СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа духовно-нравственного воспитания
и музыкально-творческого развития детей
в классах сольного, ансамблевого и хорового пения
Программа «Встреча с прекрасным» представляет комплексный дополнительный образовательный курс художественной направленности, имеющей специфику музыкального образования детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7 имени А.П. Новикова»
«ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ»
Программа духовно-нравственного воспитания
и музыкально-творческого развития детей
в классах сольного, ансамблевого и хорового пения
Автор программы: преподаватель
высшей квалификационной категории,
член союза композиторов РФ
Сальникова Ираида Петровна
Новосибирск, 2018
Содержание:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….…….….. 2
1. Направленность программы ………………………………………………..…. 2
2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы ……........... 2
3. Цель и задачи программы ……………………………………………………... 2
4. Возраст обучающихся и сроки реализации программы .....………….……... 3
5. Формы и режим хоровых занятий ...……………………………………… …... 5
6. Особенности и воспитательные возможности хорового занятия ………….. 5
7. «Ансамбль» и «Сольное пение» - дополнительные предметы по выбору
(форма, режим и специфика занятий) ……………………………………...… 5
8. Отличительные особенности программы ……………………………….…… 5
9. Новизна программы: авторский репертуар по тематическому разделу
«Духовно-нравственные ценности и традиции Православной культуры
России» ………………………………………………………………………...…. 6
10. Ожидаемые результаты обучения по программе …..……………………….. 7
11. Формы подведения итогов (контроль и отчетность) …..…………………… 8
II. КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 10
1. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования)
для хора 1 классов ………………………………………………….……..….…. 10
2. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования)
для хора 2-4 классов ……………………………………………….………..…... 11
3. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования)
для хора 5-7 классов ………………………………………………..………..….. 12
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………………………. 13
1. Основные вокально-хоровые навыки Единство обучающих и
воспитательных задач ………………………………………………………….. 13
1.2. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся 1 класса (1 курса) .… 13
1.3. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся 2-4 классов (2-4курсов) 14
1.4. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся старших классов ……. 15
2. Работа над репертуаром как основа воспитания личности школьника …..… 16
2.1. Нравственное воспитание школьников ………………………………….... 17
2.2. Совершенствование исполнительских возможностей …………………... 17
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………… 19
1. Примерные репертуарные списки для хора 1 класса …………………….….. 19
2. Примерные репертуарные списки для хора 2-4 классов ……………………. 20
3. Примерные репертуарные списки старшего хора (5-7 классы) ……………. 21
4. Примерный репертуарный список для вокального ансамбля
(концертный состав) …………………………………………………………..… 22
5. Примерный репертуарный список для учащихся, занимающихся
вокалом 1 час в неделю ..……………………………………………………...… 23
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………. 24
Приложения:
1. Сальникова И. «Под напев молитв Пасхальных». Новосибирск, Издание НПБИ, 2003.
2. Сальникова И. «Чудо из чудес». Новосибирск, Издание НПБИ, 2003.
3. Сальникова И. «Хвалите имя Господне». Новосибирск, Издание НПБИ, 2005.
4. Сальникова И. «Песнопения Литургии. Пасхальные песни» Новосибирск, НПБИ, 2007.
5. Сальникова И. «Пасхальный благовест». Новосибирск, Издание НПБИ, 2011.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы
Программа «Встреча с прекрасным» представляет комплексный дополнительный образовательный курс художественной направленности, имеющей специфику музыкального образования детей1. Программа создавалась для учащихся классов сольного, ансамблевого и хорового пения ДШИ № 7 им. А.П. Новикова. С учетом современных технологий и требований, предъявляемых к дополнительному музыкально-художественному образованию, в ней обобщены основные положения программы В.С. Попова, Л.В. Тихеевой, М.Р. Иодко2 и методические рекомендации авторитетных педагогов по вопросам вокально-хорового воспитания и психологии творческих способностей детей.
Особое внимание в программе уделяется духовно-нравственному воспитанию и творческому развитию детей через знакомство с разнообразным репертуаром (современные и классические сочинения отечественных и зарубежных композиторов, фольклорные образцы песен разных народов, песни патриотической направленности, произведения, ориентированные на тематику православной и традиционной культуры). Это дает возможность ее использования или адаптации в практике хоровых студий центров дополнительного образования, общеобразовательных и воскресных школ.
Программа прошла успешную апробацию на практике. Ее основные положения обсуждались на заседаниях методических объединений ДШИ № 7. К программе прилагается комплект учебных пособий – хрестоматийных сборников хоровых произведений для различных возрастных групп обучающихся, где автор программы выступает не только как составитель, но и как композитор. Произведения автора, опубликованные в учебных пособиях, вошли в репертуарную практику и исполняются хоровыми коллективами учреждений культуры и образования Новосибирска, области и других городов России.
2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы определяется социальным заказом для образования, выдвинувшим духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п. 1) аспект духовно-нравственного воспитания обучающихся должен быть предусмотрен как учебным планом, так и рабочими программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) образовательного учреждения. При этом духовно-нравственное развитие и воспитание должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима не только интегративность программ духовно-нравственного воспитания внутри школы, но и их согласованность на основе национального воспитательного идеала между школами, учреждениями дополнительного образования и иными субъектами социализации детей. Предлагаемая программа «Встреча с прекрасным» призвана содействовать обеспечению целостности и социальной открытости пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Педагогическая целесообразность программы состоит в ее широких образовательных, воспитательных и культурообразующих возможностях. Вокально-хоровое искусство является важной частью отечественной и мировой культуры. Обладая многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный и нравственный строй исполнителей и слушателей, оно остаётся испытанным средством формирования духовно-нравственного и творческого потенциала общества.
Оптимальный период для приобщения к искусству, музыке и пению – детство, когда человек открыт для диалога, наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Исполняя музыкальное произведение, ребенок сам воссоздает и создает художественные ценности. Таким образом, приобщение детей к прекрасному средствами вокально-хорового творчества позволяет решать важнейшие воспитательные задачи, связанные с формированием духовно-нравственных основ личности школьников.
3. Цели и задачи программы
Целью программы является духовно-нравственное воспитание и творческое развитие детей через приобщение к сольному, ансамблевому и хоровому пению, как наиболее доступным видам музыкального исполнительства. Для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач, которые можно разделить на 3 группы.
Задачи специального развития и обучения: выявление творческого потенциала каждого ребенка, формирование навыка певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально- слуховых представлений, формирование музыкальной памяти, певческой эмоциональности и выразительности, вокальной артикуляции, чувства ритма, певческого дыхания, расширение диапазона голоса и т. д.
Воспитательные задачи:
приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям3 через освоение учебно-музыкального репертуара,
проведение бесед, актуализирующих нравственно-этический аспект содержания исполняемых произведений,
обогащение внутреннего мира, развитие образно-эмоционального восприятия явлений окружающего мира,
побуждение детей к сопереживанию и сопричастности нравственно-этическим темам и образам (с опорой на их общий кругозор, внеучебный и индивидуальный жизненный опыт),
формирование социально ценных качеств личности (трудолюбия, чувства коллективизма и коммуникативности, заинтересованности в результате своей деятельности, ответственности за общее дело).
Задачи общеэстетического развития обучающихся: расширение кругозора в области музыки и искусства, развитие эстетического вкуса, способности воспринимать искусство и музыку, быть грамотным слушателем и зрителем.
4. Возраст обучающихся и сроки реализации программы
Программа предназначена для обучающихся 7-16 лет и рассчитана на 5-7 лет обучения в соответствии с учебным планом ДШИ, где хоровой класс представляет основной курс, а сольное и ансамблевое пение являются дополняющими его предметами по выбору.
Хоровой класс организуется на инструментальных и хоровом отделениях. Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. На вокально-хоровом отделении хоровой класс является основной, ведущей дисциплиной.
