Семинар «Популяризация профессий в рамках РДШ».
Цель Российского движения школьников – «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».
В соответствии с провозглашенной целью выделяются основные направления деятельности РДШ: Военно-патриотическое направление; Информационно – медийное направление; Гражданская активность; Личностное развитие.
Личностное развитие включает три направления: популяризацию здорового образа жизни, творческое развитие и популяризацию профессий. Я бы хотела остановить ваше внимание на таком направлении, как популяризация профессий.
Популяризация профессий включает в себя:
Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Популяризация научно-изобретательской деятельности;
Поддержка и развитие детских проектов;
Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организации
Успешная реализация деятельности по направлению «Популяризации профессией» Российского движения школьников способствует расширению информированности обучающихся в многообразии профессии, как рабочих, так и высокотехнологичных, и наукоёмких, как в особенностях регионального рынка, так и с учетом современных интеграционных и миграционных процессов, это позволяет сориентироваться и сделать осознанный выбор профессии, своего будущего, будущего своей страны. Весь спектр деятельности Российской организации РДШ направлен на воспитание и развитие современных обучающихся, на содействие формированию личностного потенциала Гражданина России, живущего и действующего в соответствии с российской системой ценностей.
Надо отметить, что современное состояние общества, социально-экономические преобразования, демократизация, особенности региональных рынков труда, актуальность проблемы дефицита рабочих и узкоспециализированных кадров, вызванная, в том числе, отсутствием интереса в молодежной среде к получению «мало престижных» профессий, усилий, востребованность в области воспитания обучающихся в части популяризации разнообразных профессий, что способствует формированию осознанного выбора профессии на основе системы ценностей российского общества.
Задачи, решаемые на уровне первичного объединения по направлению РДШ «Популяризация профессии»:
1. Стимулирование и мотивация обучающихся к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий.
2. Формирование у обучающихся представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития.
3. Формирование универсальных компетенций у обучающихся, способствующих эффективности в профессиональной деятельности:
- способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия;
- способности работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным и культурным различиям;
- способности к самоорганизации и самообразованию.
В связи с заявленными задачами обозначим направления деятельности движения на уровне первичного объединения:
1. привлечение обучающихся, мотивация и поддержка их личностного развития и профессионального выбора, посредством участия в мероприятиях, проводимых РДШ.
2. Информационное обеспечение, организация работы и воспитательное сопровождение познавательной активности обучающихся.
3. Организация и сопровождение личностно-профессионального развития обучающихся, создание условий для формирования и развития универсальных компетенций обучающихся.
При организации первичной деятельности по направлению «Популяризация профессий» необходимо учитывать некоторые особенности и понимать различие между понятиями «Профессиональная ориентация» и «Популяризация профессий».
Профессиональная ориентация – это комплекс разного вида мероприятий и активностей, направленных на формирование у человека профессионального профиля. Это множество психологических методик для типирования личности, правильного выбора профессии. Заниматься профориентацией в полноценном объеме должен специалист, имеющий профильное образование, профессиональные компетенции и соответствующие функциональные обязанности, который обладает определенным уровнем психологической грамотности, хорошим, практическим знанием этих методик (чаще все с высшим психологическим, психолого-педагогическим или педагогическим образованием).
«Популяризация профессией» - это в большей мере информирование и расширение кругозора обучающихся в мире профессии, в региональных особенностях рынка труда.
Основная деятельность руководителя – это организация мероприятий, обеспечивающих интерес обучающихся к миру профессий; расширению представлений и знаний о сферах трудовой деятельности, о карьере, об основных закономерностях профессионального развития; создание условий, способствующих формированию у обучающихся универсальных компетенций, которые необходимы для освоения и эффективности в любой профессиональной сфере. В частности, это повышение престижа "рабочих" профессий, в которых общество испытывает огромную потребность (это касается и Москвы, и регионов в равной мере) и высокотехнологичных профессий, требующих серьезного уровня подготовки, не забывая при этом профессий "среднего" звена. Поэтому программа работы вожатого должна в первую очередь включать мероприятия, которые позволят детям на практике познакомиться с конкретными профессиями (учитывая региональный рынок труда и востребованность). Очень важно проводить занятия совместно со специалистами - работниками центров занятости, рекрутерами, специалистами порталов поиска работы. Необходимы выезды на практику в крупнейшие предприятия региона (особенно хорошо выезжать в комплексы, где дети смогут одновременно увидеть весь цикл производства и разные специальности - от экономиста до сварщика). По возможности, организовать практикумы.
