СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник тренинговых занятий, проводимых в рамках профилактики ранних суицидальных попыток среди подростков «Хрупкий росток»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник тренинговых занятий, проводимых в рамках профилактики ранних суицидальных попыток среди подростков «Хрупкий росток»»

Тренинговые занятия в рамках профилактики ранних суицидальных попыток среди подростков «Хрупкий росток»



День 1. Тренинг «Уверенность»



Этап I. Подготовительный



Цель: создание благоприятного социального психологического климата, формирование установки на активную творческую работу.



Упражнение «Необычное знакомство»



Инструкция «Стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того чтобы вы лучше запомнили друг друга (сблизились), упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет свое имя, показывает жест; второй - вспоминает имя, жест первого, затем называет свое имя и показывает свой жест; третий - первого, второго, свое имя и жест и т.д. по числу участников».



Упражнение «самопрезентация»



Инструкция «Представьтесь перед участниками группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать:



1.Имя, возраст;



2.Любимое занятие (хобби);



.Черту характера, которая нравится в себе и черту характера, которая не нравится в людях.



Зачитайте свои «резюме». Вам разрешается задавать друг другу вопросы».



Этап II. Основной



Цель: ознакомление с теоретическим материалом, формирование установки на самоанализ и обязательный успех, ознакомление с приемами релаксации.



Теоретическая информация о субличностях.



Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса.



Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти разные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, где есть «-» и «+».



С системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Если личность - это человек, то субличность - это одна из частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строится на основе каждого желания личности. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик и т.д.



У каждого человека есть набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Надо уметь эти субличности идентифицировать.



Упражнение «Круг субличностей»



Инструкция «1) Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Пример списка:



·быть здоровым;



·закончить учебу;



·достигнуть успеха в чем-то;



·быть любимым и т.д.



2) Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы все это иметь? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.



) Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда почувствуете, что записали все желания), посмотрите на список и выберите пять- шесть главных желаний. Выделите свои самые главные желания, но не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что подумают люди?»



) На листе бумаги нарисуйте круг d=20см. Внутри него круг d=3-5 см (в центре большого). Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5-6 желаний, которые являются для вас главными.



) Дайте каждому желанию, субличности индивидуальное имя. Они могут быть такими: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитный, Ученик и т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл».



Игры, в которые играют внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если они не распознаются. Одна из целей - понять сущность собственного «Я», усилить его.



Упражнение «Негативная субличность»



Субличности - это реальные потребности, в удовлетворении которых каждый из нас нуждается. но очень часто реализации планов мешают субличности с негативными голосами.



Инструкция «Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить то, что вам мешает, когда вы решаетесь на какое-либо дело. Этот внутренний голос может выступать в роли:



·«критика» (а зачем ты поступаешь так?);



·«прокурора» (нужно было сделать так);



·«упрекающего» (опять у тебя ничего не вышло);



·«авантюриста» (а что если нарушить…?);



·«саботажника» (у меня все равно не получится);



·«жертвы» (это нужно только мне, никто меня не понимает…)



Итак, сосредоточьтесь на какой-нибудь важной ситуации, которую вы бы хотели осуществить, например наладить отношения с родителями. Представьте, что ваш план осуществлен.



Теперь подумайте и ответьте, что может помешать вашему предприятию. Вообразите эту картину. Дайте имя этой негативной субличности. Заключите с ней договор. Для этого напишите несколько требований».



Вывод: признание себя хозяином своих субличностей, в том числе негативных, - ключ к личностному росту и успеху. Однако принятие своих субличностей еще не означает, что вы позволите им завладеть своим «Я».



Релаксационное упражнение «Полное дыхание»



Инструкция «Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких, спокойных выдохов.



Теперь спокойно, без особых усилий, сделайте новый вдох.



Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя».



Релаксационное упражнение «Поплавок в океане»



Инструкция «Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой.



Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане».



Релаксационное упражнение «Маяк»



Инструкция «Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащим ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берег. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет».



Этап III. Заключительный



Цель: закрепление положительной установки, ориентация на использование полученных знаний, навыков и умений в повседневной жизни.



Мнения участников о тренинге (ощущения, чувства, ожидания, навыки, знания, активность, доверие) [49].



День 2. Игра «В чем смысл жизни?»



Цель: актуализировать процесс социального самоопределения; обсудить экзистенциальные вопросы смысла и ценностей жизни, предназначения человека.



Организация игры



Игра проводиться с группой из 20-25 человек. Время проведения - 45-60 минут. Местом проведения может быть обычная классная комната.



Оборудование: бумага; маркеры; стимульный материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.



Ход игры



I. Вступление. Ведущим произноситься вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностей, об актуальности этих проблем для подростков.



II. Приглашение к игре.



1.Аргументация выбора формы игры. Роль игры в жизни человека.



2.Формирование команд (3-5 человек). Предлагаются жетоны разного цвета по выбору или другие известные другие способы деления команды.



.Объяснение правил игры



·«Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете». (Участникам предлагаются таблички с понятиями: «семья», «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу», «жизнь», «смерть» и др., а также с высказываниями великих людей о смысле жизни, ее ценностях.)



