Самоанализ
Реализация цели ФГОС средствами психолого-педагогической системы Л,В,Занкова
Цель системы Л. В. Занкова – оптимальное общее развитие каждого школьника.
Задача системы Л. В. Занкова – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания
Целенаправленному развитию интеллектуальной, духовной и эмоциональной сферы ученика способствует внедрение системы развивающего обучения Л.В.Занкова, ведущим звеном которого является принципы систематической работы над развитием всех учащихся с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка. Эффективности работы можно достичь, обучая на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, используя ведущую роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения материала, осознание школьниками самого процесса учения.
Для осуществления этих целей и задач работаю УМК:
Азбука. Нечаева Н.В.;
Русский язык. 1класс Нечаева Н.В.
Литературное чтение. Свиридова В.Ю.
Математика. Аргинская И.И.
Окружающий мир. Дмитриева Н.Я, Казаков А.
Учебно-базисный план, по которому я работаю:

Рабочая программа по обучению грамоте прилагается в приложении 2.
Я считаю, в результате работы по системе развивающего обучения Л. В. Занкова:
Учитель имеет возможность интегрировать такие области знаний, как естествознание, география и история в курсе «Окружающий мир».
Система позволяет формировать у маленьких школьников мотив к познанию широкой картины мира и увлеченности учением в результате активного использования основных методов обучения в этот период (доверительные беседы, учебные экскурсии, познавательные игры, практические работы и т.д.)
Особое внимание уделяется овладению теоретическими знаниями, глубокому осмыслению изученных понятий, отношений, зависимостей.
Планомерно ведется анализ тестовых срезов знаний и контрольных работ с целью отслеживания изменения и развития каждого ребенка.
Типичные свойства системы как многогранность, вариантность дают возможность ребенку не только формировать программные знания, умения и навыки, но и быть вовлеченным в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической)
Я стараюсь создать каждому ребенку условия для того, чтобы он, исходя из своего детского личного опыта и творческих способностей, мог систематически вести наблюдения, делиться своими первыми «открытиями», анализировать явления, систематизировать учебный материал. Наблюдая за выполнением (внешних по своей форме) действий учащимися, их настроением и здоровьем, я получаю возможность ориентироваться в индивидуальных способностях каждого ученика и его продвижении в общем психическом и физическом развитии. В первом классе учитель должен сформировать у маленьких школьников мотив к познанию, увлеченность учением. Основные методы в этот период – доверительные беседы, подобные тем, которые ведет ребенок в семье или в кругу своих ровесников, учебные экскурсии, познавательные игры, практические работы, ориентированные на организацию анализирующего наблюдения детей и их практических действий. Активизирую познавательную деятельность детей и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу. Создаю ситуации успеха для каждого ученика, подбирая дифференцированные задания. Сигнальные карточки, перфокарты, раздаточный материал, занимательные упражнения, презентации стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувство новизны, удивления, необычности, развивают инициативу, сообразительность, зажигают огонек пытливости. В результате ребенок работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках курса «Мы и окружающий мир» я использую различные формы и методы работы: экологические игры, уроки – путешествия, практический опыт. Взаимосвязь между живой и неживой природой, вопросы охраны и защиты природы, бережного отношения к окружающему миру рассматриваются на уроках, начиная с первого класса .Мои ученики любят экскурсии в природу. Главное на таком уроке – увидеть и удивиться. Наблюдение за объектами живой и неживой природы вызывает у ребят искреннее восхищение, формирует бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывает чувство доброты и милосердия. Считаю, что именно в практической деятельности формируются определенные знания, умения, навыки и рождаются добрые традиции в классном коллективе, как празднование Дня Земли, Дни Байкала, участие в операциях «Зеленый десант», «Помоги птицам!», «Герои – рядом!».
На уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе с детьми я уделяю большое внимание развитию творческих способностей учащихся. В результате дети с удовольствием придумывают сказки, загадки, стихи, собирая их в сборники. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Диагностируя, я получаю реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Это позволяет определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Жизнь требует умения использовать компьютерные технологии и применять их в своей работе по мере возможности. Их использование в моей работе вызывает интерес детей, повышает мотивацию к учебе.
Таким образом, создавая на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, работая по разным системам обучения: «Школа России», «Школа 2100», развивающего обучения Л. В. Занкова считаю, что результатом моей педагогической деятельности стали высокие показатели качества обучения.
Успеваемость учащихся 3-4 класса (2010-2011,2011-2012 уч.годы) повысилась, качество усвоения программного материала стало выше. Интерес к урокам устойчивый. Осознанная мотивация выполнения учебных заданий повысилась на 25% .Число детей, занятых в разных областях (учеба, спорт, изобразительное искусство, художественная самодеятельность) по сравнению со 2-ым классом, увеличилось на 16%.Общее качество знаний учащихся четвертого класса составило70% напротив 60% в 3-ем классе и средний балл –3,9 напротив 3,7. По результатам централизованного тестирования по математике, проведенного в январе 2012 года, успешность выполнения определялась по 12 параметрам и общий балл составляет 59,1.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, развивает интеллектуальные способности. Побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи к открытию нового. Данную технологию применяю при проведении уроков в форме заседания интеллектуального клуба «Умники и умницы».
