Цели: ознакомление учащихся с понятием «будущее сложное время глагола»; развитие умения изменять глаголы по временам.
Задачи: содействовать формированию УУД:
1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
2. Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.
4. Коммуникативных: учить формулировать собственное мнение договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
Н а д о с к е р и с у н о к:
– Какая буква чаще всего встречается на рисунке?
– Сколько раз?
– Напишите эту букву, каждый раз соединяя ее со звонкими (сонорными) согласными, не имеющими пары (эти согласные есть на рисунке).
ма ла на ра ам ал ан ар
III. Повторение пройденного и постановка цели урока.
З а п и с ь н а д о с к е:
Поб..гут, п..так, б..жит, з..леный,
зап..х, зак..чает, кр..сивая, буду с..дить.
– Какое задание можно предложить к этим словам?
(Вставить пропущенные буквы, разделить на группы.)
– Объясните написание слов.
– На какую орфограмму эти слова?
(Безударная гласная, проверяемая ударением.)
– На какие группы можно разделить эти слова?
(1-я гр. – существительные, 2-я гр. – прилагательные, 3-я гр. – глаголы.)Запишите слова по группам.
– Дайте характеристику существительным.
– В каком роде могут употребляться существительные?
(В женском роде и среднем.)
– Допишите в столбик с именами существительными слова женского и среднего рода с той же орфограммой.
– Что можете сказать о прилагательных?
– Имени прилагательного какого рода здесь нет?
(Среднего.)
– Допишите в этот столбик прилагательное среднего рода с той же орфограммой.
– Что можете сказать о глаголах?
(Они стоят в будущем времени.)
– На какой вопрос отвечает слово побегут?
(Что сделают?)
– На какой вопрос отвечает слово: буду сидеть?
(Что буду делать?)
– Чем похожи слова?
(Глаголы будущего времени.)
– Чем глаголы отличаются?
(Отвечают на разные вопросы.)
– А еще чем отличаются?
(«Побегут» – состоит из одного слова; «буду сидеть» – из двух слов.)
– У какого глагола даже без помощи вопроса можно определить, что оно будущего времени?
(У глагола «буду сидеть».)
– Что вам в этом помогло?
(Слово «буду».)
Вывод: Такие слова в русском языке образуют глаголы в будущем сложном времени.
– Как вы думаете, почему?
– Назовите тему нашего урока.
IV. Работа над темой.
1. Прочитайте правило в учебнике с. 98.
– Чем глаголы простого будущего времени отличаются от глаголов будущего сложного времени?
(С глаголами будущего сложного времени употребляются слова «буду», «будет», «будем» и др.)
Коллективная работа: Упр. №
– Из чего состоят глаголы будущего (сложного) времени?
(Из форм будущего простого времени от глагола «быть» и инфинитива (глагола в неопределенной форме).)
Физкультминутка.
2. – В каком времени могут стоять глаголы?
(В прошедшем, настоящем и будущем времени.)
– Сейчас я буду читать вам стихи, а вы записываете глаголы, которые услышите, в три столбика.
С утра поет в столице медь
Торжественного горна,
Который завтра будет петь
В тиши лесной, озерной.
С. Маршак
Мы встали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели!
Прилетели наконец!
С. Погореловский
Мы будем жить в палатке
И жечь костер,
Изучим мы украдкой
Звериные повадки,
Звериный разговор.
Е. Тараховская.
Можно карточки с представленными глаголами развесить в классе. Учитель читает стихи, а дети, услышав глагол, находят его и прикрепляют на доску в нужный столбик.
прошедшее время настоящее время будущее время
встали смотрели
проглядели
прилетели поет сидит будет петь прилетят
будем жить изучим
будем жечь
– Докажите, что в первом столбике глаголы прошедшего времени.
– Почему глаголы поет и сидит настоящего времени?
– Что можете сказать о глаголах будущего времени?
– Назовите глаголы в будущем простом времени.
– На какие вопросы они отвечают?
– Что можно сказать о глаголах в будущем сложном времени?
– Сравните вопрос и глагол. Что заметили?
(В вопросе тоже есть слово «будем».)
3. Упр. № – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
– О чем узнали сегодня на уроке?
– Что нового узнали о глаголах в будущем времени?
Домашнее задание: упражнение