Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Самоанализ урока математики
«Внетабличное деление двузначного числа на однозначное. Решение задач»
Учитель начальных классов Жигорева А.А.
Саранск
2017 г.
Самоанализ урока математики в 3 В классе
«Внетабличное деление двузначного числа на однозначное. Решение задач»
Учитель: Жигорева А.А.
Тип урока – открытие нового знания. Опирается на знание распределительного свойства умножения относительно сложения, на умения правильно делить числа, пользоваться алгоритмом решения.
Цели урока:
вывести и освоить новый алгоритм деления двузначного числа на однозначное на основе распределительного свойства деления;
тренировать вычислительный навык;
тренировать способность к применению изученного свойства деления при решении задач.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: освоить прием внетабличного деления двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- планировать свои действия и работать по коллективно составленному плану;
- выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу и правилу;
- оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- применять знаково-символические средства;
- использовать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, аналогия).
Коммуникативные:
- развитие математической речи, умение работать в парах, в группах,
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные:
- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- cледовать в поведении моральным и этическим требованиям;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование: учебник «Математика» 3 класс автор Н. Б. Истомина, персональный компьютер, проектор, экран, презентация, карточки (красные и зеленые), оценочные листы.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Учащиеся на уроке были достаточно активны, внимательны, работоспособны. На данном уроке дети не получали знания в готовом виде, а добывали их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельно ставили цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока, в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: выбирали способ, строили план достижения цели и определяли средства - алгоритмы. При этом я использовала подводящий диалог. При реализации построенного проекта: обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, и выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение ученики уточнили общий характер нового знания и зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения в речи и знаково. Затем фронтально и в парах решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма. Самостоятельная работа проводилась в индивидуальной форме. Контроль усвоения материала учащимися проводился в форме самоконтроля по образцу и по эталону. В конце урока была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (оценочные листы). В завершение дети соотнесли ее цель и результаты, зафиксировали степень их соответствия, и наметили дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Смена деятельности на уроке способствовала снятию физической, эмоциональной и интеллектуальной напряженности. С этой же целью была проведена физминутка.
Урок имел воспитательный характер. Формы и приемы работы на уроке способствовали формированию таких личностных качеств детей, как доброта, неравнодушное отношение к окружающим, взаимопомощь, чувство ответственности, а также активности и целеустремленности. При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока.
Структура проведенного урока имеет следующие этапы:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Урок начинается с мотивационного момента. На данном этапе при помощи наглядной задачи было организовано мотивирование детей к учебной деятельности, в результате которой были определены тематические рамки урока.
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) актуализировать знание распределительного свойства умножения,
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
На данном этапе было организовано повторение необходимого и достаточного материала для открытия нового знания, а также его обобщение. Затем было предложено пробное действие на новое знание, при выполнении которого было зафиксировано затруднение.
Дети определили цель и тему урока.
Постановка учебной задачи и выявление места и причины затруднения
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение вычислять значение выражений,
3) выявить место и причину затруднения.
4) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
5) построить план и определить средства достижения цели.
При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение была организована рефлексия учебных действий.
Эмоциональная направленность этапа состояла в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. С этой целью были предложены карточки с заданиями разного уровня.
Далее с помощью подводящего диалога учащиеся вышли в рефлексию пробного действия, определили место и причину затруднения и в диалоговой форме дети вербально зафиксировали цель деятельности на уроке, выявили правила и установили действия, которые помогут выйти из затруднения.
4. Решение учебной задачи.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
На данном этапе в результате работы детьми был реализован построенный проект. Обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, выбирался оптимальный вариант, который фиксировался вербально и знаково, в результате чего был составлен эталон. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение было зафиксировано преодоление возникшего ранее затруднения.
5. Физкультминутка.
Цель:
- создавать условия для здорового образа жизни и реализовывать в реальном поведении.
На данном этапе дети принимали активное участие при выполнении действий по образцу.
6. Первичное закрепление.
Цель:
1) зафиксировать во внешней речи правило внетабличного деления двузначного числа на однозначное число.
2) включить новое знание в систему знаний;
3) тренировать умение решать текстовые задачи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения во внешней речи.
Далее дети работали над решением задачи. Учащиеся выявили границы применимости нового знания и решили задачу, в которой предусматривается новый способ действий.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ деления двузначных чисел,
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить домашнее задание.
На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Дети оценили свою деятельность в оценочных листах.