Способы и методы организации первичной деятельности по направлению (привлечение, мотивация и информационное обеспечение)
Основываясь на рассмотренных выше особенностях, которые необходимо учитывать при организации деятельности по направлению «Популяризация профессий», обозначим основные способы привлечения и мотивирования обучающихся:
Встречи - беседы с обучающимися.
Цель таких встреч: привлечение и мотивация обучающихся к активному участию в мероприятиях, познанию профессионального разнообразия и формирования профессиональной ориентировки на городских и региональных рынках труда. При планировании и подготовке таких бесед вожатый должен, как отмечалось, ранее учитывать возрастные особенности целевой аудитории (обучающихся); сотрудничать с администрацией школы, педагогическим коллективом, чтобы иметь возможность знать об особенностях данного школьного коллектива, их заинтересованности и успешности в тех или иных предметах и видах деятельности, наличии профессионально-ориентационной работы, проводимой с обучающихся, а так же иметь возможность привлечения партнерских РДШ организаций, организации дополнительного образования.
Итак, для проведения встречи вожатый должен учитывать: особенности целевой аудитории (возраст, интересы и т.п.), временные ресурсы (сколько времени отведено на встречу-беседу), технические возможности (место встречи, наличие мультимедийного оборудования и т.п.).
Примерный сценарий встречи-беседы:
1. Приветствие и представление.
2. Интерактивный вводный диалог с аудиторией о мире профессий, особенностях региона, профессиональных предпочтениях обучающихся.
3. Информирование обучающихся о направлении «Популяризация профессий», об образовательных мероприятиях (мастер-классах, интерактивных играх, встречах с людьми разных профессий и др.), проектной профессиональной деятельности и event-мероприятиях (конкурсах, флешмобах, олимпиадах и т.п.). Иногда, в качества PR-деятельности лучше выбрать 2-3 ярких мероприятия, которые заинтересуют данную аудиторию. На этом этапе, по возможности, желательно так же привлечь учителей-предметников (которые обозначат связь школьного предмета с дальнейшей профессиональной реализацией в той или иной сфере), партнеров программы РДШ, которые предлагают базы и программы для расширения кругозора и навыков обучающихся и других профессионалов, способных увлечь обучающихся к познанию мира профессий.
4. Ответы на вопросы обучающихся.
5. Оставить контактную информацию, раздаточный материал о различных мероприятиях, а также предложить заинтересованным обучающихся оставить свои координаты для установления связи.
2. Информационное обеспечение привлечения и мотивации обучающихся осуществляется по средством размещении информации на сайте школы, сети Интернет, социальных сетях, раздаточного материала с презентациями и приглашениями к участию в различных мероприятиях, проводимых РДШ. Это должны быть достаточно привлекательные, яркие и краткие информационные сообщения с указанием контактной информации (чаще всего в интернет-сети).
Мотивирование обучающихся должно касаться таких аспектов как:
- расширение кругозора, с целью профессиональной ориентировки в современных социально-экономических условиях. Это информация о различных профессиях наиболее востребованных в городе или регионе, редких профессиях, высокотехнологических профессиях требующих узкоспециализированной подготовки, рабочих профессиях и т.п., чаше реализуется в образовательных мероприятиях и программах (интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми);
- формирование и развитие обучающимися универсальных компетенций, наличие которых даст возможность быть эффективным специалистом практически в любой области, это какие компетенции как: успешная коммуникация; плодотворная работа в любом коллективе; способность к самоорганизации и самообразованию. Указанные компетенции формируются и развиваются в различных мероприятиях, проводимых РДШ по направлению «Популяризация профессий», но особенно в участии мероприятий по научно-изобретательской деятельности, в различных детских профессиональных проектах;
- способности к самоорганизации и самообразованию, через реализацию личностного потенциала и общественное признание. Наиболее способствует этому участие в профильных событиях (фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов), организуемых РДШ.
