Тема | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с ударным гласным, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения, на какой вопрос отвечают проверяемое, проверочное слова |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. Вопросы: кто? что? какой? что делать? |
Образовательные ресурсы | Орфографический словарь. Плакат «Орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне слова”» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь писать, Чтобы грамотными стать. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | с С е Е е Е | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 93) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает ответить на вопросы домашнего упраж- нения, просматривает записи в рабочей тетради | Отвечают на вопросы | Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию | Упражнение, беседа по вопросам |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | – Сегодня мы продолжим учиться подбирать проверочные сло- | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Сообщение учителя | ва для правильного написания слов с безударными гласными в корне, а также научимся задавать вопросы к словам | | ванную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Проверяемое и проверочное слова. Кто? Что? Какой? (упр. 154). Работа в рабочей тетради (№ 91) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Каким способом подобрано проверочное слово в образце? На какой вопрос отвечают проверяемое и проверочное слова? Запишите слова по образцу. Выделите корень | Отвечают на вопросы. Записывают слова по образцу. Выделяют корень | Умеют задавать вопрос к словам. Объясняют способ подбора проверочных слов. Действуют по алгоритму. Находят корень в однокоренных словах | Упражнение, беседа по вопросам |
2. Распростра- ненные пред- ложения. Работа в рабочей тетради (№ 92) | Индивидуальная. Практический. Упражнение | – Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Подчеркните главные члены предложения | Вставляют слова в предложения. Подчеркивают главные члены предложения | Из предложенных вариантов слов выбирают подходящие по смыслу. Распознают подлежащее и сказуемое | Упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили, поклевали, Быстро, быстро побежали | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
3. Подбор проверочных слов. | Фронтальная. Словесный, | Предлагает выполнить задания к упражнению. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. | Используют правило при написании слов | Упражнение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вопросы к словам (упр. 155) | практический. Чтение, беседа, письмо | Контролирует работу уче- ников | Записывают слова по образцу | с безударным гласным в корне. Осуществляют подбор проверочных слов | |
4. Правописание е и ё в однокоренных словах | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило. – Что нового для себя вы узнали? | Читают правило, пересказывают его | Воспроизводят прочитанную информацию | Правило |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Е? И? (упр. 156) | Индивидуальная, групповая. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Прочитайте. Запишите слова в две группы: с пропущенной буквой е и пропущенной буквой и | Выписывают слова с пропущенной буквой е и пропущенной буквой и | Группируют слова по пропущенным безударным гласным. Объясняют свой выбор, контролируют партнера | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему новому научились сегодня на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 95) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |