Русский язык. 11а класс. Мы готовимся к ЕГЭ.
Цель практикума:
- повторение и систематизация материала путем выполнения тренировочных тестовых заданий;
- комплексный анализ текста;
- создание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)любимые профессора
2)ярче солнца
3)более пятьсот миллионов
4)кратчайший путь
- любимые профессора
- ярче солнца
- более пятисот миллионов
- кратчайший путь
более пятьсот миллионов
Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены
- к трёмстам сорока четырём избирателям
- едьте поездом
- ихними детьми
- пятидесятью тремя метрами
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании
поезжайте поездом
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью метрами
их детьми
пятьюдесятью метрами
Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова
- пара сапог
- пара носков
- салат из помидоров
- занавески из тюли
- пара сапог
- пара носков
- салат из помидоров
- занавески из тюля
тюли
Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены
1)трое подруг
2)в двух тысяча тринадцатом году
3)более красивый
4)несколько пар джинс
Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам
А . Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж . Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И . Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К . Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека
Исправляем грамматические ошибки
(нарушения синтаксической нормы) в предложениях
Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд.
Поезд прибыл согласно расписания.
Комиссия установила о причинах аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека.
В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Часть С.
Смысловой анализ текста - уяснение основных тезисов автора, на основе которых необходимо развернуть свое собственное рассуждение .
Речеведческий анализ текста:
определение стиля речи, определение типа речи.
Стиль – разновидность языка, обслуживающая ту или иную сторону человеческой деятельности.
Тип речи – повествование, описание, рассуждение. Нередко разные типы речи объединяются в одном тексте.
Стиль – художественно-публицистический, тип речи – рассуждение с элементами повествования.
- Рассчитан на широкий круг читателей ( общедоступность ), отличается простым эмоциональным изложением.
- Логичность . Выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
- Воздействует с помощью созданных образов на мысли и чувства читателя.
- Выразительная и изобразительная сила повествования в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Языковой анализ текста:
- выяснение роли различных типов слов в организации текста; определение языковых средств выразительности в тексте;
- употребление однозначных слов и слов в прямом значении;
- повторение ключевых слов;
- метафоры и развернутые метафоры;
- лексический повтор;
- особая роль принадлежит глаголам , так как в повествовании сообщается о событиях, происшествиях;
- вводные слова, сложный синтаксис.
Встречаясь в тексте с утверждениями автора, читатель должен отчетливо понять,
- во-первых, что доказывается (ТЕЗИС),
- во-вторых, какие именно приводятся АРГУМЕНТЫ,
- в-третьих, как ВЫТЕКАЕТ из них тезис .
Текст-рассуждение
Я не могу не согласиться с автором, что во все времена …
Нет ничего увлекательней…
Конечно, в наше время не каждый способен уделять много времени чтению книг, но…
Автору не понадобилось много средств, чтобы пробудить чувства читателя…
Разве не призывает нас старинный книжный шкаф, набитый книгами, и не говорит, что это богатство досталось ему от прадедушки, но, к сожалению, как-то не находится времени прочитать…
Основная часть
Читатель – незаменимая фигура…
Участвовать в разговоре, посвященном той или иной книге.
… не просмотреть сериал, а…
ОТРЫВОК РЕЦЕНЗИИ:
Книги становятся тайнами, скрытыми от всех…
Заключение
С.Я.Маршак в некоторых случаях пишет слово «Читатель» с большой буквы, словно желая акцентировать внимание…
Иногда нам кажется, что основная идея лежит на поверхности, но…
Мне кажется (я думаю), что именно это доносит до нас автор…
Возможно, пройдут годы, и я, перечитав рассуждения Маршака, переменю свою точку зрения, но …
… истинных ч итателей не так много…
… лишь немногие могут по-настоящему оценить художественное произведение, понять его смысл…
… проходит время, меняются нравы, мы меняемся, и книга, и смысл ее открываются для нас по-новому…
… мысль о «незаменимости Читателя» останется со мною навсегда …