В структуру деятельности на уровне первичного объединения (старшего вожатого) в школе на направлению «Популяризация профессий» закладываются мероприятия, проводимые учредителями; учитывается годовая сетка дней единых действий; составляется вариативный годовой план конкретного первичного объедения, учитывающий основные мероприятия, организуемые первичным объединением РДШ.
Годовой план составляется в начале учебного года, согласуется с региональным координатором, так же учитываются пожелания администрации школы и возможности привлечения партеров РДШ к мероприятиям. Вариант годового плана представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Вариант годового плана первичной организации
Дата проведения мероприятия | Название события (день единых действий/мероприятие первичного объединения) | Проводится: - На уровне первичного объединения; - с привлечением партнёров РДШ, приглашенных профессионалов | Возрастная категория обучающихся |
| | | |
| | | |
Таблица 2
Сводная таблица структуры деятельности по направлению
«Популяризации профессий»
Структура деятельности | Ключевые задачи | Направление деятельности | Мероприятия проводимые РДШ |
Мотивационно-целевой блок | 1. Стимулирование и мотивация обучающихся к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий. | 1. Деятельность старшего вожатого по привлечению обучающихся, мотивация и поддержка их личностного развития и профессионального выбора, посредством участия в мероприятиях, проводимых РДШ. | 1. Встречи - беседы вожатых с обучающимися 2. Информационное обеспечение привлечения и мотивации обучающихся |
Операционно-регулирующий блок Контролирующий блок | 2. Формирование у обучающихся представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития. 3. Формирование у обучающихся универсальных компетенций, способствующих эффективности в профессиональной деятельности: - способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия; - способности работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным и культурным различиям; - способности к самоорганизации и самообразованию. | 2. Информационное обеспечение, организация работы и воспитательное сопровождение познавательной активности обучающихся. 3. Организация и сопровождение личностно-профессионального развития обучающихся, создание условий для формирования и развития универсальных компетенций обучающихся. | 1. Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на популяризацию профессий и определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; 2. Популяризация научно-изобретательской деятельности, поддержка и развитие детских проектов; 3. Организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. |
Составление критериев эффективности деятельности на уровне первичного объединения, базируется на позиционируемых задачах, направлениях деятельности, и проводимых мероприятий РДШ. Таки образом, планируя участие обучающихся в мероприятиях, проводимых РДШ, необходимо учитывать возрастные особенности (8-12, 13-15, 16-18 лет) и становление профессионального интереса, и при получении «обратной» связи так же необходимо опираться на эту информацию. Это следующие критерии эффективности (способы и методы учёта и контроля деятельности):
Для возраста 8-12 лет наиболее характерно подражание взрослым, а также важна мотивация достижения, поэтому наиболее логично и эффективно будет их участие в различных образовательных мероприятиях и программах, расширяющих представления о профессиях, обогащение этих представлений с точки зрения содержания видов труда, «воображения» себя в определенной профессиональной среде, «проб» в игровой форме. При привлечении школьников этого возраста к проектной деятельности и участии в профильных событиях (конкурсов, олимпиад) нужно рассчитывать сложность задачи, таким образом, чтобы обучающиеся реально могли справиться, и достигнуть определенных результатов.
Критерии эффективности деятельности по направлению для возраста 8-12 лет:
1. Организационные (количественные):
- Количество мероприятий, в которых задействованы участники первичного объединения;
- Количество участников мероприятий.
2. Функциональные (содержательные, качественные):
- Участие в разнообразных мероприятиях – образовательных, проектных, событийных.
- Положительная обратная связь обучающихся об участии в мероприятиях РДШ (анкетирования, опросы, дневники, индивидуальные планы развития, карты развивающих действий и др.).
Для обучающихся этого возраста можно предложить заполнение анкет или опросы после проведенных мероприятий. Также, возможно, ведение дневника, в котором обучающийся фиксирует посещенное образовательное мероприятие, основную цель (или идею) данного мероприятия, полученную информацию и своё мнение. При участии в проектной деятельности или событийном мероприятии так же фиксирует как непосредственно свою деятельность, так и результативность этого участия.