Исследовательская деятельность – формирует умение ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развивает творческие способности.
Положительным результатом применения в моей работе этой технологии являются:
- участие в городской и республиканской научно-практической конференции учащихся начальных классов «Первые шаги» (Бальжинимаева Ира и Давыдова Лена, прошли 1городской отборочный тур 2011 г.), Бальжинимаева Ира и Давыдова Лена имеют сертификаты участников республиканской научно-практической конференции «Первые шаги». Победитель международного конкурса-игры «Золотое руно» - Алексеева Альбина (2011, 2012гг.) награждена дипломом за 1 место по России и по региону. Давыдова Лена заняла 3 место в Республиканской олимпиаде среди начальных классов «Кленовичок», Эрдыниева Нарана – 4 место в этой же олимпиаде. Ошоров Саян занял 5 место в городской XI олимпиаде 350-летия вхождения Бурятии в Россию по окружающему миру, а Петрова Кристина в этой же олимпиаде заняла 4 место по русскому языку. В остальных Всероссийских и школьных олимпиадах ученики моего класса занимают верхние строки призовых мест.(подтверждаю грамотами и дипломами в приложении ).
Метод проектов. Ориентированная направленность учащихся на применение целевого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным, способствует повышению познавательного интереса учащихся. формированию разных способов учебного сотрудничества. Помогает учителю осуществлять мониторинг формирования учебной компетентности младших школьников
Использую активные методы обучения детей: работа в малых группах, парах. Дети становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться. Их отличает хорошая ориентировка в ситуациях требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать; наличие творческой, критической самостоятельной мысли. Работа в малых группах, парах оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации.
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
они умеют самостоятельно работать с источником знаний,
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать материал;
активно участвуют в диспутах,
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Подтверждением являются:
мониторинг математической подготовки учащихся 4 «А» класса (независимая экспертиза), где средние данные по классу показали 59, 1 %.
Грамоты и дипломы Всероссийского, республиканского, муниципального и школьного уровней у учащихся моего класса.
отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности на методическом совете по преемственности;
отзывы родителей учащихся о моей работе.
Данные технологии, по моему глубокому убеждению, способствует свободному развитию ребенка в эмоциональной сфере (возникает состояние внутренней напряженности, желание понять проблемную ситуацию и найти ключ к решению возникшей учебной проблемы), стимулирует развитие способностей (лингвистических, математических и т.д.) посредством планомерной перестройки системы учебных задач и условий их решения. Использование данных технологий дает учителю возможность создать оптимальные условия для развития каждого ребенка в соответствии с его природными данными.
Я – классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.
Методика воспитательной работы строится на коллективно- творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор, увеличивают познавательные возможности детей, развивают самостоятельность и активность. В плане воспитательной работы определены следующие направления:
1. Изучение личности школьника.
Изучение личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности
Оценка уровня воспитанности учащихся
Изучение условий воспитания детей в семье.
Изучение характера взаимоотношений в классе.
2. Изучение воспитывающей деятельности
Ценностно-ориентировочная деятельность
Общественная деятельность
Познавательная деятельность
Художественная деятельность.
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность.
3. Работа по формированию ученического коллектива:
4. Работа с родителями
Родительские собрания. Методическая помощь родителям, чьи дети испытывают трудности учебе. Методическая помощь по организации выполнения домашних заданий. Дни открытых дверей.
По данным направлениям предусмотрен широкий круг разнообразных форм и методов воспитания. Один из методов - вовлечение родителей в проектную и событийную деятельность детей. Основой содержания воспитания является диалог, а принципами – «узнать – понять – принять – жить вместе».
Учащиеся моего класса активно участвуют во всех школьных, муниципальных и региональных мероприятиях.
У каждого ученика ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, грамот. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Немало времени я уделяю работе с родителями. Я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Экскурсии, походы, утренники, спортивные соревнования – все эти мероприятия объединяют коллектив детей и родителей. Поэтому наш класс является победителем многих школьных мероприятий. Учащиеся моего класса приняли активное участие в республиканском фестивале «Февральский ветер» в г. Улан-Удэ, вокальная группа мальчиков неоднократно выступала перед молодыми депутатами, ветеранами войны и труда, родителями, учащимися школ№17,12, 47,кружковцами Дома творчества «Дружба»
В 2015 - 2016 учебном году я разработала программу спецкурса по краеведению «Мой родной край». Этому способствовало подготовка к классному мероприятию по теме «Дорогой сердцу уголок», где выяснилось, что многие дети и даже родители не знакомы с историей своей малой родины, откуда они родом, с историей родного города, в котором живут. Дети загорелись желанием узнать как можно больше о своей малой родине. Главным принципом построения занятий кружка является не передача информации от учителя к ученику, а поиск, исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности. На занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в мере своих способностей и возможностей. В результате, дети создают рукописные журналы, стенгазеты. Также проводим внеклассные занятия по данной теме в других классах нашей школы. В проекте есть предложение учащихся сотрудничать с ровесниками из других школ.
В рамках обобщения и распространения педагогического опыта я участвовала в следующих конкурсах и мероприятия (см. таблица «Участие в научно-методической работе»)