Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;
2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;
3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.
1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Вокально-хоровая работа.
6. Этап закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА. |
ЭТАПЫ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
Организационный момент. | Вход под знаменный распев |
Актуализация Этап всесторонней проверки знаний. | Вы вошли в класс под музыку, кто скажет, что это за музыка (церковная, божественная) Где она может звучать (в церкви) Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке пойдёт речь о духовной русской и европейской музыке. Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка |
Основная часть. Усвоение нового материала Развитие темы урока Читают ученики. | 1«Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное» - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник. 2Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти. У.Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие. Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии. |
Слушание (Знаменный распев 'Господи воззвах') | Звучит (Знаменный распев 'Господи воззвах') |
| В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. 17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения. |
СЛУШАНИЕ Духовный концерт М.С.Березовский «Не отвержи мене во время старости» | Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи. - Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? - Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании? - Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей |
Нотная грамота. Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва» | (Слайд)На экране вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей. (выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух) Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения. Песня Б.Окуджавы «Молитва» |
Вокально-хоровая работа. | - какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? - в каком характере необходимо её исполнять? - какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение? После того, как мы выяснили всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его. |
Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. | Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал- многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге. |
Закрепление знаний Работа с учебником. Коррекция знаний | Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт Духовная музыка (таблица).(Слайд) переписать в тетради. Восточная (православная) церковь | Западная (католическая) церковь | | | | | литургия, всенощная, величание, молебен, тропарь, стихира и др. | месса, реквием, страсти, кантаты и др. | Знаменный распев (пение без сопровождения, основанное на плавном, поступенном движении мелодии) | Хорал (многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра) | В восточной (православной) церкви? (литургия, всенощная, венчание, молебен). В западной (католической) церкви? (месса, реквием, страсти, кантаты и др.) Знаменный распев: плавное, поступенное движение мелодии, пение без сопровождения (запись в тетради) | | |
Рефлексия Подведение итогов урока Оценивание | Сегодня на уроке мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси и Европейской религиозной музыкой Это музыка духовная. Ответьте, пожалуйста на вопросы, закрепляющие тему нашего урока: - что такое знаменный распев? - что такое партесное пение? - что такое кантата, духовный концерт, реквием. - один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт) С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились? Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта? Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, урок окончен, до новых встреч в мире музыки! |
| |