Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от 03.05.2024 г. № 39-од |
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Надым, 2024
Методические указания для выполнения практических занятий по предмету ОГСЭ.02 История разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Малиновский Святослав Сергеевич преподаватель истории первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «20» апреля 2024 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 5
от «24» апреля 2024 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | стр. 3 |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ | стр. 5 |
ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. | стр. 6 |
КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ | стр. 11 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | стр. 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебному предмету ОГСЭ.02 История составлены на основе рабочей программы по данному предмету и предназначены для обучающихся, изучающих предмет ОГСЭ.02 История в ГПОУ ЯНАО «НПК» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и практическим опытом по учебному предмету ОГСЭ.02 История. В результате выполнения практических работ формируются:
Содержание учебного материала по истории структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.
Изучение истории основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении в школе обществознания, физики, литературы, географии и т.д.
Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».
При изучении материала преимущественно используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу, дискуссии в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.
Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный и (или) профессиональный компоненты.
Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «История» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность обучающимся ознакомиться с такими вопросами, как основные черты исторических периодов, события в истории России и т.д.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.1 Подготовка к практической работе
Для выполнения практических работ обучающийся должен руководствоваться следующими положениями:
Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель и задача этой работы;
По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной работе.
1.2 Выполнение практических работ
Успешное выполнение практических работ может быть достигнуто в том случае, если обучаемый представляет себе цель выполнения практической работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к работе.
1.3 Оформление практических работ
Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу обучающиеся выполняют, руководствуясь следующими положениями:
1. На новой странице тетради указать название и порядковый номер практической работы, а также кратко сформулировать цель работы;
2. Записать при необходимости план решения заданий;
3. Схемы и графики вычертить с помощью карандаша и линейки с соблюдением принятых стандартных условных обозначений;
4. После проведения практических занятий обучающиеся должны составить отчет о проделанной работе. Практическая работа должна быть написана разборчивым подчерком и выполнена в тетради с полями для проверки работы преподавателем.
Итогом выполнения является устная защита работы, по вопросам, которые прописаны в конце каждой работы.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа №1-2(2 ч.)
Распад СССР. Конец политики холодной войны.
Цель:
определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики СССР во второй половине 80-х гг;
охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;
определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,
карточки- задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Выполнить тест.
Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?
обострение отношений с США вначале 80-х гг.
успехи социальной политики в СССР
гонка вооружений подрывала экономику СССР
Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?
Литва
Эстония
Украина
Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?
созыв съезда народных депутатов СССР
образование Государственной Думы
введение поста президента в стране
отмена 6-ой статьи Конституции
Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?
Н.Бухарин
В.Молотов
М.Тухачевский
Найдите правильное высказывание:
политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти
итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС
Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?
24-26 июля 1990г.
12-14 января 1991г.
19-21 августа 1991г.
Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?
1985г.
1986г.
1988г.
В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?
Исландия
Бельгия
Швейцария
Испания
Каковы черты экономических реформ перестройки?
создание частного сектора в экономике
введение арендных отношений
появление фермерства
приватизация государственной собственности
Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?
началось строительство совместной орбитальной станции
удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта
началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия
Задание 2. Заполнить таблицу.
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем | | |
Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту | | |
Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД | | |
Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).
Заявление Государственного Комитета
по чрезвычайному положению в СССР
19.08.1991
Уже первый день действия (1) в отдельных местностях СССР показал, что люди вздохнули с некоторым облегчением. Сколько-нибудь серьезных эксцессов нигде не отмечалось. В ГКЧП СССР поступают многочисленные обращения граждан в поддержку принимаемых мер по выводу страны из тяжелейшего (2).
Диссонансом в этот критический момент, когда требуется (3), прозвучало обращение, подписанное утром 19 августа сего года руководителями РСФСР Б.Ельциным, И.Силаевым и Р.Хасбулатовым. Оно выдержано в конфронтационном духе. Есть в этом обращении и прямое подстрекательство к противоправным действиям, несовместимое с установленным законом режимом чрезвычайного положения.
Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР, проявляя терпение и стремление к (4), считает возможным ограничиться на этот раз предупреждением против безответственных, неразумных шагов. В очередной раз в российском руководстве возобладала (5), а ведь народ ждет внесения таких коррективов в политику, которые отвечали бы коренным интересам россиян.
(Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.с.216.)
Задание 4. Дайте определения понятиям: «кадровая революция», стратегия ускорения, сепаратизм, политика гласности, биполярная международная система.
Практическая работа №3-4 (2 ч.)
Тема: НТР и культура
Цель: Усвоение 2 учебных задач:
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,
карточки - задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиа проектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Проблема! Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Творческое задание на дом: разработать презентацию по одной из тем
«Национальная культура русских, ее достижения и проблема ее сохранения»
«Национальная культура армянского народа, ее значение и проблема ее сохранения»
«Национальная культура черкесов и проблема ее сохранения»
«Проблемы сохранения культуры малых народностей Краснодарского края»
«Молодежные православные организации нашего края»
Сохранится ли кубанский говор?
«Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»
«Культурная политика администрации г. Армавира»
«Краснодарский край – поликультурный регион. Культура диаспор».
Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.
Задание 4. Защита презентаций.
Практическая работа №5-6 (2 ч.)
Тема: «Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.» (2ч.)
Цель:
определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;
охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
определить каковы последствия национальных конфликтов.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.
Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.
Декабрь 1994г.
…В Казахстане(население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс.русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. ( оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…
В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального ( принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»…
Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс.чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс.русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс.чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства и т.д….
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.)
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф. Киселева,
Э.М. Шагина М. Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС,1996 с.394.)
Из рабочих материалов Государственной Думы РФ.
Беседа по вопросам к документам.
-Как и почему изменилось положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках?
-Что предпринимало правительство России для защиты прав русскоязычного населения?
-Чем может обернуться для РФ массовое переселение русского населения в Россию? Чем это может обернуться для стран, которые они оставят?
-Что происходит с русскоязычным населением в других странах бывшего СССР?
Задание 2. Выполните задание.
Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.
Расставьте в хронологическом порядке:
-начало Чеченской войны
-принятие Конституции РФ
-подписание Хасавюртовских соглашений
-избрание президента Ельцина на второй срок
-подписание Федеративного договора
-самопровозглашение независимости республики Ичкерия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Выполненные задания должны быть представлены на занятии в формате устного ответа или в случае подготовленного материала, согласно которому студент должен был озвучивать свой доклад. При выполнении практической работы в формате теста, предусмотрено выполнение работы на выдаваемых студентах листах бумаги. Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценки по фактическому материалу, озвучиваемому в докладах:
Оценка «5» (отлично) ставится, если студент выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; самостоятельно и рационально определяет содержание работы; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, схемы; отражает собственный взгляд на исторические проблемы и их решение.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «З» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе работы не отражается собственный взгляд на исторические проблемы и их решение.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Критерии оценки текстовых заданий:
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
86 - 100 | 5 | Отлично |
70 - 85 | 4 | Хорошо |
51 - 69 | 3 | Удовлетворительно |
менее 51 | 2 | Неудовлетворительно |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Основные источники
Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914—1945 годы : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 464с. : ил.
Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.
Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.
Дополнительные источники
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
Электронные ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «^рамы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).