Рынок и его основные факторы
- Механизм функционирования рынка
- Условия экономического функционирования рынка.
- Основные цели и функции рынка.
- Методы регулирования рынка.
Рынок - это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг.
Механизмы рынка:
- механизм экономических связей между субъектами рынка;
- механизма формирования цен, распределения ресурсов и доходов;
- механизма конкуренции или борьбы больших выгод и преимуществ.
Рыночный механизм представляет собой сложную систему состоящею из:
- субъектов (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной и местной власти);
- объектов ( различных видов рынка);
- связями между субъектами (кооперация, конкуренция);
- ценового механизма;
- информации о принимаемых решениях потребителями, производителями, государством;
- средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты)
Принципы формирования рыночной экономики:
- разработка юридических основ рыночной экономики
- создание многоукладности в экономике
- создание атрибутов в рыночной экономике (биржи, банки)
- стабилизация экономики на основе достижение равновесия между спросом и предложением
- обеспечение свободной конвертируемости национальных денег
- обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных.
2. Условия эффективного функционирования рынка.
- Экономические условия
- Политические условия
Экономические условия:
а) Свобода принятия производителями хозяйственных решений.
б) Ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
в) Конкуренция производителей.
г) Свободное ценообразование.
д) Отсутствие ограничений на перемещение товаров, рабочей силы и капиталов.
Политические условия:
а) Демократия.
б) Стабильность политической системы.
Социокультурные условия.
Под социокультурными условиями имеется в виду способность населения принять рынок и выработать соответствующую модель поведения.
2 Основные цели и функции рынка
цели рынка:
- экономически рост
- эффективность экономики
- экономическая свобода
- оптимальный уровень цен
- справедливое распределение доходов
- участие во всемирном хозяйстве
- экологическая безопасность
Посредническая
Информирующая
Регулирующая
Функции рынка
Стимулирующая
Оздоравливающая
Ценообразующая
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
- формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
- структурой товаропроизводителей, которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
- видами торговли, используемыми в стране.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений :
рынки средств производства;
рынки научно-технических разработок;
рынки ценных бумаг;
рынки благ и услуг;
рынки рабочей силы.
2. по товарным группам:
рынки товаров производственного назначения;
товаров народного потребления; продовольственных товаров;
рынки сырья и материалов и т. д.
3. по пространственному признаку
внутрирегиональные;
межрегиональные;
республиканские;
межреспубликанские;
международные (мировые).
4. По степени ограничения конкуренции:
монопольный;
олигопольный;
межотраслевые рынки.
5. По видам субъектов рыночных отношений:
рынки оптовой торговли;
рынки розничной торговли ;
рынки государственных закупок.
6. С учетом соблюдения законности:
легальные, т. е. официальные;
нелегальные, т. е. «теневые», «черные» и т. д.
4 Методы регулирования рынка.
Экономические методы
Административные методы
19
Административные методы
т. е. прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий.
К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, т.е. перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Подумай:
1. Рынок – это:
- Совокупность актов купли-продажи;
- Взаимодействие спроса и предложения:
- Взаимоотношения между продавцами и покупателями;
- экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
- система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;
- все ответы верны.
2. Тождественны ли понятия «обмен», «обращение», «рынок» (да/нет)?
3. Разграничьте субъекты и объекты рыночных отношений:
а) предприниматель;
б) акционер;
в) яблоки;
г) инженер;
д) деревообрабатывающий станок;
е) домохозяйка;
ж) банк;
з) деньги.
4. Решая вопросы что, как и для кого производить, рынок:
а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система (да/нет);
б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да/нет);
в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да/нет);
г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да/нет);
д) способствует удовлетворению потребностей всех членов общества (да/нет);
е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да/нет);
ж) способствует внедрению достижений НТП.
- К рынкам, классифицируемым по экономическому назначению объекта купли-продажи, относятся:
- а) рынок продовольственных товаров;
- б) мировой рынок;
- в) монопольный рынок;
- г) рынок капитала.
6. Рынок существует:
а) там, где продавцы и покупатели обмениваются товарами и услугами;
б) там, где потребители изъявляют свои желания;
в) когда рекламируются продукты;
г) там, где строятся магазины.
7. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем:
а) спрос превышает предложение;
б) спрос отсутствует;
в) предложение отсутствует;
г) предложение превышает спрос.
Домашнее задание
- Изучение материала конспекта
- Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник – стр. 90-105.
- Подготовить сообщение на тему: Теневая экономика в России и методы противодействия теневому предпринимательству.