СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП "Юный шахматист" 1кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Юный шахматист" 1кл.

Просмотр содержимого документа
«РП "Юный шахматист" 1кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Интеграция»





УТВЕРЖДЕНА

приказом от 31 августа 2021г.№135





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Юный шахматист»

1 класс







Составитель:

Макарова Ксения Алексеевна, воспитатель в ГПД

























г. Воскресенск

2021 год

Вступительная часть.

Программа внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак¬ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.

• Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ «Интеграция», утвержденная приказом от 10.12. 2020 года № 220/1

• Учебный план МОУ «СОШ «Интеграция» на 2021-2022 учебный год;

• Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.



Рабочая программа «Юный шахматист» составлена на основе программы «Шахматы-школе», автор И.Г.Сухин под ред.Э.Э.Уманской, Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования школы. Согласно учебному плану МОУ «СОШ «Интеграция» на проведение внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: Образовательные: научить обучающихся самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности; создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); Развивающие: развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление; формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции); развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности. Воспитательные: воспитывать целеустремлённость, самообладание.


Планируемые результаты:

Личностные результаты: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе

и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, - знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь; -сравнивать между собой предметы, явления;

Учащиеся получат возможность научиться:

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; - уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, усидчивость.



Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» 1 класс 66ч.:

п/п

Раздел, тема

Количество часов.

Всего

1

Сведения из истории шахмат

1ч.

2

Шахматная доска

1ч.

3

Шахматные фигуры

1ч.

4

Ходы и взятие фигур

21ч.

5

Цель шахматной партии

9ч.

Раздел 1. Сведения из истории шахмат. 1ч.

История шахмат 1ч.

Раздел 2. Шахматная доска. 1ч.

Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали Диагонали. Практические ходы 1ч.

Раздел 3. Шахматные фигуры. 1ч.

Шахматные фигуры. Белая и черная армии. Правило: «Тронул - ходи!»1ч.

Раздел 4. Ходы и взятие фигур. 21ч.

Начальная позиция. Варианты игры 1ч.

Пешки. Игра пешками 1ч.

Король. Король - его ходы и защита 1ч.

Ладья. Ладья в игре 1ч.

Слон. Игра слоном 1ч.

Конь. Ход конём 1ч.

Ферзь. Его движение по доске 1ч.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила 1ч.

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги ферзя 1ч.

Игра конем на усеченной доске. Варианты игры. Конь против ферзя, ладьи, слона 1ч.

«Подножка». Применение правила взятия на проходе 1ч.

Ход Короля. Король в поле воин (взятие) 1ч.

Белопольные и чернопольные слоны. Ладья против слона 1ч.

Ценность фигур 1ч.

Сила фигур. Сравнительная сила фигур в игре 1ч.

Шах. Понятие о шахе. Варианты игры 1ч.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой1ч.

Защита от шаха. Варианты игры в защите 1ч.

Две ладьи против короля. Техника матования одинокого короля 1ч.

Ферзь и ладья против короля 1ч.

Варианты ничьей 1ч.

Раздел 5. Цель шахматной партии. 9ч.

Пат. Отличие пата от мата 1ч.

Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка 1ч.

Шахматные партии 1ч.

Общие представления о начале шахматной партии. Варианты 1ч.

Правила и законы дебюта 1ч.

Игра всеми фигурами из начального положения 1ч.

Короткие шахматные партии. Игра со сменой партнёра 1ч.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры) 1ч.

Миттельшпиле (середина игры).Шахматный дебют. Защита от мата. Эндшпиле (конец игры) 1ч.

Итого:33ч.


Формы организации внеурочной деятельности: рассказы о истории шахмат и шахматных фигурах, шахматные партии, турниры, презентации.













































Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Юный шахматист»

п/п

темы

Тема занятия

Планируемые сроки

Скорректированные сроки



Сведения из истории шахмат. 1ч.



1

1

Вводный первичный инструктаж по охране труда №5.История шахмат.

01.09-03.09





Шахматная доска. 1ч.



2

1

Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали Диагонали. Практические ходы.

06.09-10.09




Шахматные фигуры. 1ч.



3

1

Шахматные фигуры. Белая и черная армии. Правило: «Тронул - ходи!»

13.09-17.09




Ходы и взятие фигур. 21ч.



4

1

Начальная позиция. Варианты игры.

20.09-24.09


5

2

Пешки. Игра пешками.

27.09-01.10


6

3

Король. Король - его ходы и защита.

11.10-15.10


7

4

Ладья. Ладья в игре.

18.10-22.10


8

5

Слон. Игра слоном.

25.10-29.10


9

6

Конь. Ход конём.

01.11-03.11


10

7

Ферзь. Его движение по доске.

08.11-12.11


11

8

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

22.11-26.11


12

9

«Могучая фигура» Ферзь.

Дороги ферзя.

29.11-03.12


13

10

Игра конем на усеченной доске. Варианты игры. Конь против ферзя, ладьи, слона.

06.12-10.12


14

11

«Подножка». Применение правила

взятия на проходе.

13.12-17.12


15

12

Ход Короля. Король в поле воин (взятие).

20.12-24.12


16

13

Белопольные и чернопольные слоны.

Ладья против слона.

27.12-30.12


17

14

Ценность фигур. Игра.

10.01-14.01


18

15

Сила фигур. Сравнительная сила фигур в игре.

17.01-21.01


19

16

Шах. Понятие о шахе. Варианты игры.

24.01-28.01


20

17

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

31.01-04.02


21

18

Защита от шаха. Варианты игры в защите.

07.02-11.02


22

19

Две ладьи против короля. Техника матования одинокого короля.

14.02-18.02


23

20

Ферзь и ладья против короля.

28.02-04.03


24

21

Варианты ничьей.

14.03-18.03




Цель шахматной партии. 9ч.



25

1

Пат. Отличие пата от мата.

21.03-25.03


26

2

Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

28.03-01.04


27

3

Шахматные партии.

11.04-15.04


28

4

Общие представления о начале шахматной партии. Варианты.

18.04-22.04


29

5

Правила и законы дебюта.

25.04-29.04


30

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

03.05-06.05


31

7

Короткие шахматные партии. Игра со сменой партнёра.

11.05-13.05


32

8

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).

16.05-20.05


33

9

Миттельшпиле (середина игры). Шахматный дебют. Защита от мата. Эндшпиле (конец игры).

23.05-27.05


Итого часов:





по программе:

33

Выполнено: