Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
(МКОУ «СОШ №12» ИГОСК)
Секреты успешной учёбы
через развитие памяти учащихся
(мастер-класс)
Учитель начальных классов
Гадюкина Людмила Георгиевна
станица Баклановская
2021 г.
Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности: показать различные способы тренировки памяти
Задачи мастер-класса: раскрыть актуальность темы, показать приёмы практического использования.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, шкатулка, закладки-узелки.
Ход проведения
Организационный момент. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд)
Учитель – это тонкая работа:
Он – скульптор, он – художник, он – творец!
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь ЧЕЛОВЕК – труда его венец!
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбой дороги.
А у работы нашей без сомненья,
Поверьте, не изменится названье.
И это главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призванье!
(слайд)
Постановка проблемы (цели, определение темы)
- Чтобы определить тему моего мастер-класса, настроиться на позитивную волну общения и взаимопонимания, предлагаю вашему вниманию ребусы.
(слайд) Ребусы: секрет, учение, память
- Как вы думаете, какова тема Мастер-класса?
(слайд) - Я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Секреты успешной учёбы через развитие памяти учащихся».
Актуальность
(слайд) - Актуальность данной темы возрастает из года в год в связи с увеличением объёма знаний на уроках и вне их.
В школе увеличивается поток информации, предлагаемой школьнику для изучения и запоминания. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.
Именно в начальной школе необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и наиболее точного его воспроизведения.
Передача основных элементов профессионального опыта
(слайд) «Не чудо ли память человеческая!»
- Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Человеческая память — удивительное творение природы. Не будь её, люди не смогли бы узнавать друг друга, общаться. Мы бы не помнили прошлого, не могли бы представить, что оно может существовать, и в итоге жили бы только в настоящем.
- Как вы думаете, на что похожа наша память? С какими предметами её можно сравнить?(ответы)
(слайд) Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с диском, флешкой и т.д.
Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, т.е. как будто кладём в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, т.е. накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, т.е. открываем наш волшебный сундучок.
(слайд) Виды памяти
- Память является одним из основополагающих факторов, влияющих на жизнь человека с самого детства и вплоть до глубокой старости. У кого-то она развита хорошо, кто-то страдает от того, что вечно все забывает. В любом случае память, как и любой другой навык, нужно развивать, тренировать и совершенствовать.
(слайд) Без памяти разум туп. (пословица)
- Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Младший школьник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Это лучше получится сделать с помощью игры. А также в процессе занятий рекомендуется использовать больше схем, графиков, различных рисунков.
Для развития памяти младших школьников я провожу специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.
Некоторые из них хочу вам предложить.
Практическая отработка знаний
(слайд) Упражнения на развитие слуховой памяти, которые основаны на повторении и добавлении
Три однотипных игры:
«Снежный ком». Можно задавать определённую тему, например, «Одушевлённые имена существительные»
«Подарок»
Впереди лето, отпуск, и я предлагаю вам помечтать и поиграть в «Чемодан».
Я говорю условную фразу и в конце добавляю слово. Следующий – повторяет фразу, названный предмет и добавляет своё слово.
«Я отправляюсь к побережью Крыма и положу в чемодан…… полотенце».
Таким образом, можно фронтально проверить учебный материал, например, путешествуя по природным зонам России.
слайд) Упражнения на развитие памяти через ассоциацию
«Пары слов»
Заранее заготавливаю список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь»…
Зачитываю школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называю в каждой паре первое слово, ученик называет второе.
(слайд) Словарные слова
Для лучшего запоминания словарных слов раньше приходилось больше тратить времени, используя данный приём. Авторы УМК «Перспективная начальная школа» упростили нам эту работу, подобрав нужные картинки.
(слайд) Упражнение на развитие зрительной памяти
Учащимся предлагаю посмотреть в течение 30 секунд на картинку и запомнить предметы, изображённые на ней. Потом картинку закрываю, а дети должны назвать как можно больше предметов.
(слайд) Картинки могут быть на одну букву или на разные буквы.
