Русская православная церковь в 17 веке.
Реформа патриарха Никона и раскол.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
- Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,- следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
- Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
К середине 17 в. с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг остро встал вопрос остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибок, поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол в церкви и обществе.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Судьба патриарха Никона необычна. В миру его звали Никита Минов. Родился он в 1605году в селе Вельдиманово неподалеку от Нижнего Новгорода , в семье простых мордовских крестьян. Мальчик отличался способностями, быстро освоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. В 19 лет он становится священником. Женился, обзавелся детьим. Казалось бы, жизнь сельского священника была предопределена. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и уйти в монастырь. Никита отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит, где был пострижен в монахи под именем Никона.
Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Но характер имел вспыльчивый, властный, возражение не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Отличала его и жестокость. Через три года , рассорившись с монахами, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Он направляется в Нижегородскую епархию, а в1646г. попадает Москву. Там настоятель захудалого монастыря обращает на себя внимание царя Алексея Михайловича. И в 1652г. в возрасте 47 лет Никон становится седьмым патриархом Московским и всея Руси.
Записи в тетрадях
1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона
Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Реформы патриарх Никон проводил с присущей ему жесткостью, грубостью и даже фанатизмом.
Антиохийский патриарх, прибывший в Россию, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: « Никон брал одну за другой подносимые ему старые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, Никон топтал их ногами, и наконец, велел сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: « Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю». Так и было поступлено».
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу.
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стране принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон сложил с себя полномочии и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви
Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум.
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения.
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Запись в тетрадях: - старообрядчество –религиозное течение враждебное официальной церкви ,возникшее после реформы Никона
Вопрос: - Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось
На сторонников церковной реформы Никона и его противников.
Запись в тетради:
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, был сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.
Царь и священники тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. Но протопоп Аввакум был непримирим. За свой отказ на церковном Соборе 1666 был предан церковному проклятию и сослан в Сибирь, в далекий Пустозерск, где узники содержались в страшных условиях.
За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Домашнее задание:
Заполнение таблицы:
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы
До реформы-«староверы» (сторонники Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа: Исус | Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус |
Параграф 24.