СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и литература

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок русского языка в 6 классе по программе Т.А.Ладыженской "Определительные местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и литература»

МБОУ Шарашенская СШ

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

03.03.2016г

Учитель Катайкина Ирина Васильевна


Урок русского языка в 6 классе с использованием метода проблемного обучения, элементов критического мышления через чтение и письмо


Тема: Определительные местоимения .

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные: пользоваться разными видами чтения и приёмами аудирования, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (план, таблица, ключевые слова); анализировать, сравнивать, обобщать; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценку, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед сверстниками с сообщениями. Предметные: анализировать определительные местоимения-прилагательные, выявлять их морфологические признаки, правильно образовывать и употреблять разные формы определительных местоимений, различать формы местоимений сам, самый.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания  и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь

-Запишите число, классная работа в тетради..


II. Языковая разминка


-Для начала отгадайте загадку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать, 
На их значение мне надо указать.
(Местоимение)   (Слайд 2)


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, подбирать аналогии, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


III. Введение в тему урока и постановка проблемы урока.



























- Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД 3;)

Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог. 
М. Исаковский

- Что желает поэт своей Родине?

Найдите в данном тексте известные местоимения. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении и назовите их. (устно)

-Проверим . (СЛАЙД 4)

-С какой проблемой столкнулись?





- СЛАЙД 5. Чтобы решить проблему урока поработаем в парах. Перед вами карточка с заданием по орфографии, вставив правильно буквы, вы решите проблему, с которой столкнулись



Карточки1

- Проверим. Какое слово получилось? Верно, тема урока.



- Запишите тему урока (Определительные местоимения.)




IV. Открытие новых знаний.














- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Перед вами дом. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план  (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) .

-Посмотрите на СЛАЙД 6

-Прочитайте определительные местоимения ,относящиеся к данному разряду.

- Заселите ваш дом (записывают определительные местоимения) СЛАЙД 6





Мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Мы будем исследовать определительные местоимения.


- Вспомните последовательность рассмотрения каждого разряда местоимений и посмотрите на план изучения определительных местоимений. ( СЛАЙД 7. )

1.Наблюдение над признаками определительных местоимений.

2. Чтение теоретического материала в учебнике.

3. Поиск определительных местоимений в тексте.

4. Правильное употребление их в речи.

5. Орфографические особенности.

6.Синтаксическая роль.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и планировать деятельность.


V.

Применение нового знания.


Развитие учебно-языковых и правописных умений.



- По такому плану мы будем сегодня работать.



СЛАЙД 8

Перед вами предложение : (устно)

1..В  юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

- Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

- Выделите окончания местоимений.

На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?  А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)


Работа по учебнику

-Откройте учебники на стр.91 п.85


– Прочитайте материал § 85 просмотровым чтением.



-Задание

А теперь письменно в тетради.



1.Выписать словосочетания с определительными местоимениями.

2. Определить их морфологические признаки.


Обратиться к люб…      прохожему;
Люблю  всяк…      фрукты;
Нет  друг…    задания.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!!!



СЛАЙД 9

- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных)


 


2. СЛАЙД 10. - Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам 

-- Задание 2 на карточках

- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

 

Изменение по падежам

По числам

По родам

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

 

 

 

Муж.

 

Р.

 

Д.

 

Жен.

 

В.

 

Т.

 

Сред.

 

П.

 

-

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома( вторая комната)


ФИЗ.МИНУТКА

Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим


- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор).

- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем  восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД 12)

-Посовещайтесь в парах, примите решение.
(устно или письменно)
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

- Прочитайте текст, который у вас получился.



Посмотрите на план нашего дома . Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу  ( 4я комната в доме)

-Проверим

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему понравилась.

- Вы согласны с высказыванием?



.

СЛАЙД 14. - Крыша будет нашей  лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Составьте предложения о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

-Запишите полученные предложения на крыше ваших домов.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.


3. Извлекать информацию из текста, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу).


Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в группе.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Контроль и коррекция результатов


Проверка знаний.

Если вы правильно ответите, у вас получится слово.

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1

2

3

4

 

 

 

 



Познавательные УУД

1. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Владеть навыками аудирования (выборочного).

Коммуникативные УУД

Употреблять слова в соответствии с языковыми нормами.

VI. Итог урока.


- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях  (СЛАЙД16)


РЕФЛЕКСИЯ

раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.




- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении . (СЛАЙД № 3).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.


1. Выучить все определительные местоимения.

2. Упр. 476.






Похожие файлы