В первый класс вокально-хорового отделения по программам 7-летнего обучения принимаются учащиеся в возрасте 7-9 лет, окончившие подготовительный класс ДШИ (специализированную хоровую группу) и успешно сдавшие вступительные экзамены по профилирующим дисциплинам (хор, сольфеджио). На первый курс вокально-хорового отделения по программам 5-летнего обучения принимаются учащиеся в возрасте 9-11 лет без предварительной подготовки. Для поступления необходимо наличие у ребенка удовлетворительных вокальных и музыкальных данных и здорового голосового аппарата.
5. Формы и режим хоровых занятий
Хоровые занятия проводятся по группам с учётом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава (по классам ДШИ) – младший (1-4 классы), который в свою очередь делится на хор 1 класса и хор 2-4 классов, и старший (5-7 классы). Младший и старший составы хора делятся на группы. Количественный состав одной группы составляет в среднем 12 человек. Каждая группа занимается два раза в неделю по 1,5 и 2 часа, что составляет 3,5 часа в неделю.
Помимо занятий в хоре по группам, в соответствии с учебным планом , 1 раз в месяц проводятся двухчасовые сводные репетиции младшего и старшего хоров отдельно.
6. Особенности и воспитательные возможности хорового занятия
Коллективное сотворчество, которое лежит в основе каждого занятия или концертного выступления хорового класса, является оптимальной формой развития таких социально ценных качеств личности, как трудолюбие, чувство коллективизма и коммуникативности, заинтересованность в результате своей деятельности, ответственность за общее дело. Объединяя детей как единомышленников, хоровое занятие развивает в них чувство товарищества, отношения взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно исполнение хоровой музыки.
Возрастные особенности голосового аппарата, воспитание навыков интонирования, внутреннего слуха, исполнительства обусловливают основополагающее значение практической работы. Таким образом, формируется модель хорового занятия, структуру которого можно представить следующим образом.
Знакомство с песней. Беседа о ее содержании, ведущей теме, идее, эмоционально-образной выразительности. Актуализация внеучебного кругозора и жизненного опыта детей.
Работа над вокально-ладовыми упражнениями (над дыханием, звуком, над формой гласных и др.): пение всем хором, группами, индивидуальное пение.
Вокальная работа над песней: пропевание отдельных фрагментов, работа над интонацией и выразительностью, исправление недостатков.
Исполнение песен, в том числе с движением (и с тактированием).
Упражнения в определении различных отношений звуков по высоте (выше, ниже).
Упражнения в метре (по записи и без нее): с ударами (хлопками), с приговариванием; под музыку, с тактированием, определение размера.
7. Пение по нотам (для второй и третьей ступени):
разбор нотного текста,
пение метроритмически сложных элементов,
освоение звуковысотных особенностей,
пение «про себя» (мысленно).
Вопросы по музыкальной грамоте (в соответствии с упражнениями и песнями).
Музыкальные игры.
Домашние задания.
Для оптимизации и эффективности обучения в программе предусмотрены предметы по выбору: «Ансамбль» и «Сольное пение».
Ансамбль. По учебному плану на каждого ученика отводится 0,5 часа «Ансамбля» в неделю, количественный состав группы 2-4 человека. На уроке ансамбля идёт работа над постановкой голоса, над воспитанием чувства ансамбля (умение слышать себя и партнёров), формированием навыков многоголосного ансамблевого пения (унисон в хоровой партии, ритмическое, динамическое, эмоциональное, дикционное единство) и репертуаром хорового коллектива, направленная на достижение художественного единства в исполнении. Однако значительная часть урока отводится упражнениям, развивающим ладовый, гармонический слух и навыки многоголосия (совместное пение интервалов, последовательностей аккордов, гамм на 2, 3, 4 голоса, и.т.д.). Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии (горизонтальный строй), а слышали и чувствовали красоту гармонии (вертикальный строй). Одним из видов работ на уроке является индивидуальная и ансамблевая (дуэтами, трио, квартетами) сдача партий концертного репертуара хорового коллектива.
Вокальный ансамбль. По своему желанию преподаватель хора может организовать из наиболее одарённых детей вокальный ансамбль, создать т.н. самостоятельную концертную единицу. Состав ансамбля и исполняемый репертуар (не дублирующий репертуар хорового класса) определяются преподавателем. Такой ансамбль сможет достойно представить школу на конкурсах ансамблей, стать мобильным концертным коллективом, принимающим активное участие в сценических программах ДШИ, района, города и области.
Сольное пение (общий вокал). По учебному плану на каждого ученика отводится 0,5 часа или 1 час (для детей с хорошими певческими данными) в неделю. На уроке вокала идёт работа над постановкой голоса, формированием вокальных навыков, над сольными фрагментами произведений из хорового репертуара, над сольными произведениями, оказывается помощь слабо интонирующим учащимся.
Предметы «Ансамбль» и «Сольное пение» являются дополнительными и вспомогательными, однако их роль в учебном процессе и становлении исполнительского коллектива велика. Это дополнительные часы для освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, от которых зависит качество и скорость разучивания больших концертных программ, позволяющих хоровому коллективу участвовать в фестивалях, концертах и конкурсах различного уровня.
Отличительными особенностями настоящей программы состоят в том, что обучение пению и творческое развитие детей представлены в ней в единстве с педагогически организованным процессом духовно-нравственного воспитания средствами учебно-репертуарной политики. Учебный репертуар составляется с учетом современной дидактики и возрастной психологии детей и включает разнообразные по жанрам, тематике, характеру и национальной принадлежности произведения. При этом в репертуаре предусматриваются произведения, содержание которых в той или иной степени, непосредственно или художественно опосредованно апеллирует к базовым национальным ценностям. Освоение этих произведений складываются в сквозные тематические блоки, проходящие через все этапы обучения по программе:
I. Песни о красоте родного края, о Родине, о героях и защитниках Отечества (А. Рубинштейн «Горные вершины», Я. Дубравин «Песня о земной красоте», С. Рахманинов «Слава народу», А. Эшпай «Криницы», Венок песен ВОВ обр.М.Баска и т.п.)
II. Песни о семье и маме, о прекрасных человеческих отношениях и качествах (любовь, дружба, забота, помощь, доброта, честность, трудолюбие и т.п. см. репертуарные списки).
III. Красота и многообразие мира живой природы (наиболее широко представленная часть детского репертуара: А.Аренский «Расскажи, мотылёк», В.Калинников «Киска», «Журавель»; Ц.Кюи «Осень», «Лето», «Зима»; Р.Паулс « Птичка на ветке»; З.Левина «Незабудка», «Фиалка»).
IV. Русские народные песни, песни народов России и стран ближнего и дальнего зарубежья (украинские, белорусские, латышские, армянские, грузинские, французские, немецкие, итальянские и др. народные песни см. репертуарные списки), знакомящий с культурой, музыкой, обычаями и национальным своеобразием разных народов.
V. Духовно-нравственные образы религиозной культуры разных стран («Ave Maria» Ф. Шуберта, «Ave Maria» Д. Каччини, «Stabat Mater» Д. Перголези, «Ave verum»Моцарта, хоралы И.С.Баха и т.п.).
VI. Духовно-нравственные ценности и традиции Православной культуры России («Молитва» А. Варламова, «Слава Отцу и Сыну» А. Бортнянского, «Литургия» П. Чеснокова, песни и хоры И. Сальниковой).
Кроме того, в программе содержится региональный компонент: она знакомит детей с образцами сибирской русской народной песни (игровые и хороводные жанры из сборников В.Байтуганова, Т.Мартыновой), с вокально-хоровыми сочинениями композиторов Новосибирска (И.Александрова, И.Бершадского, И.Сальниковой).
Эмоциональное и интеллектуальное переживание образного содержания в процессе изучения и исполнения произведений, входящих в репертуарно-тематические блоки, обеспечивает адекватную возрасту органичность восприятия и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного формирования личности.
