СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские поэты xix–xx веков. Поэтическая картина зимы. И. С. Никитин «Встреча зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты xix–xx веков. Поэтическая картина зимы. И. С. Никитин «Встреча зимы»»

Урок 22. Русские поэты XIX–XX веков. Поэтическая картина зимы.
И. С. Никитин «Встреча зимы»
(учебник, с. 68–71)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением И. С. Никитина; способствовать формированию умения видеть образные языковые средства; развитию умений сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; совершенствовать умения выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; содействовать воспитанию любви к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; понимать особенности стихотворения: расположение строк, ритм, рифма; читать вслух бегло, осознанно, выразительно

Метапредметные:

познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме

Личностные:

предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению

к Родине в стихах

Образовательные ресурсы: аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины А. Пластова «Первый снег», карточки с текстом образных языковых средств, запись стихотворения «Встреча зимы» в исполнении актера, толковые словари, слайды «Зимний день», «Дождливая погода», «Речка зимой», «Первый снег», «Сумрачный лес»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Проверка домашнего задания.

1. Организует выборочное чтение.

Демонстрируют готовность к уроку.



Продолжение табл.

1

2

3

4

I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения
И. Никитина «Полно, степь моя…».

2. Деление текста на значимые части

1. Организует выборочное чтение.


– Какое стихотворение читали? Кто автор?

– Как надо читать стихотворение?

– Подготовьтесь читать стихотворение выразительно вслух. Прочитайте его про себя.



2. Осуществляет фронтальную проверку письменной работы, оценивает результат

Демонстрируют готовность к уроку.



Читают 2–3 ученика


II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

1. Работа над скороговоркой.

2. Работа над

загадкой.

3. Постановка учебной задачи

Организует подготовку к восприятию учебной задачи.

Зимой поле белое,

Промерзлое, заледенелое.

– Прочтите медленно, четко выговаривая каждое слово.

– Прочтите еще дважды, с каждым разом увеличивая темп и силу голоса.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

– О чем будем говорить на уроке? Почему вы так решили?



– Сегодня мы продолжим изучать творчество замечательного русского поэта
И. С. Никитина, будем учиться выразительному чтению, нахождению в тексте образных языковых средств

Слушают задания учителя, выполняют инструкции.





– Зимой.

Выдвигают предположения о теме предстоящего урока.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия.

Владеют навыками быстрого и четкого

чтения.

Выделяют существенную информацию, принимают
и сохраняют учебную задачу

III. Изучение нового материала.

1. Слушание стихотворения

И. Никитина

Организует прослушивание стихотворения под звуки музыки А. Вивальди.



– Во время прослушивания обратите внимание на смену картин природы.

– Какое настроение у вас после прослушивания стихотворения?

Прослушивают текст стихотворения, соотносят его с музыкальным фоном.

Формулируют ответы, озвучивают их.

Анализируют, осознанно строят речевые высказывания, осуществ-ляют словар-


Продолжение табл.

1

2

3

4

«Встреча зимы» в исполнении актера.

– Что помогло создать это настроение?

– Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт показал, как на смену осени грустной, туманной, приходит радость первого снега, белоснежной чистоты природы.


ную работу

с опорой на словари.

2. Словарная
работа.

1) Словарно-лек-сическая работа.




Организует работу у доски.


– Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на выделенную букву:

ПОУТРУ ВЧЕРА ДОЖДЬ.

В ПОЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ.

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧКА.

НАШЕЙ РУСИ СВЯТОЙ.











Согласовывают усилия по решению учебной задачи.







2) Подбор синонимов к словам.

– Прочтите хором, делая акцент на ударном слоге:

сумрачный – тёмный хмельной – пьяный

раздолье – простор искони – с давних пор

3. Чтение стихотворения, анализ содержания.









Организует чтение и обсуждение произведения.


Читают по цепочке. Взаимодействуют с учителем.

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей.







– В этом стихотворении автор показал смену картин природы. Прочитайте, что происходит утром, в полдень, на рассвете.

Находят соответству-
ющие отрывки, зачи-
тывают их.

– На слайдах представлены картины природы. Восстановите последовательность рисунков в соответствии с текстом стихотворения.

Устанавливают изменение динамичности

картин природы.

– Почему людей радует первый снег? Найдите в тексте эти строки, прочтите их.

– Как вы думаете, поэт любил зиму? Подтвердите это словами из текста.

– Как проявляет поэт свое отношение к русским людям?




Окончание табл.

1

2

3

4

4. Работа по картине А. Пластова «Первый снег»

– Что чувствуют дети при виде первого снега?




– Как передали ощущение первого снега художник и поэт?

– Несмотря на то что картина появилась спустя 100 лет после стихотворения, они очень созвучны.

– Какими средствами искусства можно передать чувства людей?

– Радость, восхищение красотой природы, ожидание веселья: игра в снежки, катание на санках с горы.

– С помощью музыки

Строят монологические высказывания

IV. Проверка знаний

– Заполните карточки, которые находятся у вас на столах. Необходимо дать определение группам слов, являющихся выразительными средствами языка:

(сравнение) ________ туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы
горят;

(эпитет) _________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая;

(метафора) __________ плакал лес, начал падать снежок, замерзла река, мороз трещит, кровь горит

Работают в парах, согласовывают свои утверждения

Слушают собеседника, аргументированно отстаивают свою точку зрения



V. Домашнее задание

Объясняет суть задания.

Выучить наизусть понравившийся отрывок, проиллюстрировать его

Внимательно слушают объяснение учителя, уточняют

Принимают
и сохраняют учебную задачу

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что нового открыли для себя на этом уроке?

– Чему научились?

– Какое впечатление произвела на вас поэзия И. С. Никитина?

– Ответьте одной фразой: «Я почувствовал…»

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности