Учителем русского языка и литературы в Троицкой средней школе я работаю 7-ой год. Общий педагогический стаж – 6 лет.
Мое педагогическое кредо – «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)
Наше государство, озабоченное катастрофическим падением уровня речевой культуры своих граждан, приняло общенациональную программу возрождения русского языка. Усилилось внимание к речевой подготовке школьников. Однако обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку включает в себя такой перечень вопросов, который в рамках традиционных уроков удаётся освоить с большим трудом. Связано это как с недостаточным количеством часов, отведённых на развитие речи учащихся, так и с неблагоприятной для повышения уровня коммуникативной культуры социальной обстановкой.
Работая по проблеме «Развитие языковой компетенции на уроках русского языка через анализ художественного текста», я пришла к выводу, что это важнейшая задача современной школы.
Эта проблема является актуальной потому, что общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решения проблем, готовую к постоянному самообразованию.
Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Актуальность данной проблемы заключается ещё и в том, что русский язык как межпредметный язык обучения, осуществляет интегрированную функцию способа познавательной деятельности (владением всеми видами речевой деятельности – чтением, письмом, слушаньем, говорением). Полученные учащимися на уроках русского языка речеведческие знания и умения (понятие о тексте как о продукте речевой деятельности, о типах текста, стилях и жанрах устной и письменной речи и др.) переносятся на речевое общение на других уроках: знание основных характеристик текста как носителя содержательной информации и умение их использовать при анализе жанра и стиля, тем и подтем текста, выделять главную мысль, композиционную структуру учебно-научного текста, умение членить текст на смысловые блоки, отражать его структуру в различных видах плана. Поэтому закономерно, что текст следует рассматривать в качестве дидактической единицы обучения.
В этом контексте приобретает особую актуальность обращение к методическому использованию комплексного анализа текста при формировании коммуникативной компетенции учащихся: способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в конкретных формах и ситуациях общения, способности понимать и порождать целостные речевые произведения, т.е. тексты.
Цель моей профессиональной деятельности: научить подрастающую личность овладеть языком во всех его функциях; воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования, полностью согласуется с целью, определенной Программой развития МКОУ Троицкой СОШ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- включить каждого ученика в познавательную деятельность, в процессе добывания знаний, выработать у него устойчивую потребность в познавательной деятельности;
- привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Для реализации поставленных задач в школе созданы необходимые условия. Кабинет русского языка и литературы оснащен современной техникой: компьютером, проектором, принтером, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия (Большая знциклопедия Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе, изд. КиМ, 2005г.; мультимедийное приложение к учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской; фонохрестоматия к учебнику литературы для 5-9 классов; электронное приложение: Повторение и контроль знаний по литературе; дидактический и раздаточный материал по русскому языку 5-7 и 8-9 классы. Имеются «работающие» стенды, печатные пособия. Создана картотека на дидактический материал. Для успешной работы в средних и старших классах создала библиотеку методических материалов: журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Педсовет», , газета «Русский язык. 1 сентября».
Учебно-воспитательная работа строится в соответствии с Законом РФ "Об образовании", в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, Базисным учебным планом.
Обучение русскому языку в 5-9 классах веду по УМК М.М.Разумовской, в 10-11 классах – по УМК Н.Г. Гольцовой.
Данные УМК ориентированы на языковое развитие учащихся, помогают овладеть речевой деятельностью: формируют умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, восприятия звучащей речи, учат свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Важным моментом является то, что теория приближена к практике.
Обучение литературе в 5-11 классах веду по УМК Т.Ф.Курдюмовой, который способствует развитию у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.
На основе данных УМК мною составлены рабочие программы по русскому языку и литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.
Мною созданы комплекты дидактических материалов: контрольно - измерительные для 5-9, 10-11 классов, тематические тесты по русскому языку и литературе, компьютерные презентации, дидактические материалы к «нетрадиционным урокам», подборки познавательных и логических задач и заданий.
Я разработала и применяю на практике рабочие программы по элективным курсам:
1 . «ГИА: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» в 9 классе – способствует осуществлению поэтапной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ГИА по русскому языку.
