III. Введение в тему урока и постановка проблемы урока. | - Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД 3;) Во все века на русском хлебе Богатыри росли у нас. Так пусть же вновь растут такие, Чтобы, когда наступит срок, Нигде никто тебя, Россия, Перебороть ни в чём не мог. М. Исаковский - Что желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении и назовите их. (устно) -Проверим . (СЛАЙД 4) -С какой проблемой столкнулись? - СЛАЙД 5. Чтобы решить проблему урока поработаем в парах. Перед вами карточка с заданием по орфографии, вставив правильно буквы, вы решите проблему, с которой столкнулись Карточки1 - Проверим. Какое слово получилось? Верно, тема урока. - Запишите тему урока (Определительные местоимения.) | |
IV. Открытие новых знаний. | - Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Перед вами дом. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) . -Посмотрите на СЛАЙД 6 -Прочитайте определительные местоимения ,относящиеся к данному разряду. - Заселите ваш дом (записывают определительные местоимения) СЛАЙД 6 Мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Мы будем исследовать определительные местоимения. - Вспомните последовательность рассмотрения каждого разряда местоимений и посмотрите на план изучения определительных местоимений. ( СЛАЙД 7. ) 1.Наблюдение над признаками определительных местоимений. 2. Чтение теоретического материала в учебнике. 3. Поиск определительных местоимений в тексте. 4. Правильное употребление их в речи. 5. Орфографические особенности. 6.Синтаксическая роль. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и планировать деятельность. |
V. Применение нового знания. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | - По такому плану мы будем сегодня работать. СЛАЙД 8 Перед вами предложение : (устно) 1..В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. - Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их. - Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам) Работа по учебнику -Откройте учебники на стр.91 п.85 – Прочитайте материал § 85 просмотровым чтением. -Задание А теперь письменно в тетради. 1.Выписать словосочетания с определительными местоимениями. 2. Определить их морфологические признаки. Обратиться к люб… прохожему; Люблю всяк… фрукты; Нет друг… задания. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!!! СЛАЙД 9 - Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) 2. СЛАЙД 10. - Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам -- Задание 2 на карточках - Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу: | Изменение по падежам | По числам | По родам | Ед. ч. | Мн. ч. | И. | | | | Муж. | | Р. | | Д. | | Жен. | | В. | | Т. | | Сред. | | П. | | - Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома( вторая комната) ФИЗ.МИНУТКА Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим - Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор). - Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД 12) -Посовещайтесь в парах, примите решение. (устно или письменно) Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась. - Прочитайте текст, который у вас получился. - Посмотрите на план нашего дома . Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.) - Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу ( 4я комната в доме) -Проверим Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. - Вы согласны с высказыванием? . СЛАЙД 14. - Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Составьте предложения о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов. -Запишите полученные предложения на крыше ваших домов. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию из текста, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные УУД 1. Осуществлять взаимодействие в группе. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Контроль и коррекция результатов | Проверка знаний. Если вы правильно ответите, у вас получится слово. Тест 1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением; | Познавательные УУД 1. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности. 2. Владеть навыками аудирования (выборочного). Коммуникативные УУД Употреблять слова в соответствии с языковыми нормами. |