СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколенния

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколенния»

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.


Ещё в прошлом столетии Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Проблемами духовности и нравственности занимались как зарубежные (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель,), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.С.  Братусь, В.А.Сухомлинский). В  немецкой классической философии   на  основы  духовности  и  нравственности   обратили  внимание   И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах.

 Б.С.Братусь  в  своей  работе  «Психология. Культура. Нравственность» признает многообразие, противоречивость, сложность человека и его внутренней жизни.  Обращение к понятиям духовности  и нравственности  в связи с проблемами обучения и воспитания он   считает  особенно актуальным, так как  они   отражают  содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний.

Одна из главных задач нравственного воспитания - формирование активной жизненной позиции личности, которая включает в себя познание окружающих явлений, их оценку с точки зрения ее убеждений и ценностных ориентаций, а также обстоятельный выбор способа поведения в определенных обстоятельствах. Такое сложное психологическое образование полагает длительную и разностороннюю воспитательную работу с самого раннего детства: развитие нравственных чувств, убеждений, системы ценностных ориентаций, трудовых навыков, воли, характера, правил поведения и норм общения с другими людьми и т.п. Осуществлять указанную работу, призваны все звенья системы воспитания: семья, школа, детские учреждения и организации

Среди всех звеньев системы воспитания семье принадлежит особая роль, так как именно в ней закладываются духовно-нравственные основы личности подрастающего человека. Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека".

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период "первоначального фактического складывания" личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований.

Важнейшей функцией семьи в воспитании ребенка является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости и т.п.), эмоционально - ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются «первые представления о хорошем и плохом, прекрасном и безобразном, добром и злом закладываются основные потребности личности». Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви, уважения к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления личности семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В век передовых технологий, когда дети с малых лет предоставлены планшетам и смартфонам и с экрана телевизора на детей давят западные мультфильмы, мы то и дело наблюдаем, как стирается тонкая нить духовности, с которой пришёл ребёнок в этот мир. И наша задача, удержать в детях этот свет, показать, как богат мир вокруг, и что богатство, это не только материальные ценности, а богатство, это природа, это люди, это наша Родина в целом.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Поэтому ребенок с первых лет жизни должен и сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, обычаи, и конечно, испытать чувство национальной гордости за свое Отечество.

Воспитание в детях любви к Отчизне - это знание истории народа Российской Федерации, его культуры, обычаев и обрядов, что поможет в дальнейшем детям с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Не секрет, что чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Город, в котором живет ребенок для него особый. Это родной город, со своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Именно с него начинается та великая Родина, великая Россия в которой он живет. Поэтому, мы, в первую очередь, воспитываем у детей любовь к малой Родине, к своему Отечеству, гордость за свою страну, доброжелательное отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Мы воспитываем в детях не только настоящих патриотов своей страны, любящих свой край и свое Отечество, но и людей с уважением относящихся к культуре и обычаям других народов.

Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Первая школа воспитания растущего человека - семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Полноценное воспитание дошкольника может происходить только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Одной из эффективных форм взаимодействия воспитателей и семьи является организация группового семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Семейный клуб имеет большое значение, и для укрепления партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и воспитателями.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» - эта простая истина послужила толчком для создания нашего клуба «Берегиня» в том виде, в котором он существует сейчас, и выбора тем для новых встреч.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) нам представилось возможным выдвижение следующей гипотезы:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться   повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Мы считаем, что семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.

Целью семейного клуба «Берегиня» является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в детском саду и семье.

Задачи клуба:

-Оказание психолого-педагогической помощи родителям.

-Повышение педагогической культуры родителей.

-Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

-Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба, так и в процессе проведения встреч.

Мы обсудили необходимость создания семейного клуба, разработали правила поведения родителей на встречах. Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей:

контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;

принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

на протяжении всей встречи выступать в разных ролях: партнер, помощник;

быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Также определена периодичность проведения встреч: 1 раз в квартал, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам), так и для родителей.

Содержание взаимодействия родителей и педагогов подбиралось по запросам семей, а также согласно целям и задачам, и нашло отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба.

Народные игры

Мастер- классы

Презентации и слайд-шоу

Совместные акции

Выставки

Творческие конкурсы

Консультации

Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.