Можно предложить вопросы для анкеты обратной связи по типу «Незаконченные предложения»:
- Сегодня я узнал новое о….
- мне понравилось, что….
- полезным и интересным было…
- запомнилось ярче всего…
- неудачным было…
Или закрытые вопросы с вариантами ответов:
- сегодняшнее мероприятие было (выбери один вариант ответа):
- очень интересным и захватывающим;
- интересным и запоминающимся;
- иногда интересным, иногда нет;
- не очень интересным;
- не интересным.
Или предложить написать свои пожелания к мероприятию, проведению ещё такого и приглашению каких людей или о каких профессиях ты хотел бы узнать ещё.
N.B. Ещё раз обратим внимание – данной возрастной категории необходимо испытать чувство успешности в любой деятельности.
Обучающиеся 13-15 лет, в этом возрасте формируют нравственное отношение к труду, а также уделяют большое внимание «внешним» признакам, атрибутам и формам. Для мальчиков важны признаки «мужественности» профессии: особенности деятельности, форма и др. компоненты (это военные профессии, представители власти, управленцы высшего звена и т.п.), а современные девочки всё же в большей степени ориентируется на «женственные» профессии (актрисы, певицы, модели и т.п.). В этом возрасте очень важна возможность получения разнообразного профессионального опыта и знаний, поскольку это не просто возраст «поиска», это в большей степени «поиск» и развитие своих способностей, а способности проявляются в деятельности. Чем больше возможностей «попробовать» себя в различных видах профессионально деятельности, тем с большим успехом можно определить свои способности. В связи с вышесказанным, вероятно, учащимся средней школы нужно больше предоставлять возможности участия в проектной деятельности и событийных мероприятиях – конкурсах, флешмобах и др. где смогут «проявить» себя.
Критерии эффективности деятельности по направлению для возраста 13-15 лет:
1. Организационные (количественные):
- Количество мероприятий, в которых задействованы участники первичного объединения;
- Количество участников мероприятий.
2. Функциональные (содержательные, качественные):
- Участие в разнообразных мероприятиях – образовательных, проектных, событийных.
- Положительная обратная связь обучающихся об участии в мероприятиях РДШ (анкетирования, опросы, дневники, индивидуальные планы развития, карты развивающих действий и др.).
Также как и для обучающихся младшего возраста можно разработать анкету обратной связи. А ещё, для обучающихся данного возраста можно разработать «Индивидуальный план развития», который даст возможность подросткам фиксировать участие в различных мероприятиях и степень своей успешности. Примерные пункты «Индивидуального плана развития»:
1. Формулирование и согласование целей развития (например, универсальных компетенций или профессиональных для какого-либо вида трудовой деятельности);
2. Планирование развития (планирование участия в определенных мероприятиях предлагаемых РДШ);
3. Реализация плана развития (активное участие в образовательных и/или событийных мероприятиях, проектной деятельности);
4. Оценка результатов развития (например, приобретение навыков, успешности деятельности, призовые места на конкурсах или олимпиадах и др.)
N.B.Для данной возрастной категории важно найти «свою» деятельность, что бы иметь возможность проявить способности.
Обучающиеся 16-18 лет, несмотря на необходимость уже делать определенный профессиональный выбор, который обуславливает комплекс предметов для сдачи ЕГЭ, характеризуются расплывчатым представлением о своем профессиональном будущем, сложность обоснованного выбора также связана с формированием эмоциональной привлекательности определенных профессии, нереального стереотипного отношения к карьерному росту.
Поэтому при работе с обучающимися данного возраста вожатый РДШ может привлекать их для организации и проведения образовательных мероприятий для младших возрастных групп (разработке интерактивных игр, с целью популяризации профессий; организации мастер-классов и приглашения интересных людей для встреч и открытых лекций). В проектной деятельности в этом надо участвовать более осознанно, это дает возможность развивать не только универсальные компетенции, но и профессиональные компетенции в том виде деятельности или направлении выбор, которого обязателен для учащихся этой возрастной группы. Участие в различных событийных мероприятиях даст возможность приобрести необходимый профессиональный опыт, расширит границы профессиональных знакомств – нетворкинга, повысить общественное признание профессиональной направленности будущего студента.
