СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока по естествознанию в 9 классе по теме "Питание и пищеварение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен учителям при составлении самоанализа урока при выступлении на ШМО перед коллегами.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока по естествознанию в 9 классе по теме "Питание и пищеварение"»

Самоанализ урока

Данный урок естествознания был вторым по теме «Питание и пищеварение», на изучение которой по плану отводится 8 часов. Изучению данной темы предшествовало изучение особенностей питания растений, животных и человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Урок проводился в 9 классе. Подавляющее большинство детей в классе подвижные, эмоциональные. В целом класс работоспособный, с хорошим потенциалом.

Тип урока: по целеполаганию - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по структуре – комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, формирование навыков безопасного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные: умение работать с источником информации, выделять и находить главное для решения учебных и познавательных задач.

Предметные: иметь представление о строение пищеварительной системы человека и её значении, оценить значение пищеварительной системы в жизни человека.

Ресурсы (оборудование и учебно-методическое обеспечение)

ПК, наборное полотно «Питательные вещества», карточки со словарными словами, таблица «Органы пищеварения», «Организм как единое целое», рабочие тетради, учебники, картинки «Животная и растительная пища», «Пищевые продукты»; магниты, книга с загадками, муляжи органов человека, корзина с продуктами, богатыми витаминами, карточки с цифрами-показателями.

Средства обучения:

1.Учебник Биология. Человек. 9 класс. Романова И. В., Агафонова И. Б. / М.: Дрофа, 2009 г. Рабочая тетрадь по естествознанию, 9 класс, Сивоглазов В. И., Кораблёва Н. Г.

Тема урока: «Значение пищеварения. Система органов пищеварения»

Цель урока: формирование знаний о правильном питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся со значением пищеварения и строением системы органов пищеварения человека;

коррекционные – развитие наблюдательности, устной речи, памяти, внимания, мышления, интереса к предмету, развивать положительную мотивацию к учёбе;

воспитательные – воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью, воспитывать сознательную дисциплину, а также воспитывать аккуратное отношение при работе с тетрадью, учебником, раздаточным материалом.

Основные понятия урока: пищеварительный канал: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник; Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа, железы желудка и кишечника.

В структуру данного урока входили следующие этапы (по Конаржевскому):

Ход урока: 

1. Организационный этап (взаимное приветствие, создание положительной и дружелюбной атмосферы, проверка готовности класса к уроку) Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний (проверка знания предыдущего урока, необходимых для изучения новой темы)

3. Подготовка к усвоению новых знаний (определение темы урока учеников совместно с учителем)

4. Этап усвоения новых знаний.

Учителем ведется побуждающий и подводящий диалог с учащимися. Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы.

5. Проверка понимания нового материала.

6. Закрепление нового материала. Выводы.

7. Информация о домашнем задании.

8. Итоги. Оценки. Благодарность за работу на уроке.

Психологическая атмосфера на уроке была достаточно доброжелательной, ученики активно изучали и обсуждали тему. Заметно было, что дети сосредоточены и внимательны на разных этапах урока. Урок достиг поставленной цели, большая часть обучающихся справилась с поставленной задачей. Выбранная форма занятия показала положительные результаты познавательной деятельности учащихся.

Данная структура урока объясняется возрастными особенностями учеников 9 класса. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.

Для раскрытия главного материала были использованы три основные группы методов:

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

Словесные методы обучения – разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся посредством слушания, запоминать, осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.

Наглядные методы обучения (презентация, таблицы, рисунки учебника, собственное тело, муляжи), обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.

Практические методы обучения. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;

- создания на занятии ситуаций значимости изучения нового материала (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние)

Считаю, что данные методы рационально применимы, так как:

  • материал носит теоретико - информационный характер;

  • содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде;

  • содержание темы включает практические упражнения, проведение исследования собственного организма.

  • По своему составу класс не требует дифференцированного обучения.

  • Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых работ, оценки деятельности обучающихся.

  • Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода) и составления синквейна.

  • Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.

  • Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.

  • Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.

Используемые технологии:

1. Технологии активизации познавательной деятельности учащихся. На данном уроке основной формой организации работы является устная работа. Главной особенностью такого урока является его динамичность. За один урок удается вспомнить и повторить большой объем изученного материала.

2.  Технологии проблемного обучения. Эти технологии дают возможность расширить знания учащихся при помощи ранее усвоенного, т. е. по новому применить прежние знания.

3.  Технологии практико –ориентированного обучения: использование в процессе обучения такого материала и таких примеров, которые иллюстрируют практическую значимость знаний. Биология как предмет является очень плодотворной площадкой для применения такой технологии.

Предполагаемый результат: умение применить полученные знания в практической деятельности.