В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями, направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:

участие в работе клуба на добровольной основе;

общение строится на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах симпатии, толерантности;

проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.

Клуб включает в себя направления:

1. Культурно - досуговое:

-  организация семейного досуга,

-  организация конкурсов и выставок,

2. Образовательно-просветительское:

- консультации;

- психологические тренинги;

- практикумы

- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

3. Спортивно-оздоровительное:

- спортивные соревнования, эстафеты, игры;

- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний.

Главным критерием эффективности клубной работы является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду. Немаловажным критерием эффективности является и то, что дети познают новое в форме игры. Родители же начинают понимать значимость игры, как основного наиважнейшего вида детской деятельности.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой инновационную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

 Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов - детского сада и семьи.

Патриотическое воспитание осуществляется в том числе и через чтение книг. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Для эффективного решения данной задачи и приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2017 году был заключен договор о взаимодействии ДОУ с детской городской библиотекой №2, расположенной на улице Коммунистической, д. 46. Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотеки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;

• формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

• развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;

  • формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны,

осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;

  • повышение педагогической компетентности родителей.

Неравнодушные, знающие свое дело работники библиотеки Ирина Алексеевна, Юлия Сергеевна и Елизавета Михайловна так заинтересовали ребят, что мы с ними стали встречаться каждый месяц и провели следующие совместные мероприятия, в которых активное участие принимали родители воспитанников:

  • Составили план взаимодействия с городской детской библиотекой

  • Провели экскурсию в городской детской библиотеке

  • Организовали познавательные занятия: «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Полевской – город мастеров»,

«Уральские писатели»

  • Стали участниками акции «Мы - читатели библиотеки» (дети подготовительной группы становятся читателями

библиотеки, берут книги для чтения в группе)

  • Провели новогоднюю викторину «Возникновение праздника Новый год в России»

  • Участвовали в патриотическо - игровых программах: «Наша армия сильна! Охраняет мир она». «Защитник земли

Русской»

  • Провели игровой час «Как на масленой неделе»

  • Провели историко - патриотический час «Земля героев»

Кроме этого проводились в группе ежедневные беседы «Рассказ о прочитанной книге», «Что нового на улице моей?», «Выходные с семьей»; сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Читальный зал», «Книжкина больничка». Отражались впечатления от встреч с сотрудниками библиотеки, о прочитанных книгах в рисунках, лепке, ручном труде, конструировании. Размещалась следующая информация на сайте ДОУ: консультации по поддержке детского чтения, памятки «Что читать детям», «Читайте вслух каждый день», рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Совместно с родителями были организованы выставки детских книг «Любимые книги моей семьи», «Уральские писатели», «Книги о войне», совместные детско-родительские чтения, пополнился книжный уголок в группе. Провели познавательно – игровое занятие «Град Полевской», театрализованно – игровые программы «Зимние забавы на Руси», «Весенний переполох накануне 8 марта», интеллектуально – познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Вместе мы сильны». Лучшие читательские семьи поощрялись в торжественной обстановке.

В результате, проведенных мероприятий:

  • дети умеют рассказывать о своем родном городе;

  • знают свой домашний адрес, название города, области;

  • знают названия близлежащих улиц;

  • краткие сведения об истории города;

  • имеют представление о Президенте, Правительстве России;

  • о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;

  • имеют представление о родном крае: о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, о

Земле, о людях, живущих на нашей земле, о труде взрослых, государственных праздниках, о школе, библиотеке и т.д.;

  • знакомы с книгами, стихами, произведениями искусства уральских писателей, поэтов и художников.

Объединившись вместе, родители, педагоги и библиотекари через книгу прививают любовь к отчиму краю, ведь патриотические чувства не возникают сами по себе. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, образованные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать в полном смысле этого слова, с пеленок, когда эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, поэтому необходимо выработать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Нет сомнения в том, что для каждого ребенка детство - это такая пора в развитии личности маленького человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж этот маленький гражданин, зависит степень его вхождения в современное общество. Поэтому для всех нас очень важно научить ребенка любить свою Родину, свое Отечество.

Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для

формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса и любви к своей малой Родине.

Закончить хочется словами Льва Николаевича Толстого

«У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и

могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю…Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».