Критерии эффективности деятельности по направлению для возраста 16-18 лет:
1. Организационные (количественные):
- Количество мероприятий, в которых задействованы участники первичного объединения;
- Количество участников мероприятий.
2. Функциональные (содержательные, качественные):
- Участие в разнообразных мероприятиях – образовательных, проектных, событийных.
- Обратная связь обучающихся об участии в мероприятиях РДШ (анкетирования, опросы, дневники, индивидуальные планы развития, карты развивающих действий и др.).
Для обучающегося старшего возраста необходима информация уже больше не о профессиях, а о карьере, этапах карьеры, видах, понятии «карьерный рост». И информирование о том, что любой карьерный рост связан с наличием определенных для выбранной профессии компетенций. Основываясь на этом старшекласснику можно помочь составить «Карту развивающих действий».
Первым этапом при составлении такой карты должно быть определение сильных сторон обучающегося, возможные слабости или трудности, необходимые навыки или умения, для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Постараться сформулировать как можно четче этот навык или компетенцию.
Вторым этапом, является составление «Карты развивающих действий» для конкретного навыка или компетенции. Пример «Карты» в таблице 3.
Таблица 3
«Карта развивающих действий»
Стратегии развития | Конкретные действия | Контрольные сроки |
Развитие в школе, участие в образовательный мероприятиях | Посещение и углубленное изучение какого предмета; Подготовка материалов, организация совместно с вожатым РДШ образовательного мероприятия для младших обучающихся | |
Участие в проектной деятельности | Фиксируется участие в конкретном проекте | |
Участие в событийных мероприятиях | Печень фестивалей, конкурсов, олимпиад и т.п. | |
Саморазвитие | Книги и т.п. | |
N.B. Итак, для обучающихся старших классов важно определиться с профессиональным полем деятельности и начинать развивать навыки и компетенции, необходимые для успешности в данном направлении.
Алгоритм деятельности вожатого по направлению «Популяризация профессий».
Основными функциями вожатого в направлении деятельности являются организационная, коммуникативная, функция методического обеспечения и воспитательная функция - носителя духовной культуры. Поэтому при выборе тематики мероприятий вожатый должен в первую очередь ориентироваться на главную цель Российского движения школьников в целом, и на задачи направления «Популяризации профессий» в частности. Начиная любой вид деятельности по направлению вожатому желательно придерживаться следующего алгоритма:
1. Четко поставить цель мероприятия, например, получение обучающимися новых знаний в конкретной сфере или расширение уже имеющихся навыков в более сложной ситуации, приобретение учащимися определенных компетенций и т.п.
2. Планирование мероприятий должно учитывать:
- количество участников (обучающихся и др.), их возрастные особенности;
- кто будет проводить мероприятие и/или участвовать в нём: сам вожатый, приглашенные лекторы или «мастера своего дела» - известные профессионалы, партнеры РДШ, учредители, организаторы событийных мероприятий и др. Можно привлекать старшеклассников для проведения мероприятий у учащихся младших классов;
- время и место проведения мероприятия;
- необходимость мультимедийных средств, оргтехники или раздаточно-стимулирующего материала и т.п.
3. Непосредственно организация мероприятия заключается в подготовке (основываясь на предыдущих пунктах) и проведении самого мероприятия.
4. Аспект стимулирования (или мотивирования) в большей степени касается познавательной активности и непосредственной деятельности обучающихся как участников проводимых мероприятий. Это могут быть различные методы и техники, такие как интерактивное взаимодействие во время мероприятия, получение обратной связи, отзывов, стимулирование обучающихся к самостоятельным выводам и резюмированию мероприятий и др.
5. Контроль подразумевает руководство мероприятием, оценку эффективности проведенного мероприятия, самоанализ вожатого и т.п.
Таким образом, при формировании программы обязательно нужно учитывать возрастные особенности развития обучающихся, а также возможность привлечения партеров РДШ, специалистов-профессионалов, интересных людей. Первичному объединению стремиться принимать участие в организованных событиях на региональном и федеральном уровнях.