Автор программы, являющаяся не только преподавателем вокально-хоровых дисциплин, но и профессиональным композитором, на протяжении ряда лет работала над созданием репертуара для детей и юношества, который в настоящей программе составил тематический блок «Духовно-нравственные ценности и традиции Православной культуры России». Авторские произведения оформлены и изданы как хрестоматийные учебные пособия с аннотацией по курсу хорового пения.
Разработка такого раздела в контексте программы духовно-нравственного воспитания представляется актуальной, необходимой и своевременной. Несмотря на то, что музыкальная сокровищница Православия располагает прекрасными произведениями разных жанров и форм, созданными выдающимися русскими композиторами: С. Рахманиновым, С. Танеевым, Д. Бортнянским, П. Чайковским и многими другими, отбор произведений данной тематики для репертуара детских хоровых коллективов является острой практической проблемой.
Произведения автора восполняют детский репертуар по названному образовательно-воспитательному блоку, расширяют границы культурного кругозора детей, совершенствуют их эстетический вкус, развивают возможности музыкального восприятия и исполнительства.
Авторское учебно-дидактическое сопровождение программы составляют 5 сборников: «Под напев молитв Пасхальных» (2003), «Чудо из чудес» (2003), «Хвалите имя Господне» (2005), «Песнопения Литургии. Пасхальные песни» (2007), «Пасхальный благовест» (2011). Представленные в них произведения предназначены для исполнения детскими коллективами различных возрастных групп: младшего, среднего, а также а capella для старшего школьного возраста. В песнях сочетаются пение хором, ансамблем и соло. Это помогает каждому ребёнку проявить свой талант и «почувствовать» свой голос.
Рождественские и Пасхальные песни написаны на стихи русских поэтов: А. Фета, С. Есенина, Е. Горчаковой, А. Майкова, Я. Полонскрго, А. Хомякова и других. Они знакомят с возвышенным Евангельским сюжетом, который расширяет круг познаний ребёнка, вводит его в мир духовный, способствует развитию интереса к богатству русской поэзии и к Православной культуре в целом. Прекрасная русская поэзия, переплавленная с музыкой, которая написана лёгким, светлым и чистым «мазком», вызывает радость и восторг Великих Православных праздников. Перед разучиванием произведений рекомендуется рассказывать детям о содержании и традициях Великих Православных праздников.
Православное пение имеет чисто вокальную природу, но при пении детских песен вполне допустимо инструментальное сопровождение. Исполнение песен «Под напев молитв пасхальных», «Старинный медный колокол», «Греческая колядка», «Светлое воскресенье» предполагает инструментальное музицирование детей (игра на флейтах, колокольчиках, треугольниках), что активизирует творческий процесс, разносторонне развивает способности ребёнка, гармонический слух и чувство ансамбля.
Сборник «Хвалите имя Господне» знакомит исполнителей с церковным певческим искусством. В него вошли песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии, а также кондаки из акафистов покровителю нашего города святителю и чудотворцу Николаю и герою отечественной истории святому князю Александру Невскому. Песнопения Божественной Литургии написаны для детского (женского) хора, другие предназначены для исполнения смешанным хором. В сочинениях на богослужебные тексты чувствуется влияние лаврской традиции через обращение к знаменному, греческому и другим распевам.
«Пасхальный благовест» - музыкально-театральная работа композитора для детей. В спектакле сочетаются духовное содержание и народный колорит. Пьеса была успешно поставлена силами учащихся хорового класса.
Ожидаемые воспитательные результаты программы выходят за рамки собственно образовательного курса и не исчерпываются созданием условий для органичного восприятия и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, формирующих социально ценные качества личности на занятиях сольного, ансамблевого и хорового пения. Программа вносит свой вклад в формирование целостности и социальной открытости пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ДШИ № 7 и обеспечивает необходимую поддержку специальным курсам и программам общеобразовательных школ, созданным в русле актуальных задач «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
При таком подходе снимаются барьеры между отдельными учебными дисциплинами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью, и система базовых ценностей, пронизывая содержание учебного процесса, дополнительных образовательных курсов и весь уклад школьной жизни, способна стать важной смысловой основой жизнедеятельности растущей личности.
Акцентируя внимание преподавателя на вопросах воспитания, программа в основном сохраняет объём знаний и навыков примерных образовательных программ по хоровому классу, рекомендованных Министерством культуры.
Ожидаемые результаты обучения в 1 классе:
у детей будет сформирован стойкий интерес к занятиям и творческому общению в хоровом коллективе, потребность к самовыражению через пение, эмоционально-положительное отношение к роли исполнителя;
дети приобретут развёрнутое представление о многообразии содержания песен разных народов, об основных музыкальных жанрах, о хоровом пении и его особенностях;
дети будут владеть основными певческими исполнительскими навыками и смогут их адекватно применять при исполнении простейших музыкальных произведений;
в хоровом исполнении дети продемонстрируют звучание чистого унисона;
дети сумеют эмоционально насыщенно исполнять музыкальные произведения различного характера.
Ожидаемые результаты обучения в хоре 2-4 классов:
в освоении основных певческих навыков дети достигнут результатов, позволяющих успешно исполнять произведения программного репертуара и другие произведения подобного уровня сложности;
дети будут способны к осмысленному исполнению и раскрытию образов музыкальных произведений;
расширится общехоровой диапазон и диапазоны голосов детей, сформируются навыки и умения исполнения простейшего двухголосия, канонов;
у детей сформируется стремление к активному участию в концертной деятельности и участию социально значимых программах и проектах.
Ожидаемые результаты обучения в 5-7 классах:
овладение 3-хголосием и частично 4-хголосием;
практическое овладение средствами музыкальной выразительности в пении (штрих, динамика и т.д.)
овладение пением многоголосия а`cappella
исполнение более сложных технически содержательных произведений.
успешное участие в хоровых и вокальных конкурсах, фестивалях.
Выпускники 7 класса и 5 курсов хорового отделения считаются окончившими полный курс учебного заведения, и получают первоначальное вокально-хоровое образование. В дальнейшем они пополняют актив любительских и студенческих хоров. Особо одарённые учащиеся подготавливаются для поступления в профессиональные учебные заведения.
Учёт успеваемости учащихся в хоровом классе и классе ансамбля (предмет по выбору) на протяжении учебного года проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки хоровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
Сдача партий (по желанию педагога) может происходить в следующих формах:
конкурс на лучшее исполнение партии одного произведения из репертуара хора;
конкурс на лучшее исполнение домашнего задания;
конкурс на лучший ансамбль;
экзаменационная сдача концертной программы хора (исполнение любого фрагмента программы по желанию комиссии).
Учёт и контроль успеваемости в классе вокала (предмет по выбору) предполагается вести по традиционной системе ДШИ, т.е. контрольные уроки и академические концерты (прослушивания). Участие в концертах, конкурсах, фестивалях засчитывается как академическое прослушивание.
Учащиеся, занимающиеся вокалом в I группе «Помощь или слабые учащиеся», аттестуются по текущим оценкам, во втором полугодии по рекомендации педагога могут сдавать контрольный урок (пение упражнений или 1 произведения). По его результатам педагогами отделения даются рекомендации о дальнейшей работе с учащимся (перевод из группы I в группу II, репертуарный план, и т. д.). Учащиеся II группы «Хоровые солисты или любители» сдают контрольный урок 1 раз в полугодие (пение упражнений, несложных вокализов, 1-2 произведения). По желанию, контрольный урок может проходить в форме урока–концерта для учащихся всего хора или класса вокала.
Учащиеся, занимающиеся вокалом 1 час в неделю, сдают контрольный урок (во втором полугодии) и академический концерт (прослушивание) 1 раз в полугодие (см. раздел. Примерный репертуарный список для учащихся, занимающихся вокалом 1 раз в неделю).