·В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, каким законам, что для них является самым главным.



·Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия.



·Подведение итогов игры. Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление, или предлагается вопрос: «На какую планету вам бы больше всего хотелось бы полететь?»



III. Заключение. Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь [14].



День 3. Профилактика конфликтных ситуаций



Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, научиться использовать навыки конструктивного общения для минимизации возможности возникновения конфликтной ситуации.



Упражнение 1 «Выпустить пар»



Инструкция «Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчики несерьезны». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «выпустить пар». Если кому-то из вас совершенно не на что будет жаловаться, то просто скажите: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно выпускать пар».



Когда круг «выпускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.



Анализ



·Что говорили?



·Какие чувства вызвали обращения в ваш адрес?



·Что удивило?



·Готовы ли вы изменить в себе то, что мешает другим?



Упражнение 2 «Подарок»



Инструкция «Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.



Каждый находит в комнате листок со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание».



Примеры пожеланий:



1.Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.



.Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.



.В споре умей выслушать собеседника до конца.



.Уважай чувства других людей.



.Любую проблему можно решить.



.Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.



.Не сердись, улыбнись.



.Посмотри на других: В тебе и окружающих так много общего.



.Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.



.Всегда внимательно выслушивай своего собеседника [53].



День 4. Тренинг «Повышение самооценки»



Цель: повысить у участников уверенность в себе, развить коммуникативные навыки.



Упражнение 1



Инструкция «Представьте себе, что вы гуляете по улице и у вас много свободного времени. К вам подходит не очень опрятно одетый парень и довольно развязно спрашивает, где тут в вашем городе можно прилично поесть и какие есть достопримечательности а заодно предлагает быть его гидом. Ваши действия».



Высказаться должны все.



Упражнение 2



Вспомнить, когда в последний раз на улице:



а) вы пытались завязать знакомство,



б) с вами пытались познакомиться: что из этого получилось?



Если сложно вспомнить что-то свое, можно поделиться теми вариантами знакомств, которые вы наблюдали (как понравившиеся так и не понравившиеся).



Обсуждение



Обсуждаются: обоснование различных схем поведения, расширение представлений каждого о возможных вариантах поведения. Сравнение ощущений: Когда вы проявляете инициативу и когда отвечаете на инициативу другого.



Упражнение 3



Каждый берет понравившуюся ему схему поведения, обязательно новую для себя, и идет знакомиться с кем-то в группе, разыгрывая случайную встречу на улице. Первый человек выходит добровольно, затем идет знакомиться тот, кого выбрали для знакомства, и т.д. Люди не должны повторяться, заканчивается упражнение, когда последний участник идет знакомиться с первым.



Упражнение 4



Предположим, что родители перестали давать вам деньги на карманные расходы или вам их не хватает. Найдите поприще (направление деятельности), где ваш дар (умения, способности) мог бы пригодиться и помочь вам заработать. Расскажите об этом.



Обсуждение



- Много ли вариантов деятельности пришло в голову?



Почему выбрали этот, что чувствуете?



Совпадает ли это направление деятельности с тем, как вы пытаетесь заработать сейчас?



Если нет, то хотелось бы попробовать, если да, то кем еще могли бы стать? [58]



День 5. Тренинг «Антистресс»



). Стресс: что это такое?



Цель: формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.



Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»



Инструкция «В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции».





УтверждениеЧастоРедкоНикогда1. Я чувствую себя счастливым0122. Я сам могу сделать себя счастливым 0123. Меня охватывает чувство безнадежности2104. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю0125. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту0126. Я склонен к грусти2107. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим2108. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте2109. Я легко расстраиваюсь210



Ключ к тесту



-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.



-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.



и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.



После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.



). Стресс и эмоции: распознание и принятие негативных эмоций.



Цель: развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.



Упражнение «Я - высказывания»



Ведущий говорит о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспокойство, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Обсудить с участниками, зачем природа наделила человека этой способностью (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).



Далее участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая - страх; третья - грусть; четвертая - апатию. По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.



Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы записываются на ватман. Примерные варианты выводов:



·злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;



·страх сигнализирует об опасности;



·грусть побуждает нас задуматься;



·апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.



Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо поговорить о том, стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.



Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например, познакомить участников с техникой «Я - высказывания».



Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести сейчас мне очень нужна». Ведущий показывает, что «Я - высказывание» позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда…» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то…» могут обидеть человека.



Для тренировки выполняются следующие упражнения. Ведущий передает мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя «Я - высказывания»:



«Твой друг опоздал на встречу с тобой…»



«Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе смешают…»



«Тебе надо доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает…»



Домашнее задание



Попробовать использовать «Я - высказывания» в ситуациях, когда они будут испытывать негативные эмоции.



Упражнение «Место покоя»



Участникам предлагается сесть удобней, закрыть глаза.



Инструкция «Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… а теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться ».



После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.



Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается написать свое место покоя или что-то, что напоминало им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение позволяет регулировать свое состояние - успокоиться и восстановить силы.



Домашнее задание



Выполнять упражнение «Место покоя», для регулирования своего состояния [46].