Русские поэты
и писатели-лауреаты Нобелевской премии
элективный курс по литературе
(11 класс)
авторы: Баранкова Н.Н., Трусова Е.А., учителя русского языка и литературы высшей категории МБОУ СШ №45
рецензент: Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО
Ульяновск
2015
Структура программы элективного курса
Программа курса состоит из 6 разделов:
пояснительная записка (в ней дается общая характеристика программы: определены ее статус, цели, задачи; формы проведения занятий, ФОПД учащихся, методы обучения, формы контроля, технологии учебного процесса, требования к уровню подготовки учащихся);
содержание курса;
учебно-тематический план;
поурочное планирование;
литература для учителя и учащихся;
приложение.
Пояснительная записка
Статус программы элективного курса
В связи с наличием в современных школах гуманитарных классов, общеобразовательных классов, в которые входят социально-гуманитарные или гуманитарные группы, где литература является профильным предметом, имеется необходимость во введении в учебный план элективных курсов. Данная программа и призвана обеспечить новое качество образования, развить содержание базисного предмета на новом уровне. Элективный курс под названием «Русские поэты и писатели – лауреаты Нобелевской премии» - это, без сомнения, курс своевременный и современный , ведь русскую литературу конца XIX – XX веков невозможно представить без имен литераторов - лауреатов Нобелевской премии, чье наследие весьма значимо для отечественной и мировой культуры.
В программе же по литературе для 11 класса на изучение их поэтического и писательского творчества отводится небольшое количество времени: рекомендуется изучение отдельных произведений И.А.Бунина, Б.А.Пастернака, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына; творчество же И.А.Бродского изучается обзорно или вовсе не изучается.
Курс призван в большем объеме и на качественно ином уровне познакомить учащихся с целым пластом произведений, прочитать которые должен и обязан любой старшеклассник, стремящийся глубоко знать произведения тех авторов, кто составляет гордость отечества; призван выполнять функцию «поддержки» изучения базовой программы на заданном стандартом профильном уровне.
Элективный курс является авторским. Первый вариант программы спецкурса был составлен в 1996-97 гг. (автор – учитель русского языка и литературы Н.Н.Баранкова), имел внешнюю (ИПКПРО) и внутреннюю рецензии. Был апробирован в 11 классах средней школы №45 г.Ульяновска в течение ряда лет. Практика показала востребованность программы школьниками-гуманитариями, интерес к углубленному изучению творчества писателей-лауреатов Нобелевской премии.
Новый вариант элективного курса составлен Н.Н. Баранковой в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 45 Е.А. Трусовой. Потребность в обновлении спецкурса 1996-97 гг. возникла в связи с необходимостью
изменить статус программы (спецкурс – элективный курс);
изменить отдельные формулировки программы;
скорректировать учебно-тематический план;
обновить формы контроля;
ввести раздел «Требования к уровню подготовки учащихся»;
ввести современную литературу в библиографию.
Элективный курс составлен в соответствии:
- приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 31 марта 2014 г.№253»
- с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012 г.№929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
- с учебным планом МБОУ СШ №45 на 2015-2016 учебный год.
Создан с учетом программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014
Создан на основе спецкурса «Русские поэты и писатели – лауреаты Нобелевской премии» (автор Н.Н.Баранкова, 1997. Рецензенты: Рыкова Е.К., старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ИПКПРО; Курошина Л.Н., учитель высшей категории школы №45 г.Ульяновска)
Элективный курс предназначен для ведения его в 11 профильном классе, в 11 общеобразовательном классе с социально-гуманитарной или гуманитарной группой. Реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Количество часов – 34 (1 раз в неделю). Предполагается его параллельное изучение с базовой программой по литературе. Курс может быть и частью базисной программы: при наличии в учебном плане дополнительного 1 часа в неделю темы курса могут вкрапливаться, вводиться поэтапно в основную программу.
Степень глубины изучения произведений определяется учителем, который должен учесть статус класса или группы, качественную подготовку учащихся по базовой программе, интересы и социальную ориентацию выпускников.
Программа предполагает изучение произведений по выбору учителя и учащихся, их замену при соблюдении ненарушения построения курса. Элективный курс рассчитан на вдумчивого читателя, любящего и умеющего читать и размышлять о прочитанном.