В течение учебного года планируется ряд творческих показов:
Два раза в год – академические концерты хорового коллектива. Такой концерт может проходить в форме отчётного полугодового концерта, в котором также принимают участие солисты и ансамбли, входящие в состав данного хора.
Концерт класса преподавателя, в котором участвуют все хоровые коллективы, ансамбли и солисты, руководителем которых он является.
Конкурсные выступления в рамках хоровых фестивалей, конкурсов, концертов детской филармонии, праздников песни района и города. Такие выступления хорового коллектива приравниваются к академическим концертам.
Открытые уроки на областных семинарах и городских хоровых секциях.
Отчётный концерт всех коллективов и солистов вокально-хорового хорового отделения.
Программа и количество произведений, исполняемых на творческом показе, определяются преподавателем хорового коллектива.
II. КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОГЦЕССА
1. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования) для хора 1 классов
Тематические разделы (рекомендуемые репертуарно-тематические блоки) | Примерный объем часов | Период прохождения темы. Возможная тематика внеучебных мероприятий | ||
Вводное занятие. Знакомство с основными певческими навыками. Выработка певческой установки. Знакомство с вокально-хоровыми упражнениями. Работа над формированием певческого дыхания. Работа над хоровым репертуаром (разнообразные детские песни, в том числе ориентированные на тематику блоков III, IV) | 16 | Сентябрь 1 - День знаний Праздничная декада «Дни урожая в НСО» | ||
Работа над формированием певческого дыхания. Формирование певческого голосообразования. Работа над видами звуковедения. Выработка унисонного звучания. Работа над вокально-хоровыми упражнениями. Работа над хоровым репертуаром (разнообразные детские песни, в том числе ориентированные на тематику блоков III, IV) | 14 | Октябрь 1 – международный день музыки 5 - Всемирный день учителя 14 — Покров Пресвятой Богородицы | ||
Выработка унисона. Работа над вокально-хоровыми упражнениями. Работа над хоровым репертуаром ( I ) Работа над артикуляцией. Знакомство со средствами музыкальной выразительности Знакомство с музыкальной сказкой и работа над ней/ | 14 | Ноябрь 4 - День народного единства 16 – международный день толерантности | ||
Работа над унисонным звучанием хора. Формирование певческого звукообразования. Работа над звуковедением Legato. Работа над музыкальной сказкой. Работа над хоровыми произведениями (VI ) Новогодний концерт. | 14 | Декабрь 4 – День воинской славы РФ | ||
Работа над унисоном. Работа над звуковедением. Работа над новыми вокально-хоровыми упражнениями. Работа над дикцией. Работа над хоровыми произведениями (VI) | 14 | Январь 7 — Рождество Христово
| ||
Работа над дикцией. Формирование певческого звукообразования. Средства муз. выразительности в хоровом исполнительстве. Работа над хоровым ансамблем. Работа над хоровым репертуаром.( I ) | 14 | Февраль 17 – международный День доброты День защитника Отечества
| ||
Работа над четкостью артикуляции. Концерт, посвященный Международному женскому дню. Работа над звуковедением. Работа над хоровыми произведениями ( II ). Знакомство с музыкальной сказкой | 14 | Март Международный женский день | ||
Работа над дикцией. Работа над хоровым строем. Работа над хоровыми произведениями. (IV, VI) Работа над музыкальной сказкой | 14 | Апрель Пасха | ||
Работа над вокально-хоровыми упражнениями. Работа над хоровым ансамблем. Работа над хоровыми произведениями. (IV, VI) Работа над музыкальной сказкой. Заключительный концерт - итог всего года | 12 | Май Праздник весны и труда, День Победы 15 - Международный день семьи | ||
Итого: | 126 час |
|
2. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования) для хора 2-4 классов
Тематические разделы (рекомендуемые репертуарно-тематические блоки) | Примерный объем часов | Период прохождения темы. Возможная тематика внеучебных мероприятий |
Знакомство с новыми вокально-хоровыми упражнениями Работа над общехоровым унисоном Работа над дикцией Работа над хоровым строем Работа над хоровыми произведениями ( I, IV) | 16 | Сентябрь 1 - День знаний Праздничная декада «Дни урожая в НСО» |
Тренировка мышц дыхательного аппарата Работа над звуковедением Работа над хоровым ансамблем Работа над хоровыми произведениями (III, V) Знакомство с музыкальной сказкой | 14 | Октябрь 1 – международный день музыки 5 - Всемирный день учителя 14 — Покров Пресвятой Богородицы |
Работа над хоровым строем Работа над четкой артикуляцией Работа над двухголосным пением Работа над произведениями (V, IV) Работа над музыкальной сказкой | 14 | Ноябрь 4 - День народного единства 16 – международный день толерантности |
Работа над двухголосием Работа над ансамблем в хоре Тренировка мышц дыхательного аппарата Работа над музыкальной сказкой Работа над хоровым репертуаром (III, VI) Новогодний концерт | 14 | Декабрь 4 – День воинской славы РФ |
Работа над вокально-хоровыми упражнениями Работа над хоровым репертуаром (I, V, VI) Работа над двухголосием в упражнениях Работа над хоровым ансамблем Работа над дикцией | 14 | Январь 7 — Рождество Христово
|
Работа над хоровым репертуаром (I, IV ) Работа над дыханием Работа над вокально-хоровыми упражнениями Работа над звуковедением | 14 | Февраль 17 – международный День доброты День защитника Отечества
|
Работа над вокально-хоровыми упражнениями Работа над хоровым репертуаром Концерт, посвящённый 8 марта (II, VI) Знакомство с музыкальной сказкой | 14 | Март Международный женский день |
Работа над музыкальной сказкой Работа над хоровым репертуаром (III, VI) Работа над вокально-хоровыми упражнениями I Работа над двухголосием | 14 | Апрель Пасха |
Работа над хоровым строем Работа над хоровыми произведениями (I, IV, III) Работа над музыкальной сказкой Заключительный концерт - итоги года | 12 | Май Праздник весны и труда, День Победы 15 - Международный день семьи |
Итого: | 126 час. |
|
3. Учебно-тематический план (с элементами календарного планирования) для хора 5-7 классов
Тематические разделы (рекомендуемые репертуарно-тематические блоки) | Примерный объем часов | Период прохождения темы. Возможная тематика внеучебных мероприятий |
Вводное занятие Работа над новыми вок.-хор. упражнениями Работа над звуковедением Работа над новыми произведениями (I, II) | 16 | Сентябрь 1 - День знаний Праздничная декада «Дни урожая в НСО» |
Работа над вок.-хор. упражнениями Работа над дыханием Работа над двухголосием Работа над произведениями Участие в концерте ко Дню Учителя (II, IV) | 14 | Октябрь 1 – международный день музыки 5 - Всемирный день учителя 14 — Покров Пресвятой Богородицы |
Работа над артикуляцией Работа над двухголосием Работа над дикцией Работа над новыми произведениями (III, V) | 14 | Ноябрь 4 - День народного единства 16 – международный день толерантности |
Работа над двухголосием Работа над хоровым строем Работа над произведениями (III, VI) Отчетный концерт ВХС за 1 полугодие | 14 | Декабрь 4 – День воинской славы РФ |
Посещение театра Знакомство с новыми вокально-хоровыми упражнениями Работа над новыми произведениями (I, II) Знакомство с трехголосными упражнениями Работа над вок.-хор. навыками | 14 | Январь 7 — Рождество Христово
|
Работа над трехголосием Работа над фразировкой Работа над произведениями (I, II) | 14 | Февраль 17 – международный День доброты День защитника Отечества |
Праздничный концерт для мам Разводные репетиции по партиям Работа над средствами музыкальной выразительности Работа над произведениями (IV, VI) | 14 | Март Международный женский день |
Работа над трехголосием в произведениях Работа над ценным дыханием в хоре Концертное выступление Работа над вокально- хоровыми навыками Работа над произведениями (I, II, III) | 14 | Апрель 12 - День космонавтики
Пасха |
Работа над вокально-хоровыми навыками Концертные выступления Работа над произведениями (I, III, IV) Подготовка к празднику Заключительный праздник ВХС | 12 | Май Праздник весны и труда, День Победы 15 - Международный день семьи 24 – День славянской письменности |
Итого | 126 часа |
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Основные вокально-хоровые навыки. Единство обучающих и воспитательных задач
Основные формы работы на уроке: артикуляционная гимнастика, пение вокально-тренировочных упражнений (упражнения для развития голоса и музыкального слуха), работа над произведением из репертуара (знакомство, разучивание, работа над трудными фрагментами, закрепление, повторение), беседа о произведении (интересные факты из жизни композитора, история создания, эпоха и стиль, образный строй и чувства, жизненные параллели).
