даёт напиться из фляжки. Всё это время он разговаривает сам с собой.
Артабан. Ну вот, еврей. Наверное, обессилел от припадка гуляющей в этих местах лихорадки. Чуть не принял его по виду за мертвеца, если бы он не стонал! Что же мне делать? (Смотрит по сторонам) Ехать мимо, оставить больного — не позволяет совесть. А если остаться с евреем, чтобы поднять его на ноги, — надо много времени. Опоздаю к условному часу — караван уйдёт без меня! Что делать?.. (Артабан принимает решение, оставляет больного, идёт к кулисам). Еду, время не ждёт. (Больной стонет, Артабан останавливается, мучается сомнениями, подходит к краю сцены). Боже великий, Ты знаешь мои мысли, Ты знаешь, как я стремлюсь к Тебе; направь меня на путь. Не Твой ли голос любви говорит в моем сердце? (С болью, борясь с собой) Я не могу проехать мимо; я должен помочь несчастному еврею!
Артабан возвращается к больному, развязывает ему одежду, приносит воды, протирает лицо платком, вливает в рот лекарства из своей поклажи, растирает ему грудь и руки. Садится около больного, которому подложил под голову свой мешок.
Музыка 2 на выход Артабана звучит громко,
пока он ухаживает за больным.
Артабан (с горечью) Заря давно миновала! Солнце уже высоко поднялось над лесом! Мой караван давно ушёл!
Больной (внезапно застонал, перевернулся и – очнулся. Сел. Удивлённо посмотрел вокруг, вглядывается в лицо Артабана) Кто ты, добрый человек? Почему ты ухаживаешь за мной? Ты вернул меня к … жизни. Скажи, за кого я и вся моя семья будем молить Бога до последних наших дней?.. О, но почему лицо твоё так печально?.. Какое горе сокрушает тебя?
Артабан. Я звездочёт, еду в поклониться Сыну Божию, о Котором читал в книгах. Он родился на земле, и о том возвестила звезда на небе. Я продал своё имение, чтобы купить для Младенца дары, спешил навстречу каравану, с которым мы должны были отправиться в путь, и вот теперь – опоздал. Я не смогу догнать караван, он ушёл без меня. Я не кочевник, а звездочёт, и потому не смогу один отправиться в путешествие. Печаль разрывает моё сердце! Мои товарищи отправились без меня, и я не найду, не увижу желанного Царя!
Больной (садясь поудобнее, кладя руку на плечо Артабану, утешая). Не грусти, благодетель. Я могу тебе хоть немногим отплатить за твое добро. В священных книгах сказано, что обещанный от Бога Царь правды родится в городе Вифлееме. Пусть твои друзья уехали; ты поезжай в Вифлеем и, если Мессия родился, найдешь Его там.
Артабан и больной поднимаются. Больной ещё раз благодарит Артабана, кланяется ему. Артабан уходит в свои кулисы, затем уходит больной.
Сцена 5. Ведущие.
Экран. Слайд 6: Вифлеем
Музыка 1 на выход ведущих.
Ведущий 1. Артабан вернулся назад: одному нечего было и думать ехать через пустыню, — надо было взять слуг для охраны, накупить верблюдов, забрать провизии, запастись водой.
Ведущий 2. Прошла неделя. Пришлось продать один камень, чтобы снарядить караван, но Артабан не унывал: всё-таки оставалось еще два камня.
Ведущий 3. Главное, не опоздать бы к Царю; и он торопит слуг, спешит изо всех сил. Вот, наконец, и Вифлеем.
Ведущий 4. Усталый, запыленный, но счастливый и веселый подъезжает он к первому же дому.
Уходят.
Музыка 5. Колыбельная. Танец девочек
Сцена 6. Артабан и женщина с младенцем.
Экран. Слайд 7: Ирод
Музыка 2 на выход Артабана
На сцену выходит из кулис женщина с младенцем на руках, баюкает дитя, напевает колыбельную (спеть один куплет!). Дитя засыпает. Женщина любуется им, идёт к столу, и тут входит Артабан.
Артабан. Здравствуй, госпожа! Прости, что тревожу тебя – я вижу, твой младенец спит, - но я чужеземец, спешу издалека и хочу узнать, не были ли здесь, в Вифлееме, пришлые люди с Востока? А если были, то к кому обращались и где они теперь?