2. «Всемогущий и занимательный синтаксис» в 10 классе – углубленное изучение синтаксиса
3. «Живое слово» в 9 классе – совершенствование речевого развития учащихся.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии. Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития, поэтому отдаю предпочтение личностно – ориентированной технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой задачи:
* Сделать урок радостным и интересным.
* Активизировать деятельность учащихся на уроке.
* Преподать не только определенную сумму знаний учащимся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше.
Использую приемы Е.Н. Ильина: личностный, творческий, коммуникативный путь к знанию; внимание к детали («жемчужине текста»); творческое задание как продолжение урока; особая связь литературы с жизнью.
Применяю на своих уроках технологию «Обучение в сотрудничестве». Педагогический процесс на моих уроках - сотрудничество учителя и учеников. Стиль общения - контакт, взаимопонимание. Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, я организую учебно-воспитательный процесс так, чтобы система работы учащихся вызывала необходимость общения и потребность в нем на каждом уроке.
В своей практической деятельности применяю элементы технологии уровневой дифференциации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга.
Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики: педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос (анкетирование), тестирование, собеседование (с учащимися, родителями). Анализирую продукт деятельности учащихся: тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий. Использование различного диагностического материала позволяет определить стартовый капитал каждого ученика, затем на основе поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс
Планирую каждый урок таким образом, чтобы в процессе обучения проявлялись три стороны общения: информативная, интерактивная и перцептивная.
На первый план выдвигаю практическую цель: формировать навык общения. Очень важно, что путь к этой цели - практическое пользование языком. Получается, что практическая речевая направленность - это не только цель, но и средство. Учиться успешно, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.
В системе моей работы можно выделить следующие компоненты коммуникативного подхода:
-изменение характера деятельности и взаимоотношений учащихся и учителя;
-использование учебных ситуаций общения;
-темы для развития речи;
-текст в качестве дидактической единицы, в качестве образца;
-аналитические упражнения (работа над пониманием текста).
Именно на уроках русского языка и литературы ученики овладевают основными приёмами работы с текстом.
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному.
В своей работе использую такие способы мотивации, которые позволяют обеспечить формирование у школьников внутренних целей, мотивов:
четко поставленные диагностические цели;
создание проблемных ситуаций;
ситуация выбора;
ситуация взаимопомощи;
ситуация спора;
ситуация заинтересованности коллективной деятельностью;
юмор;
творческие задания;
ситуация успеха.
Важным средством создания возможностей общения у меня на уроках является специальная система ситуативных упражнений. Они создают мотивации, вызывают желание высказать свои мысли в устной или письменной речи.
К составлению ситуативных упражнений привлекаю и самих учащихся, используя условия, позволяющие создавать естественные речевые ситуации – написание коллективного письма, заметки в газету, создание сказок, рассказов, статей.
Следует отметить, что использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по языку и интерес к ним со стороны учащихся.
На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов (картинного, словесного), определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
При выборе того или иного метода обучения я учитываю содержание изучаемого материала, уровень обученности учащихся, творческие способности, а также межпредметные связи литературы с историей, музыкой, изобразительной деятельностью. В работе использую следующие методы познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизводящий), частично-поисковый, проектный, проблемный (исследовательский).
Вид общения на уроке определяет организационную форму обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Это такие формы, при которых создаются условия диалога, условия коммуникации (в этом случае речь каждого ребенка востребована).
При планировании урока я учитываю психолого-возрастные особенности учащихся. В среднем звене использую ролевые игры, они подразумевают эмоциональную мотивацию, формируют речевые навыки, навыки культуры речи, позволяют сочетать в одном уроке процессы обучения и общения. На этом этапе обучения учащиеся любят играть, сочинять, экспериментировать, поэтому для них наиболее интересными являются уроки-соревнования, уроки-путешествия, экскурсии, уроки-выставки творчества учащихся, уроки с элементами игры.
В старших классах интересно проходят уроки-диспуты, уроки-конференции, уроки развития речи, уроки-презентации, где учащиеся создают собственные тексты (высказывания), выявляющие жизненную позицию, определенное отношение к какому-либо явлению действительности, предмету, качеству человека. Уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу.