Так как все вокально-хоровые навыки взаимосвязаны и взаимозависимы, то работа по их формированию должна проходить комплексно (одновременно). Поэтому основополагающей на каждом уроке является вокально-хоровая работа на материале вокальных упражнений и репертуарных произведений. В каждом упражнении, произведении, песне преподаватель работает над певческой установкой и дыханием, звуковедением и дикцией, ансамблем и строем, исполнительскими навыками, учит слушать партию сопровождения (фортепиано или фонограмма). Преподаватель объясняет учащимся образный план упражнения или произведения, развивая их фантазию и воображение, заставляя думать и сопереживать, так как в этом процессе решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, истории её создания, тем сильнее воздействует она на чувства учеников. Характер музыки воспринимается учащимися в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического теста является одним из компонентов выразительного пения.
Большое значение для развития голоса и слуха имеет неоднократное повторение ранее выученных песен. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков (звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция, дыхание, ансамбль, строй, изучение нотного и литературного текста), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он подчиняется общим закономерностям. Можно выделить три этапа процесса формирования певческих (вокально-хоровых) навыков:
этап овладения элементарными вокально-хоровыми навыками (подготовительный хор, хор 1 класса).
этап укрепления и развития (хор 2-4 классов).
этап стабилизации (хор 5-7 классов).
2. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся 1 класса (1 курса)
Работа над формированием всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Знания на данном этапе должны носить ярко выраженный образный характер. Учащимся даются теоретические знания, благодаря которым они научатся постепенно анализировать звучание, приёмы, которыми оно достигается, свои певческие ощущения; делать выводы, создавать свои «правила пения».
Певческая установка и дыхание.
Вводная беседа о хоре; правильная установка при пении стоя и сидя (положение головы и корпуса ненапряженное).
Спокойный, активный, бесшумный вдох с последующей задержкой, экономный выдох (три момента дыхания). Смена дыхания в процессе пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания в зависимости от характера произведения: быстрое, медленное. Цезуры.
Звуковедение, артикуляция и дикция.
Отличие певческой артикуляции от речевой.
Свободный, мягкий звук без крика и напряжения, мягкая атака звука.
Округление гласных, способы их формирования и распевания. Роль согласных внутри слова (перенос согласного звука к последующему слогу). Согласный звук в конце слова.
Различные виды звуковедения: легато и нон легато, владение нюансами (mf, mp,F,p), развитие дикционных навыков.
Орфоэпические нормы, логика, культура речи. Произношение гласных под ударением (твёрдо и ясно) и без ударения (редуцированно).
Звукообразование. Фальцет как основной режим работы гортани. Начало работы над выработкой высокой певческой позиции («головное резонирование»).
Ансамбль и строй.
Выработка унисона, чистое интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада, интервалов, тренировочных попевок. Расширение диапазона голоса.
Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Активный унисон при сложном аккомпанементе.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Разбор поэтического текста, определение характера произведения, способа звуковедения, темпа, динамики.
Форма. Фразировка. Осмысленность исполнения.
Понимание дирижёрского жеста.
Воспитание навыка самостоятельно слушать аккомпанемент, вступать осознанно.
3. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся 2-4 класса (2 -4 курсов).
Закрепление и постепенное усложнение навыков полученных в 1 классе.
Певческая установка и дыхание
Правильная установка при пении стоя и сидя (положение головы и корпуса ненапряженное).
Спокойный, активный вдох с последующей задержкой, экономный выдох. Смена дыхания в процессе пения. Смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы. Работа над протяжённостью фонационного выдоха. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании. Начало работы над навыком т.н. пения на «опоре».
Звукообразование, артикуляция и дикция
Свободный, мягкий звук без крика и напряжения, различные виды атаки звука, но преимущественной остаётся мягкая атака.
Округление гласных, способы их формирования и распевания в различных регистрах. Роль согласных внутри слова (перенос согласного звука к последующему слогу). Правильность произношения гласных и согласных в слове; взаимоотношение гласных и согласных в пении (взаимозависимость, взаимовлияние). Единое формирование гласных.
Разборчивость музыкальной речи в быстрых и медленных темпах, а так же в нюансах пиано и форте.
Смысловое пение.
Начало работы над подвижностью и гибкостью голоса.
Пение скороговорок (только быстрое перемещение языка, губ помогут сохранить устойчивое положение гортани). Пение на иностранном языке.
Работа по сглаживанию регистров. Начало работы над смешанным звукообразованием – микстом (к 10 годам).
Работа над тембром.
Развитие дикционных навыков.
В распевных произведениях представлять себе смысл всей фразы.
Формирование умения читать выразительно текст в ритме и без ритма. Анализировать трудные места. Пение на трудные слоговые сочетания.
Звуковедение. Штрихи
Различные виды звуковедения: легато, нон легато и стаккато, владение нюансами (mf, mp,F,p).
Акцент. Тэнуто.
Ансамбль и строй. Постепенное расширение задач:
Продолжение работы над унисоном, чистое интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада, интервалов, тренировочных попевок. Расширение диапазона голоса.
Активный унисон при сложном аккомпанементе.
Выработка высокой певческой позиции.
Работа над ансамблевыми навыками (интонационный, дикционный, ритмический, динамический, тембральный ансамбли).
Работа над развитием гармонического слуха.
Навыки двухголосного пения. Навыки трёхголосного пения.
Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Начало работы над навыком пения без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков
Разбор поэтического текста, определение характера произведения, способа звуковедения, и.т.д.
Пение в строго заданном темпе и сопоставлении двух темпов; замедление и ускорение в конце произведения.
Понимание дирижёрского жеста.
Осмысленность, эмоциональность и музыкальность исполнения (эстетически оправданные).
Сценическая культура.
Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения - агогического и динамического.
Различные виды динамики.
4. Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся старших классов (курсов)15
Продолжается работа над дальнейшим формирование вокально-хоровых навыков Закрепление навыков, полученных в младшем хоре.
Певческая установка. Техника дыхания. Кантилена.
Работа над большей протяжённостью фонационного выдоха. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Пение на «опоре».
Работа над филированием звука.
Звукообразование
Мягкая (активная), твёрдая атаки звука.
Продолжение работы над единым формированием гласных. Недопустима замена одной гласной на другую.
Продолжение работы над тембром.
Продолжение работы по сглаживанию регистров. Уметь пользоваться смешанным звукообразованием – микстом.
Продолжение работы над беглостью и гибкостью голоса.
Ансамбль и строй
Совершенствование ансамбля и строй в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.
Выработка чистоты интонации при двух-, трёх-, четырёхголосном пении.
Владение навыками пения без сопровождения.
Для подвинутых групп - владение более сложными навыками многоголосия.
Продолжение работы над высокой певческой позицией.
Звуковедение. Штрихи
Легато. Нон легато. Стаккато. Маркато. Правила звуковедения в различных штрихах.
Сфорцандо, глиссандо, портаменто.
Продолжение работы над навыками пения в различной динамике (pp, p, mp,mf,F,FF, subito F, subito P) и с различными динамическими оттенками.
