Тема урока: «Семейство крестоцветные»
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейства Капустные, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать.
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания
Методы: Объяснение, устный опрос, беседа, рассказ, работа с книгой, докой, тетрадями.
Материалы и оборудование: учебник по биологии 7 класса, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока:
Организационный этап
Здравствуйте, ребята, садитесь. Скажите, кто сегодня дежурный и кто отсутствует? Тема нашего урока сегодня: «Семейство крестоцветные». Я надеюсь, что у нас все получится. Сегодня мы с вами будем работать по такому плану: Я проверю у вас насколько хорошо выполнено домашнее задание, затем мы с вами разберем новую тему, закрепим ее.
2.Этап всесторонней проверки домашнего задания
Карточка 1
1. Наивысшей единицей классификации живых организмов является:
1 – семейство
2 – класс
3 – царство
2. Наименьшей единицей классификации живых организмов являетя:
1 – царство
2 – вид
3 – род
3. Роды объединяются в …
1 – порядки
2 – семейства
3 – классы
4. Как называется номенклатура, предложенная Карлом Линнеем?
1 – одинарная
2 – бинарная
3 – тринарная
5. Характерные черты класса Однодольные:
А. Стержневая корневая система
Б. Мочковатая корневая система
В. Листья простые сидячие
6. В номенклатуре Карла Линнея название растения составляют:
1 – род и семейство
2 – род и вид
3 – вид и порядок
7. К классу Однодольные относится семейство:
1 – Бобовые
2 – Розовые
3 – Злаки
8. Зародыш с двумя семядолями относится к классу:
1 – Однодольные
2 – Покрытосемянные
3 – Двудольные
9. Деревья и кустарники относятся к классу:
1 – Однодольные
2 – Крестоцветные
3 – Двудольные
10. Корневая система мочковатая у класса:
1 – Двудольные
2 – Двудольные и Однодольные
3 – Однодольные
Карточка 2
1.Классификацию растений изучает:
А. палеоботаника
Б.систематика растений
В. Анатомия растений
2. Основы классификации растений разработал:
А. Мендель
Б. Линней
В. Рей
3. Основой единицей классификации растений является:
А. Популяция
Б. Вид
В Царство
4. В отдел Покрытосеменные входят классы:
А. Голосеменные и однодольные
Б. Однодольные и Двудольные
В. Двудольные и Голосеменные
5. Основные отличительные признаки классов цветковых растение
А. строение цветка и семени
Б. форма листа и его жилкование
В. Тип корневой системы
6. На сколько классов классифицируют цветковые растения?
А. два
Б. три
В. четыре
7. Характерные черты класса двудольные:
А. Стержневая корневая система
Б. Мочковатая корневая система
Листья простые или сложные с черешком
8. К классу Однодольные относится семейство:
А. Бобовые
Б. Розовые
В. Злаки
9. Деревья и кустарники относятся к классу:
А. Однодольные
Б. Крестоцветные
В. Двудольные
10. К классу Однодольные относится семейство:
А. Бобовые
Б. Розовые
В. Злаки
Первый человек. Какие единицы классификации выделяют, Вклад Линнея в классификацию растений? Какие классы цветковых растений выделяют?
Второй человек: характеристика однодольных растений? Какие семейства выделяют?
Третий человек: человек: характеристика двудольных растений? Какие семейства выделяют?
3 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Какой всем известный овощ является кладязем витаминов?
Как называется этот овощ?
Капуста является одним из представителей семейства крестоцветные или капустные.
4. Этап усвоения новых знаний
К классу Двудольные принадлежит семейство Капустные
1. Положение семейства в системе органического мира.
К семейству Капустные (Крестоцветные) относятся более 3 тыс. видов однолетних, двулетних и многолетних растений.
Расселены Карустные по земному шару крайне неравномерно. В основном произростают в умеренной зоне северного полушария.
2. Общая характеристика растений семейства Капустные. Объяснения учителя
Общая морфологическая характеристика семейства:
1. Формула цветка: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1
2.Лепестки расположены крест-накрест (отсюда название). 3. Соцветие – кисть.
4. Плод – стручок или стручочек.
5. Листья расположены поочередно или собраны в розетку.
Всем растениям семейства Капустные свойственны общие признаки. Для этой семьи характерны цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные, один пестик. Соцветие - кисть.
Плоды - стручки или стручечки. Длина стручочков в 2-3 раза больше ширины. Листья крестоцветных расположены на стебле поочередно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые; у некоторых растений образуются корнеплоды.
И
спользование Крестоцветных
Пищевые раст. Кормовые и масличные декоративные
Капуста белокочанная рапс, горчица, турнепс левкой,
вечерница
Брюссельская
Кольраби, цветная
На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно эта листовая капуста стала родоначальницей многочисленных сортов капусты. Листовая капуста была известна ещё в 4–3 веке до нашей эры. Постепенно появились кочанные сорта. С тех пор капуста является одним из наиболее часто употребляемых в пищу продуктов питания.
5.Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала
1.Представители семейства крестоцветные:
А.чеснок
Б. турнепс
В. Капуста
Г. Рапс
Д. Левкой
ОТВ: б, в, г, д
2.Тип соцветия семейства крестоцветные
А. зонтик
Б.метелка
В.кисть
Г.колос
Д.щиток
ОТВ:в
3.Тип плода семейства Крестоцветные
А. костянка
Б. стручок
В. Семянка
Г. Орешек
Д. кочан
ОТВ: б
4. Значение семейства крестоцветные
А. лекарственные
Б. медоносы
В.корм для скота
Г. Масличные
Д. продукт питания человека
ОТВ: а, б, в, г, д.
5. Плод стручок, цветки с крестообразно расположенным 4 лепестками характерны для
А.однодольных
Б. злаков
В. Крестоцветных
ОТВ:в
6. Капуста – представитель семейства
А. бобовых
Б. однодольных
В.крестоцветных
ОТВ:в
7.К дикорастущим растения относятся
А.Шиповник
Б.пастушья сумка
В.фасоль
ОТВ:б
8.Пастушья сумка –
А.сорняк
Б.культурное растение
В.огородная культура
ОТВ: а
7. Этап закрепления нового материала
Проводится на компьютере, нужно по определенному признаку выбрать лишнее растение
8. Подведение итогов занятия
Сегодня мы познакомились с характеристикой растений семейства крестоцветные, рассмотрели типичных представителей и их использование
9. Этап рефлексии
Сейчас я вам раздам смайлики , опишите свое отношение к уроку