Русский язык и литературное чтение (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с
изученными буквами.
Форма урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Тип урока: урок отработки умений.
Цель урока: повторение и закрепление изученного и при необходимости
коррекция изученных способов действий.
ХОД УРОКА
І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы – отлично учимся,
Всё у нас получится.
ІІ. Постановка проблемы (ТЕМА).
---- Ребята, чем же мы с вами будем заниматься сегодня на уроке?
Хотите знать?
---- Тогда возьмите карточку синего цвета на парте,зачеркните на нейбуквы, которые мы ещё не изучали. Прочитайте, что у вас получится, какое слово.
Ж Ж П О Ж Ж В Ж Ж Т Ж О Р Е Ж Ж Н И Ж Е (Повторение)
---- А что же мы будем повторять? ( Повторим написание изученных букв,
будем закреплять умения писать слоги, слова и предложения с изученными
буквами).
ІІІ. Повторение и закрепление.
1. Учебная игра.
Урок начнём с учебной игры «Доскажи словечко»
Наша речь состоит из (предложений)
Предложения состоят из (слов)
Слова состоят из (слогов)
Слоги состоят из (звуков)
Звуки речи делятся на ( гласные и согласные)
Гласные бывают (ударные и безударные)
Согласные звуки делятся на ( звонкие и глухие)
Звуки звонкие и глухие бывают ( твёрдые и мягкие)
Сколько в слове гласных, столько в слове и (слогов)
Звуки мы произносим и слышим, а буквы (видим и пишем)
МОЛОДЦЫ! Эти знания нам на уроке сегодня пригодятся.
2. Закрепление о звуках и буквах с проговариванием.
---- Итак, вы сказали, что звуки бывают гласные и согласные. Посмотрите на доску, назовите сначала буквы, которые обозначают гласные звуки. Запишите их.
Но я ставлю вам условие. Начните их писать с особенных, а в чём их особенность? (особенные те, которые придают мягкость согласным)
Работа в тетради. Повторение правила работы в тетради.
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
и е я а о у ы
Это мы написали буквы, которые обозначают гласные звуки.
У нас остались буквы, которые обозначают согласные звуки.
У вас на парте лежат карточки желтого цвета. Возьмите эту карточку. На ней написаны буквы, которые обозначают согласные звуки. Мы повторили и сказали, что согласные звуки бывают звонкие и глухие. Распределите их по этому правилу, т.е. звонкие обведите в кружочек, а все остальные – глухие.
Работаем.
Проверяем. Молодцы.
Записать сначала буквы, которые обозначают звонкие звуки, а потом запишите буквы, которые обозначают глухие звуки.
МОЛОДЦЫ!
Физминутка.
3. Повторение и закрепление соединения букв. Письмо слогов.
Сегодня вы на уроке получите для себя полезную информацию.
А). КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ.
Учитель показывает картинку с изображением предмета, а ученики пишут только первый слог слова.
Ли-(мон)
ма-(лина)
ка-(лина)
ба-(нан)
мор-(ковь)
пе-рец
(картинки этих предметов учитель прикрепляет к корзинке витаминов, объясняетдетям, что природа наделила овощи и фрукты большим количеством витаминов, которые положительно воздействуют на наши сосуды, сердце и укрепляют имунную систему.
МОРКОВЬ очень полезный овощ для организма. Морковь содержит вещества, которые улучшают работу лёгких. Морковь способствует хорошему зрению, поддерживает в хорошем состоянии кожу. В моркови содержатся витамины группы В , А, Е. много кальция, железа. Именно эти вещества способствуют полноценному физическому и умственному развитию ребёнка. Кушайте больше моркови.
ЛИМОН богатвитамином С. Сок лимона, разведённыйводой, полезен для полоскания горла при ангине.
Оченьполезнаяинформация, даже для меня. В Египте, где жители очень часто подвергаются ужаливанию скорпионов, лимон режут пополам, одну половинку кладут на ужаленное место, а другую кладут в рот и очень долго сосут , как конфетку, и всё проходит.
В холодное время года мы подвергаемся таким заболеваниям как грипп, простуда. Одним из самых простых способов защитить себя – это пить чай с калиной.
Употребляйте побольше овощей и фруктов и будете здоровы.
ПОЛУЧИЛИ для себя полезную информацию?! ЧУДЕСНО!
---- Ребята, если мы выполним следующее задание, то узнаем ещё одну полезную информацию для нас всех.
Б). СОСТАВИТЬ СЛОВА.
--Из слогов составьте слова. Будьте внимательны, есть подсказка.
Укроп, салат, лук, петрушка. (Дети записывают слова.)
---- Сделать звуковой состав слова укроп . У К Р О П
ИНФОРМАЦИЯ. В конце зимы, начале весны наступает не только потепление, но и авитаминоз, т.е. недостаток витаминов в организме человека. Это ведёт к распространению вирусных инфекций. Поэтому нужно помнить о сочной зелени, которая способна подарить нам куда больше витаминов, чем экзотические плоды из дальних стран. В петрушке, например, в 5 раз больше витамина С, чем в лимоне, а пёрышки зелёного лука прочно укрепляют имунную систему. Зелень можно вырастить у себя на подоконнике даже в горшочках для цветов.
---А сейчас давайте прочитаем предложения на доске.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме – середина.
Ира моет руки мылом.
---- Какое предложение лишнее? Принимаю все ваши варианты.
Запишем его. (Ира моет руки мылом.)
Перед едой, после прогулки, придя из школы мойте руки с мылом и будете
здоровы.
Верно ли моё утверждение, что в записанном предложении все слова состоят из
2-х слогов? (верно)
Какое применяли правило для проверки? (Сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов.)
4. Запись пословиц о витаминах.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Лук от семи недуг.
Морковь прибавляет кровь.
IV. Итог урока.
Вот и кончился урок.
Сновапрозвенелзвонок,
Отдыхатьмыможемсмело,
А потом опять за дело.