Дикция и артикуляция
Разборчивость музыкальной речи в очень быстрых и медленных темпах, а также в нюансах пиано и пианиссимо.
Смысловое пение.
Сохранение дикционной активности в нюансах пиано и пианиссимо.
Продолжение работы над подвижностью артикуляционного аппарата.
Работа над формированием исполнительских навыков
Многообразие агогических возможностей исполнения произведения. Замедление и ускорение в середине произведения. Различные виды фермат. Паузы.
Различные виды динамики.
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.
5. Работа над репертуаром как основа воспитания личности школьника
Хоровое, ансамблевое и сольное пение - мощное средство эстетического, нравственного, и патриотического воспитания учащихся. Отбор произведений для репертуара должен опираться на реализацию ведущего принципа музыкальной педагогики: единство художественного и технического. Репертуар должен быть разнообразным в стилевом, жанровом и содержательном плане: русские народные песни; песни других народов, детские песни; песни и хоры русских и зарубежных композиторов; песни современных композиторов. Репертуарные произведения должны быть предназначены для хорового, ансамблевого и сольного исполнения. С целью развития индивидуальных творческих возможностей детей, артистизма, сценических и коммуникативных навыков в репертуар возможно включать произведения с элементами театрализации.
Наиболее целесообразны в репертуаре такие произведения, которые позволяют решать многие образовательно-воспитательные задачи. Выделим из них наиболее важные.
5.1. Нравственное воспитание школьников. Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, необходимо подбирать такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей.
Открытость художественного пространства «к жизненным реалиям» осуществляется также через изучение и исполнение произведений, дающих хору возможность участвовать в концертных программах, посвященных социально значимым событиям, государственным или традиционным народным праздникам (День защитника отечества, День Победы, Рождество, День города и др.). В период подготовки к ним соответствующая тема репертуарного блока становится главной. Так, например, интересный, яркий по своему музыкальному языку и литературному содержанию репертуар, включающий песни военных лет, способен стать украшением концертной программы патриотической направленности, замечательным подарком для ветеранов Отечественной войны, но самое главное – познакомить детей с прекраснейшим песенным материалом того времени.
5.2. Совершенствование исполнительских возможностей. При выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном итоге - дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция и чуткость руководителя, умение верно рассчитать силы исполнителей. Необходимо помнить, что при слишком сложном содержании у учащихся наступает быстрое утомление, падает работоспособность, понижается мотивационный настрой, а при упрощении – снижается интерес к учению, прекращается развитие учебной работоспособности.
При этом основным критерием отбора произведений является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному, и нравственному воспитанию школьников, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость. Именно мелодия воспитывает больше, нежели словесный текст, именно мелодия создает ощущение прекрасного.
Таким образом, учебный репертуар хорового класса должен отвечать следующим требованиям:
развивающий и воспитывающий характер словесно-музыкального материала;
доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей;
посильность вокально-интонационного материала (степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся);
яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного);
гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала;
апелляция к чувствам радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар хорового класса в целом должен им отвечать. Только при этом условии обучение и воспитание детей будет проходить успешно.
В течение года:
Младший хор (1 класс) может осилить 16-20 новых произведений, ярко образных, близких по духу малышам, с лёгким для произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие элементы игры, учитывающие небольшие вокальные возможности ребёнка.
Младший хор (2-4 классы, 1 курс) может выучить 20-25 произведений. По содержанию и педагогическому назначению они ещё близки репертуару 1 класса, но в нём уже появляются песни, затрагивающие более широкий круг жизненных явлений, диапазон переживаний расширяется.
Старший хор (5-7 классы,4-5 курсы), подростково-юношеский хор. Общей для двух возрастов остается склонность к романтике, героике, лирике, необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, с философским подтекстом, а так же лирические, написанные в современном ключе. Поэтому основой репертуара должны служить народные песни, русская и зарубежная классика (светская и духовная), эстрадные произведения, песни из отечественных и зарубежных кинофильмов (в обработке для хора). В течение года учащиеся должны выучить около 18-20 произведений.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей. Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора учащихся, формированию их слушательской культуры, музыкального мышления и вкуса. Они должны получить достаточные знания о музыке, её языке, музыкально-выразительных средствах. Учитывая психологические особенности детей, огромная роль отводится беседам о музыке, об искусстве, о роли искусства в жизни человека, о нравственно-этических ценностях и т.п.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Примерные репертуарные списки
для хора 1 класса
(рекомендованные репертуарные списки могут дополняться и изменяться педагогами)
Русская и зарубежная классика.
А.Лядов «Детские песни» тетради №1,2,3.
В.Калинников «Тень-тень»
А.Аренский «Расскажи, мотылёк»
А.Аренский «Спи, дитя моё, усни»
В.Калинников «Киска», «Журавель»
В.Калинников «Весна»
Ц.Кюи «Осень», «Лето», «Зима»
Ц.Кюи «Майский день», «Под липами»
В.Калинников «Мишка»
П.Чайковский «Осень»
И.С.Бах «За рекою старый дом»
Л.Бетховен «Малиновка»
Ф.Шуберт «Колыбельная»
И.С. Бах. «Зима»
Л. Бетховен. «Пастушья песенка»
Л.Бетховен «Сурок»
И.Брамс «Божья коровка»
И.Брамс «Соловей»
И.Брамс «Домовой»
Ф.Мендельсон «Зима и лето»
Народные песни.
Р.н.п. « Блины» (обр. Абрамского).
Р.н.п. « Зайка», «Журавель»
Р.н.п. «Воробей», «Сад»
Р.н.п. «Матушка весна».
Р.н.п. «А мы просу сеяли» (НСО)
Р.н.п. «Шла утка лугом» (НСО)
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Укр.н.п. «Ой, бродит сон»
Фин.н.п. «Мальчик-замарашка»
Швец. н.п. «Кукушка»
Лат. н.п. «Ай, я жу-жу»
Бел. н.п. «Сел комарик на дубочек»
Бел. н.п. «Савка и Гришка»
Укр.н.п. «Птичка»
Произведения современных композиторов.
М.Красев «Лягушка», «Ландыш»
М.Красев Заключительный хор их оперы «Муха-цокотуха»
М.Красев «Медведюшка», «Снеговик»
Р.Бойко «Небылицы»
Р.Бойко «Речная прохлада»
В.Корнаков «Песня комара»
Р.Бойко «Добрый вечер»
А.Филиппенко «Приключение в лесу»
М..Ройтерштейн «Про ежа»
Р.Паулс « Птичка на ветке»
Адлер «Тишина»
В. Фадеев «У канавки две козявки»
А.Абрамов «Кукушка»
И.Бердшадский «Скакалочка»
И.Бердшадский «Дудочка»
Б.Кравченко «Башмачки»
Г.Струве «Пёстрый колпачок»
Г.Струве «Колобок»
Ю.Слонов «Скворушка»
Е.Веврик «Улиточка»
М..Матвеев «Как лечили бегемота»
Г.Гладков «Муха в бане»
В.Биберган «Красный кораблик»
М.Славкин «Нелепый случай»
Е.Поплянова «Камышинка-дудочка»
М.Парцхаладзе «Подарок маме»
С.Соснин «Солнечная капель»
А.Эшпай «Отважный гриб»
А.Александров «Весёлые чижи»
З.Левина «Незабудка», «Фиалка»
Г.Генков «Добрый вечер»
И.Сальникова Песни из циклов «Чудо из чудес», «Под напев молитв Пасхальных»
1.2. Примерные репертуарные списки
для хора 2-4 классов
Русская и зарубежная классика.