На своих уроках использую такие специфические приемы работы, как чтение (слушание) текста с определенной установкой, анализ текста-образца, сбор рабочих материалов, их анализ, редактирование.
В процессе обучения контроль знаний, умений и навыков провожу в различных формах: текущий и тематический контроль в виде контрольных работ, тестов. К оценке деятельности учащихся привлекаю самих детей, учу их само- и взаимо- оценке. Информация, полученная мной в ходе контроля, используется для проведения коррекции, индивидуальной работы с детьми и их родителями.
В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.
Примером такой деятельности могут служить исследовательские работы, представленные моими ученицами на научно-практические конференции:
Работы успешно представлены на районной НПК, ученицы получили благодарности. Приложение№2
Средства обучения - это связующее звено между учителем и учеником, которое наряду с методами и организационными формами работы способствует успешной реализации намеченной цели. Основным средством обучения был и остается учебник. В учебной деятельности использую элементы новых информационных технологий, где средством обучения является компьютер, мультимедийный проектор. Считаю, что это
удобно, наглядно и практично;
повышает интерес и творческую активность учащихся;
усиливает интеграционную составляющую обучения, т.к. в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях знаний;
-дает возможность учащимся самореализоваться, (создание и защита проектов).
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому выстраиваю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, во избежание усталости учащихся чередую виды деятельности, осуществляю двигательный режим на уроке. Дети постоянно инструктируются о правилах работы с компьютером и информируются о технологии сбережения здоровья глаз (памятки об этом размещены рядом с рабочей зоной, и дети могут самостоятельно их повторить). Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки в течение урока. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты. Выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память. Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более слабый ученик, чувствует поддержку товарища. Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
Убеждена, что обучение будет плодотворным тогда, когда учитель и ученик работают творчески и это творчество выражено конкретными делами. Поэтому ежегодно проводим недели или декады русского языка, литературные вечера, викторины и конкурсы.
Тесно сотрудничаю с сельской библиотекой и Домом культуры: совместные классные часы, встречи, концерты дают свои положительные результаты.
О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:
1. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ по русскому языку) за последний год.
2. Качество знаний обучающихся по результатам ГИА за два года. Приложение №…..
Постоянно занимаюсь повышением своего профессионального мастерства через самообразование, повышение квалификации : 2008 год – свидетельство о повышении квалификации по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» - 108 часов. НИПКиПРО. Приложение №…
Совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», литературу по психологии, педагогике.
Участвую в работе РМО учителей русского языка и литературы. Считаю, что работа в МО способствует повышению моего профессионального уровня: участвую в обсуждении методических вопросов.
Приложение№….
В апреле 2011 года награждена Почётной грамотой главы Доволенского района за большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, высокие профессиональные достижения.
Являюсь членом педагогического клуба “Первое сентября”. Приложение №….
Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей деятельности,- это перегруженность содержания школьного образования, отсюда – проблема сохранения и укрепления здоровья школьников с учетом их возрастных особенностей. На уроках и во внеурочной деятельности иногда наблюдается неумение учащихся выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать, направлять творческие возможности на решение различных задач, невысокий уровень сформированности у некоторых школьников умений самостоятельной работы.
Механизм решения обозначенных проблем может быть таким:
Следует более глубоко изучить здоровьесберегающие технологии и возможности их применения; перейти к анализу уроков и внеклассных мероприятий с позиции здоровьесбережения;
активизировать работу по формированию у школьников умений самостоятельной деятельности путем вовлечения в исследования, проекты, решение задач творческого характера;
решить проблемы общения школьников, формируя коммуникативные компетенции;
научить творчески удовлетворять свои образовательные потребности.
В дальнейшем, планирую, повышение своего профессионального мастерства: заявлена на курсы по теме «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» и «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта», планирую продолжить изучение и внедрение в учебно – воспитательный процесс передового опыта педагогов - новаторов и своих коллег, через посещение уроков, изучение опыта в периодической печати.