Женщина. Да, люди с Востока побывали в этих местах. Но это было давно, год или два назад. (Артабан хватается за голову – как он опоздал!) Ты, видимо, долго добирался до нас. Они искали Марию из Назарета, принесли Ее Младенцу богатые дары. Куда они делись — неизвестно; а потом скрылись из Вифлеема и Мария с Младенцем, и супруг её Иосиф.
Артабан (не давая себе впасть в отчаяние). Где же искать их теперь?
Женщина. В народе толкуют, что они ушли в Египет. Иосифу был сон, что Господь велел им удалиться отсюда, ибо ирод ищет души Младенца.
Артабан опечалился и задумался. Вдруг в кулисах послышались крики, лязг оружия и женский плач. Женщины с детьми на руках бегут по сцене, прячутся то в одних кулисах, то в других.
Женщины (между собой). Спасайтесь! Бегите! Прячьтесь! Уходите в горы! Бегите к реке! Скорее! Спасайте своих малюток! Солдаты Ирода убивают наших детей!
Артабан и женщина вздрагивают, женщина кидается к окну и видит, как мимо проходят воины с мечами.
Экран. Слайд 8: икона свв. мчч. младенцев Вифлеемских
Музыка 6: крик и плач
Женщина (падая на колени перед Артабаном). Спаси, спаси моего сына! Спаси его, и Бог спасет тебя! (Падает на землю и плачет)
Артабан задумывается, прислушиваясь к крикам на улице. Затем достаёт из ларца второй драгоценный камень и сжимает его в руке, словно решаясь идти. Он колеблется, борется с собой, глядит на камень; ему трудно расстаться с даром Младенцу. Но вот, наконец, он решается и идёт к двери. В дверях возникает фигура воина. Они молча смотрят друг на друга: воин охватывает взглядом комнату, женщину на полу, видит младенца на руках, делает шаг войти, но на пути стоит Артабан. Воин готов оттолкнуть его, но Артабан стоит стеной.
Артабан (твёрдо, со властью в голосе, словно приказывая). Возьми камень и иди отсюда! Оставь мать и дитя в покое.
Воин (смотрит на камень, рассматривает близко, торопливо прячет за пазуху. Тут же врываются остальные воины, но он командует): Нам здесь нечего делать! Дело уже сделано. Ее сын мёртв. Идём!
Воины уходят, крики слышны вдали.
Женщина (поднимается, как будто не веря происходящему. Выглядывает в окно, подходит взволнованная к Артабану) Да благословит тебя Бог за моего ребенка, чужестранец. Ты ищешь Царя правды и любви, да воссияет пред тобою Его лик! И да взирает Он на тебя с той любовью, с какой я теперь смотрю на тебя (кланяется земным поклоном).
Артабан (поднимает её, прощается, выходит. Женщина скрывается в кулисах. Он один на краю сцены) Боже истины, прости меня! Ради этой женщины и её сына я отдал предназначенный Тебе камень. Увижу ли я когда-нибудь Твой лик? И здесь я опоздал опять. Пойду за Тобою в Египет.
Сцена 7. Ведущие.
Экран. Слайд 9 (анимация): больные, бедные, несчастные, узники
Музыка 1 на выход ведущих.
Ведущий 1. И долго бедный волхв ходил, отыскивая Царя правды; прошел он много стран, много перевидал разного народу, а Царя найти не мог.
Ведущий 2. И больно сжималось его сердце, не раз он плакал горькими слезами. “Господи! — думалось ему, — сколько везде горестей, муки, несчастий! Скоро ли Ты явишь Себя, облегчишь людям жизнь?”
Ведущий 3. Что мог, он делал сам: лечил больных, помогал бедным, утешал несчастных, и годы его за трудами убегали так быстро, как убегает песок в часах.
Ведущий 4. Последнюю жемчужину он бережно хранил у сердца, надеясь поднести её в дар Царю, когда Его отыщет.
Ведущий 1. Прошло тридцать лет и три года, как Артабан оставил родину. Стан его сгорбился, волосы побелели, глаза померкли. Но в сердце по-прежнему горела любовь к Тому, Кого он искал с давних пор.
Ведущий 2. И прослышал тут Артабан, что в Иудее появился Посланник Божий, что Он совершает дивные дела, воскрешает мертвых, а отверженных грешников и отчаянных злодеев делает святыми.