А.Гречанинов «Призыв весны»
А.Гречанинов «Острою секирой»
А.Гречанинов «Ноктюрн»
А.Гречанинов «Радуга»
А.Гречанинов «Подснежник»
А.Гречанинов «Звоны»
В.Калинников «Сосны»
Р.Глиэр «Над цветами и травой»
Р.Глиэр «Здравствуй, гостья - зима»
К.Вильбоа «Моряки»
Ц.Кюи «Заря лениво догорает»
Ц.Кюи «Вербочки»
А.Рубинштейн «Горные вершины»
С.Танеев «Островок»
С.Рахманинов «Слава народу»
А.Ребиков «Веет утро прохладой»
А.Ребиков «Лягушка»
А.Ребиков «Осенняя песня»
П.Чесноков «Распустилась черёмуха»
И.С.Бах. Хорал.
И.Брамс «Колыбельная»
В.А.Моцарт «Цветы»
И.Гайдн «Пастух»
Д.Перголези «Salve Regina», кантата.
Д.Каччини «Ave Maria»
К.Сен-Санс «Ave Maria»
Э.Григ «С добрым утром!»
Р.Шуман «Небывалая страна»
Р.Шуман «Мотылёк»
Неиз. автор «Репетиция концерта»
Д.Мартини «Осень»
Ж.Веккерлен «Менуэт Экзоде»
Народные песни.
Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»
Р.н.п. «Ай, на горе дуб»
Р.н.п. «В сыром бору тропина»
Р.н.п. «Журавель»
Р.н.п. «Летели две птички» (НСО)
Р.н.п. «Со вьюном я хожу» (НСО)
Р.н.п. «Лён зеленой»
Р.н.п. «Ивушка»
Р.н.п. «Как по морю»
Р.н.п. «Ты река ль, моя реченька»
Р.н.п. «Перевейся хмелёк»
Р.н.п. «Перевоз Дуня держала»
Бел. н.п. «Ой, пойдём сестрицы»
Лат. н.п. «Где ты был так долго?»
Эст. н.п. «Хороводная песня»
Нор. н.п. «Волшебный смычок»
Фр.н.п. «Кадэ Руссель»
Итл.н.п. «Макароны»
Произведения современных композиторов.
Я.Дубравин «Песня о земной красоте»
Я.Дубравин «Голубой родничок»
С.Баневич «Земля детей»
М.Минков «Телега»
О.Хромушин «Что такое лужа»
О.Хромушин «Раз, два, радуга»
Баснер «Песня о рыжем щенке»
А.Бызов «Прибаутки»
Е.Зарицкая «Музыкант»
Р.Паулс «Пять сказочек», цикл
А.Кружков «Прогулка»
Д.Кабалевский «Счастье»
В.Гаврилин «Альбомчик», цикл
В.Гаврилин «Колыбельная»
М.Басок «Месяц-кондитер»
В.Кикта «Вокальный триптих»
В.Семёнов «Ты скажи мне, реченька»
Е.Ботяров «Рыжий, рыжий конопатый»
Б.Снетков «Торопи свои ноги, олень»
Г.Свиридов «Снег идёт», кантата
В.Гаврилин «Мама»
Г.Струве «Матерям погибших героев»
Г.Струве «Музыка»
Д.Кабалевский «Мельник, мальчик и осёл»
М.Парцхаладзе «Гуси»
М.Парцхаладзе «Тигры»
Ю.Фалик «Лицо»
И.Бердшадский «Веснушки»
А.Пахмутова «Просьба»
И.Сальникова Песни из циклов «Чудо из чудес», «Под напев молитв Пасхальных»
И.Сальникова. «Пасхальный благовест»
3. Примерные репертуарные списки
старшего хора (5-7 классы)
Русская и зарубежная классика.
С.Рахманинов «Весенние воды»
С.Рахманинов «У моего окна»
П.Чесноков «Несжатая полоса»
П.Чесноков «Листья»
П.Чесноков «Ночь»
П.Чесноков « Катит весна»
П.Чесноков «Лотос»
П.Чесноков «Зелёный шум»
М.Глинка «Попутная песня»
П.Чесноков «Литургия»
А. Бортнянский «Слава отцу и сыну»
А.Варламов «Молитва»
П.Чайковский «Я ли в поле да не
травушка была»
П.Чайковский «Соловушка»
Н.Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты»
Н.Римский-Корсаков «Ночевала тучка золотая»
С.Танеев «Адели»
С.Прокофьев «Степь татарская» из к/ф. «Иван Грозный»
А.Лотти «Mizerere»
Д.Перголези «Stabat Mater», кантата
В.А.Моцарт «Ave verum»
В.А.Моцарт «Вечерняя песня»
В.А.Моцарт «Ноктюрн»
В.А.Моцарт «Азбука»
А.Дворжак «Юмореска»
Д.Д.да Нола «Гальярда»
Банкьери «Виланелла»
Банкьери «Шуточный контрапункт»
А.Вивальди «Gloria» ,1 ч.
Ф.Шуберт «Ave Maria»
Э Григ «Сердце поэта»
Ф.Щуберт «Форель»
Ф.Шуберт «Баркарола»
Дж. Верди «Ты прекрасна, о, Родина наша» из оп. «Навуходоносор»
Д.Гершвин «Хлопай в такт»
Д.Гершвин «Радость-ритм»
Д.Гершвин «Ковбойская»
Б.Бриттен «Missa-brevis» in D
Б.Бриттен «Рождественские песнопения»
Б.Сметана «Моя звезда»
Б.Сметана «Прилетели ласточки»
Народные песни.
Р.н.п. «Как у дяди Симеёна» (НСО)
Р.н.п. «Бояры» (НСО)
Р.н.п. обр. З.Бляхера «Сронила колечко»
Р.н.п. обр. Соколова «Повянь, повянь, бурь-погодушка»
Р.н.п. обр. Соколова «Ай, во поле липенька»
Псковские припевки обр.М.Пахомовой
Р.н.п. «Рябинушка»
Р.н.п. «Вечерний звон»
Р.н.п. «У нашей берёзы»
Р.н.п. обр. «Ты не стой колодец»
Р.н.п. «В сыром бору тропина»
Бел. н.п. обр. Соколова «Веснянка»
Произведения современных композиторов.
И. Дунаевский «Скворцы прилетели»
И.Дунаевский «Колыбельная»
И.Дунаевский «Школьный вальс»
А.Зацепин «Ты слышишь, море?»
Я.Дубравин «Рояль»
Я.Дубравин «Ты откуда, музыка?»
Ю.Чичков «Палех»
Л.Денц «На качелях»
А.Эшпай «Криницы»
Уоррен «Поезд на Чатанугу»
В.Кондрусевич «Храбрец»
Ю.Самонов «Хоры на стихи А.Пушкина»
А.Петров «Я иду, шагаю по Москве»
В.Лепин «Тишина»
И.Бердшадский « Скрипка»
И.Бердшадский «Весёлые чижи»
И.Бердшадский «Смеётся луг»
И.Бердшадский» Почему ты шинель бережёшь»
Венок песен ВОВ обр.М.Баска
Г.Димитров «Манго и медведи»
Ю.Фалик «Тополь и птица»
Г.Свиридов « Курские песни», фрагменты
М.Славкин «Земля», фрагменты
И.Сальникова. Песнопения и хоры из циклов «Хвалите имя Господне», «Песнопения Литургии. Пасхальные песни»
4. Примерный репертуарный список для вокального ансамбля (концертный состав)
.
Русская и зарубежная классика.