(слайд) Упражнения на развитие памяти через тренировку внимания
Задание: посмотри внимательно на картинку, запомни её и ответь на следующие вопросы. (Картинку закрываю)
1 Картинка – Поезд
2 Картинка - Красная шапочка
Кто лежит в кровати?
Что стоит на окне?
Сколько перекладин на спинке стула?
Который час на часах?
Сколько тарелок на полке?
Сколько свечей в комнате?
Какого цвета шторы на окне?
Какого цвета кофейник?
Что стоит на тумбочке у кровати?
(слайд) Упражнения на развитие памяти через тренировку внимания
- Предлагаю вашему вниманию игру «Буксир», которую применяю на уроках обучения грамоте и литературного чтения.
- Я сейчас буду читать вам текст, а ваша задача – внимательно следить. Если вы заметите искажение текста, то должны поднять руку, потом внести поправку. Готовы?
Россия Россия – моя Родина. Моя родная страна! На этой земле родились мои деды, родители. Здесь и я расту. На этой земле стоит наше родное село, наш дом. Лес, голубое озеро, старый сад и запах малины. Это и есть моя малая родина! |
(Правила игры: Учитель заменяет во время чтения какое-либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны заметить это искажение текста, поднять руки и внести поправку.)
(слайд) «Найдите отличия»
(слайд) Упражнения на развитие двигательной памяти
- А сейчас давайте отдохнём! Предлагаю вашему вниманию игру
«Запрещённое движение» или «Командир приказал» Попрошу вас встать, повторяйте все движения за мной, кроме этого…
(слайд) Упражнения на развитие памяти через графическое кодирование учебной информации (рисунок, схема, чертёж) применяется чаще в математике (краткая запись задач).
- Перекодирование – это способ сжимания и развертывания информации. Превращение информации из звуковой в графическую.
Графический диктант – ориентирование, отработка понятий «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
(слайд) Леонард Эйлер – швейцарский, немецкий, российский математик, живший в 18 веке. Внёс значительный вклад в развитие математики, физики, астрономии и другие науки.
(слайд) Круги Эйлера-Венна (или диаграмма) – геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Использовать можно практически на всех основных предметах.
(слайд)(слайд)(слайд)
(слайд) - Предлагаю вам посетить урок русского языка и вместе заполнить диаграмму.
(слайд) Упражнения на развитие памяти на основе мышления
Игра «Антонимы и синонимы». Участников игры делю на 2 команды.
Я называю слово. Первая команда называет синоним к данному слову, а вторая – антоним. Затем учитель называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая – синоним. И т.д.
(слайд) Кроссворды. Числовые кроссворды. Математические цепочки
(слайд) Кроссенс – упражнение на развитие памяти на основе логического и творческого мышления. Кроссенс (англ.)— это ассоциативная головоломка нового поколения, кроссворд. Ассоциативная цепочка из 9 слов. 9 квадратов-картинок; каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей; центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
(слайд) Предлагаю вашему вниманию кроссенс. Давайте вместе поразмышляем.
(слайд) Память ребенка носит кратковременный характер. Она хранит информацию более короткий срок, чем у взрослого человека. Поэтому не забывайте повторять то, что уже когда-то учили. Этому способствуют старые, хорошо проверенные временем формы и методы работы, такие как заучивание стихотворения наизусть, тренажёры.
- Сегодня я представила вашему вниманию, на мой взгляд, самые продуктивные и доступные упражнения по развитию памяти на уроках из огромного арсенала упражнений. Надеюсь, что и вы потренировали свою память. Думаю, что мой мастер-класс был вам полезен, и вы возьмёте упражнения для своей работы.
Подведение итогов
- Из древности пришло выражение «Завязать узелок на память», что означает сохранить в памяти какую-либо информацию, запомнить что-то важное и нужное. Узелок на память – это безобидное напоминание, вроде значка, написанного на руке – просто чтобы не забыть.
Я хочу вам подарить «узелки на память» в виде закладок в книги, чтобы вы помнили мой мастер-класс, сегодняшний день нашей встречи на окружном семинаре в Баклановской школе.
(слайд) Спасибо за внимание и сотрудничество!