Ведущий 3. Радостно забилось усталое сердце Артабана. Он решил, что теперь-то уж найдёт Сына Божия и послужит Ему.
Ведущий 4. И вот пришёл он в Иудею; весь народ идёт в Иерусалим на праздник Пасхи. Там и Сам Спаситель, Которого чает видеть волхв.
Уходят.
Экран. Слайд 10: кварталы Иерусалима, запруженные народом
Музыка 7: псалом 136. Вокальная группа
Сцена 8. Артабан и девушка.
Музыка 8 (фоном во время всей сцены: псалом 136
в исполнении хора Сретенского монастыря)
Иерусалим. Толпы народа движутся по сцене, разговаривают, жестикулируют. Артабан теряется среди людей, движение становится организованным: людской поток куда-то неудержимо льется; все бегут, друг друга обгоняют.
Артабан. Куда это спешат люди?
Горожанин (запыхавшись). На Голгофу!
Артабан. На Голгофу? Что это?
Горожанин. Холм за городом.
Горожанка (радостно). Там сегодня вместе с двумя разбойниками распинают Иисуса из Назарета. Того самого, Который называл себя Сыном Божиим, Царем Иудейским.
Горожанин. Спеши, а то не успеешь!
Артабан (опускается среди толпы на землю). Не дано мне видеть Тебя, Господи! А вдруг еще не совсем поздно? Подойду к Его мучителям и предложу им мою жемчужину (открывает ларец). Кто знает? Вдруг они возвратят Ему свободу и жизнь?
Артабан поднимается и натыкается на стражников, пробирающихся сквозь толпу с девушкой. У неё связаны руки. Увидев Артабана, девушка уворачивается от воинов и падает перед ним на колен, хватаясь за полы его одежды.
Девушка. Сжалься надо мною, господин! Освободи меня. По твоей одежде я узнаю в тебе перса! Мы с тобой из одной страны. Мой отец приехал сюда по торговым делам, заболел и умер. За долги отца меня хотят продать в рабство! Обрекают на позор. Спаси меня! Избавь от бесчестья! Молю тебя!
Воины насмешливо смотрят на эту сцену, подталкивают друг друга локтями, отпускают шутки. Артабан садится рядом с ней, гладит её по голове.
Артабан. Бедная, страждущая душа… Как же мне быть с тобой? Есть у меня драгоценность, жемчужина. Тридцать три года я берег это сокровище для моего Царя. Видно, я не достоин поднести ему этот Дар. Возьми на выкуп.
Во время его речи свет меркнет, в темноте раздаются удары грома, грохот. Испуганные крики горожан.
Горожане. Смотрите, камни падают! Стены качаются! Что за тьма сделалась по всей земле? Берегитесь! Убьёт!
Включается свет. На сцене полно народу. Толпа делится на две части, стоя как бы по обе стороны улицы, открывая проход между экраном и центром сцены. В центре сидит девушка, рядом лежит Артабан. Она повязывает голову волхва белым платком, на платке кровь. Большой камень лежит рядом.
Девушка (горестно). Он умирает.
Артабан (открывает глаза, неожиданно улыбается, глядя куда-то вверх и вдаль, слабо поднимается на колени). Господи! Да когда же я видел Тебя голодающим и накормил? Когда видел жаждущим и напоил? Когда я приютил Тебя странником, одел нагого? Тридцать три года, блуждая по странам, я искал Тебя и ни разу не видел Твоего лица.
Голос из кулис. Истинно говорю тебе: всё, что ты сделал нуждающимся братьям твоим, ты сделал Мне.
Сцена 7. Ведущие.
Экран. Слайд 11: Икона. Сошествие Христа во ад.
Музыка 9: торжественная
Выходят из зала ведущие, останавливаются перед сценой, заглядывают снизу в лицо Артабана и девушки, переговариваются между собой.
Ведущий 1. Смотрите, лицо Артабана преобразилось.
Ведущий 2. Да, на него легла печать величавого спокойствия и самой полной радости.
Ведущий 3. Кончились долгие странствования старого волхва!
Ведущий 4. Нашел, наконец, Артабан своего Спасителя. Господь принял его дары.
Поднимаются на сцену. Выходит капелла, все участники спектакля выстраиваются на сцене по группам для финальной песни.
Музыка 10: общая финальная песня