А.Аренский «Две розы», (дуэт)
А.Гурилёв «Не шуми ты, рожь», (дуэт)
А.Гурелёв «Радость –душечка», (дуэт)
А.Варламов «Выйдем на берег», (дуэт)
А.Варламов «Серенада», (дуэт)
А.Варламов «Уходит вечер», (дуэт)
В.Калинников «Сосны», (дуэт)
П.Чайковский «Дуэт Полины и Лизы» из оп. «Пиковая дама»
П.Чайковский «Слёзы людские», (дуэт)
М.Глинка «Жаворонок», (дуэт)
М.Глинка «Не искушай», (дуэт)
М.Глинка «Ты, соловушка, умолкни»
С.Танеев «Горные вершины», (дуэт)
С.Танеев «Серенада»
К Ребиков «Воробышек-воробей»
Ц.Кюи «Последние цветы», (дуэт)
К.Вебер «Песня охотника», (дуэт)
Р.Шуман «Пёстрый мотылёк», (дуэт)
Р.Шуман «Ласточки» (дуэт)
Р.Шуман «Счастье» (дуэт)
Р.Шуман «Розмарин», (квартет)
Р.Шуман «Тамбурин», (квартет)
Р.Шуман «Вечерняя звезда»
Р.Шуман «Осенняя песня»
Ф.Мендельсон «Осенняя песня» (дуэт)
Ф.Мендельсон «Полевые цветы» (дуэт)
Ф.Мендельсон «Баркарола», (дуэт)
Ф.Шуберт «Баркарола», (трио)
Д.Россини «Кошки» (дуэт)
Д.Сарри «Пастораль»
Народные песни.
Бел. н.п. «Ой, ты, речка, реченька»
Укр.н.п. «Варенечки»
Гр.н.п. «Стрекоза»
Гр.н.п. «Светлячок»
Зак.н.п. «Очи сине, сине»
Ит.н.п. «Макароны»
Ит.н.п. «Тиритомба»
Р.н.п. «Реченька»
Р.н.п. «Уж я золото хороню»
Р.н.п. «Со вьюном я хожу»
Р.н.п. «Ой, ты, Волга-реченька»
Р.н.п. «В сыром бору тропина»
Р.н.п. «Перевешу млада хмелю»
Р.н.п. «Ты рябина ли, рябинушка»
Произведения современных композиторов.
В.Березовский, С.Никитин «Под музыку Вивальди», (квартет)
Е.Брусиловский «Две ласточки», (дуэт)
Д.Дементьев «На лужайке», (дуэт)
И.Дунаевский «Весна идёт» из к/ф. «Сердца четырёх»
Ю.Ким «Рыба-кит», (квартет)
Ю.Ким «Поднимаю паруса»
Ю. Милютин «Чайка»
Д.Прицкер «На озере»
Б.Фиготин «Русский лес»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф. «Верные друзья», (трио)
А.Спиро «Ночи безумные», (дуэт)
В.Волков «Заречье», цикл
Я.Досталик «Весёлые хороводы»
П.Сертон «Тайна», (квартет)
Г.Портнов «Ленинградские белые ночи»
С.Никитин «Александра»
М.Парцхаладзе «Яблонька»
Н.Будашкин «За дальнею околицей»
В.Кравченко «Шли с базара самовары»
А.Брусиловский «Две ласточки»
Г.Свиридов «Ты запой мне ту песню»
А.Цфасман Фантазия на тему Д.Гершвина «Любимый мой»
Б.Фиготин « Русский лес»
И.Сальникова Песни из циклов «Чудо из чудес», «Под напев молитв Пасхальных»
5. Примерный репертуарный список для учащихся,
занимающихся вокалом 1 час в неделю
4.1. Младшие классы.
Неап.н.п. «Счастливая»
Неап.н.п. «Бедный ослик»
Морав.н.п. «Кукушечка»
Бол. н.п. «Ой, женился наш комарик»
Япон.н.п. «Тюльпаны»
А.Лядов «Окликание дождя»
А.Аренский «Кукушечка»
А.Аренский «Расскажи, мотылёк»
В.Калинников «Киска»
В.Калинников «Мишка»
Н.Римский-Корсаков «Проводы зимы»
А.Гурилёв «Сарафанчик»
А.Гречанинов «Про телёночка»
П.Чайковский «Мой садик»
Т.Арно «Песенка Ариэля»
В.Моцарт «Тоска по весне»
Л.Бетховен «Сурок»
Л.Бетховен «Малиновка»
Р.Шуман «Жасмин»
Р.Шуман «Подснежник»
Р.Шуман «Приход весны»
Р.Шуман «Совёнок»
Э.Григ «Детская песенка»
И.Брамс «Божья коровка»
И.Брамс «Колыбельная»
Ф.Надененко «Мишке спать пора»
С.Соснин «Лети, мой одуванчик»
В.Герчик «Осенние листья»
Р.Паулс «Сонная песенка»
А.Абрамов «Песенка подснежника»
Б.Можжевелов «Хитрый ёжик»
В.Нескародов «Оленёнок»
В.Портнов «Лисица»
В.Славкин «Врунишка»
В.Славкин «Лошадка пони»
А.Агабабов «Лесной бал»
Г.Гладков «Песня солдата» из м/ф «Каша из топора»
О.Юдахина «Колыбельная»
М.Басок «Песенка о светлячке»
4.2. Cтаршие классы.
Арм.н.п. «Девушка»
Р.н.п. «Травушка-муравушка»
Р.н.п. «У зари то, у зореньки»
Р.н.п. «Липа вековая»
Р.н.п. «Пряха»
Р.н.п. «Под окном черёмуха колышется»
Р.н.п. «Над полями, да над чистыми»
Ирл.н.п. «О, поверь, если юные чары твои»
Ц.Кюи «Песенка принцессы» из оп. «Кот в сапогах»
Ц.Кюи «Туча»
П.Чайковский «Колыбельная песня»
П.Чайковский «Травка зеленеет»
П.Булахов «И нет в мире очей»
А.Гурилёв «Домик-крошечка»
А.Варламов «Белеет парус одинокий»
А.Гречанинов «Острою секирой»
И.С.Бах «Ты, друг мой истинный» из книги напевов Шемелли
Д.Перголези «Если любишь»
Й.Гайдн «Как жутко бродить»
С.Монюшко «Золотая рыбка»
Ф.Шуберт «Баркарола»
В. Лоу «Песня Элизы» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Ц.Биксио «Тропинка в лесу»
В.Беккер «Лесная сказка»
А.Петров «Вальс» из к/ф. «Мой добрый папа»
И.Дунаевский «Песенка Анюты» из к/ф. «Весёлые ребята»
Е.Крылатов «Шуточная песня поваров» из т/ф «Вкус халвы»
Ю.Ащепков «Анютины глазки»
Н.Досталь «Вальс» из оперетты «Моника»
М.Блантер «Дубрава»
Г.Сметанин «Как на этой, на долинке»
Рекомендуются также вокализы композиторов: Г.Зейдлера, Н.Ваккаи, Г.Панофка, М.Глинки, Дж. Конконе, А.Гречанинова, О.Башиной, Е. Велинской.
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. - Л., 1973.
Вейс П.В. Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1978.
Вендрова Г. Диалог об интонации. - Музыка в школе. 1986. № 1.
Ильичев П. Детская музыка. - М., 1985.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца».- М., 1976.
Кон И.А. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М., 1988.
Котляревская М.А., Штуден Л.Л. «Приобщение к творчеству». - Новосибирск, 1998.
Маслова Л. Педагогика искусства: теория и практика. - Новосибирск, 1997.
Огороднов А.В. Методика музыкального воспитания. - М., 1984.
Попов В.С., Тихеева Л.В., Иодко М.Р. Хоровой класс (коллективное музицирование) для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ. – М.: Управление учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР, 1988
Психология развивающейся личности /Под ред. А.Петровского. - М., 1987.
Рогачева е. Подходы к социализации в зарубежной педагогике // Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции. - М., 1993.
Социальное развитие ребенка /Под ред. О.Зверевой. - М., 1994.
Струве Г. Хоровая студия: Методическое пособие. - М., 1989.
Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1979.
Хрестоматия сибирской русской народной песни / сост. В. Байтуганов, Т. Мартынова. – Новосибирск: Книжица, 2001.
Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха». - СПб, 1992.
1 В соответствии с п.6 ст.12 Закона РФ «Об образовании».
2 См. список литературы.
3 В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.