Цели курса
- сформировать у учащихся целостное представление о творчестве писателей (лауреатов Нобелевской премии); познакомить учеников с фактами из биографий русских литераторов, с судьбой произведений и их авторов, с фрагментами Нобелевских речей, с тематикой и проблематикой творчества выдающихся мастеров слова;
- развить у учащихся умение творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- углубить навыки самостоятельной работы над содержанием произведений и над анализом их художественной формы;
- сформировать у учащихся навыки общения с аудиторией.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Задачи:
-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Предлагаемые формы проведения занятий
урок-лекция
урок аналитическая беседа
урок-лекция с элементами аналитической беседы
урок - «погружение» в мир поэзии (прозы)
урок-читательская конференция
урок-диалог
урок-беседа с элементами дискуссии
урок-конкурс на лучшего чтеца
урок-отчет о прочитанном
урок-семинар
урок-игра «Умники и умницы»
урок с применением ИКТ
урок «Устный журнал»
урок-представление (поэта, творчества, периодов, тем, проблематики произведений)
урок-зачет
урок-тестирование в формате ЕГЭ
урок-защита проектов (итоговые занятия)
Составляющие комбинированных уроков (их элементы). Виды деятельности учащихся.
подготовка выставки портретов писателей, комментарий к выставке
подготовка выставки книг, комментарий с обзором
представление фрагментов Нобелевской речи
различные виды чтения, пересказа
комплексный и выборочный анализ текста (определение жанра, тематики, проблематики произведений, выявление концепции писателя, своеобразия стиля, работа над сюжетом и композицией, нахождение и определение функции изобразительно-выразительных средств, нахождение средств создания образа, выявление авторской позиции, формулирование своего отношения к героям произведений, их поступкам)
составление планов (простого, сложного), запись тезисов
составление характеристики персонажей (индивидуальной, сравнительной, обобщающей)
выступление с сообщением по учебнику и дополнительной литературе
подбор цитат
знакомство с отзывами о произведениях, определение согласия/несогласия с чьей-либо позицией; рецензирование ответов одноклассников
составление развернутых ответов-рассуждений на вопрос
подготовка мини-презентаций
показ презентаций, участие в их обсуждении
составление хронологической таблицы
работа с иллюстрациями
просмотр и обсуждение фрагментов фильмов
прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов
участие в выборочном тестировании (работа с мини-тестами)
работа с лингвистическими, литературоведческими словарями
различные виды самостоятельных работ
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная
индивидуальная
групповая
парная.
Формы контроля:
После изучения каждой из 5 глав основного раздела предлагается проводить урок-зачет.
Формы зачета могут быть различны:
написание сочинения (анализ стихотворения, эпизода, характеристика персонажей; отзыв о произведении);
декламация стихотворений, устный анализ лирических произведений;
представление мини-презентации, ее защита;
тестирование;
выступление с докладами;
викторина;
проведение заочной экскурсии.
Форма проведения урока-зачета определяется учителем. Учитываются пожелания учащихся.
Для итогового контроля (2 заключительных часа) предлагается несколько видов деятельности:
публичное выступление, защита реферата;
защита презентации;
контрольные работы: развернутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, тестирование.
Формы итогового контроля определяются учителем, учитываются особенности класса.
С формами промежуточного и итогового контроля учащиеся знакомятся в начале учебного года.
Технологии, рекомендуемые для организации учебного процесса (варианты):
технология личностно ориентированного обучения
технология проблемного обучения
метод проектов
информационно-коммуникативные технологии
система инновационной оценки «портфолио»
Требования к уровню подготовки выпускников
По итогам изучения курса учащиеся должны:
знать сведения из биографии выдающихся литераторов (лауреатов Нобелевской премии),
материалы о вручении премии;
знать содержание произведений, включенных в учебный план;
уметь определять тематику, проблематику, характеризовать героев, авторскую позицию;
иметь навыки комплексного анализа текстов, самостоятельной и исследовательской деятельности;
знать наизусть рекомендованные для заучивания стихотворения;
уметь вести диалог, дискуссию;
уметь работать со справочным материалом, в том числе и с энциклопедическими изданиями, с интернет-ресурсами;
представлять и защищать сообщение, доклад, презентации; делать обзор книг, статей.