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Примеры моделей мероприятий
Интерактивная игра «Суд»1.
Краткий алгоритм
Цель: всесторонний подход, анализ и обсуждение конкретной профессии обучающихся.
Возрастная аудитория: 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: около 45 минут, канцелярские принадлежности, инструкции участников.
Темы для интерактивной игры: обсуждение выбора различных профессий (популярных и престижных; современных, рабочих и др.): это могут быть совершенного различные профессии - врач, рыболов, нефтяник, охранник, урбанист-эколог, агрокибирнетик2 и др.
Обязательно – обсуждение не самой профессии (плохая или хорошая), а именно ВЫБОРА этой профессии – положительные стороны, трудности и сложности самой профессий, особенности этапов получения профессии, возможности карьерного роста и т.п.
Структура (или процедура и этапы) проведения:
Подготовка к игре
Вожатый активизирует самостоятельный выбор группой обучающихся, выполняющих следующие роли - судья и народные заседатели, прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты. Затем свидетелей обвинения выбирает прокурор, а свидетелей защиты - адвокат. Задача обвинения – сформулировать обвинения «против» ВЫБОРА предлагаемой профессии, задача защиты – сформулировать аргументы «за» данную профессию (в пользу её). Обвинения и защита получают время для подготовки своих выступлений. Можно предложить, как достаточно распространённые профессии, так и «редкие», «новые» профессии, или рабочие профессии и т.п. В процессе подготовки обучающихся необходимо будет в краткие сроки собрать «информацию» об этой профессии, поэтому разрешается пользоваться интернетом, библиотекой и другими источниками информации.
Организатором (основным модератором) становиться судья (очень важен выбор обучающегося на эту роль). Он и следит за регламентом, регулирует процесс и этапы игры.
Обсуждение
Что нового вы узнали об обсуждаемой профессии? О необходимых качествах и компетенциях, которыми нужно обладать, чтобы быть успешным в данной профессии? Какие могут быть медицинские противопоказания к работе по данной профессии? Какие сложности или трудности могут возникнуть при обучении, карьерном продвижении? и т.п.
Методические рекомендации
Как уже говорилось ранее нужно обсуждать именно ВЫБОР определенной профессии. В этой интерактивной игре наибольшая ответственность ложиться на судью, адвоката и прокурора. Для наибольшей активности обучающихся и успеха игры на эти роли лучше подходят учащиеся с хорошими ораторскими способностями, лидерскими задатками, эрудированные и быстро реагирующие на «трудные» ситуации. Поэтому вожатому их контролировать, а по необходимость корректировать (мягко и тактично предлагать кого-то) самостоятельный выбор обучающихся на данные роли. Обвинению и защите отводиться определенное время для обсуждения, сбора информации и подготовки к речи, возможно, потребуется некоторая помощь вожатого для планирования и структурирования своего выступления.
Вожатый может выбрать себе роль. Например, журналиста, задавая разные вопросы, или сыграть роль независимого эксперта, чем может внести большую активность в процесс игры.
Инструкции для участников
Обвинение
Прокурор – это сторона обвинения. В начале заседания суда получает слово именно прокурор. Он представляется и произносит «обвинительную речь» где перечисляет профессиональные вредности, особенности деятельности, сложности при получении профессии, трудности карьерного роста и т.п. После обвинительной речи прокурора приглашаются свидетели обвинения. После выступления свидетелей кратко формулируется обвинение. Примерные идеи для обвинения: данная работа не связана с работой в команде и подходит только для интровертов; что бы работать по этой профессии нужно получать образование в течении более чем 10 лет; трудовая деятельность проходит во вредных условиях и т.п.
Свидетели обвинения дополняют, уточняют или приводят ещё новые «доказательства» против ВЫБОРА данной профессии, поддерживают сторону обвинения. Прокурор вызывает свидетелей обвинения и представляет их.
Защита
Адвокат – основная роль стороны защиты. Слово получает после обвинения. Представившись, произносит оправдательную речь – рассказывает «плюсы» выбора обсуждаемой профессии, её достоинства, возможности карьерного роста и перспективы, актуальность в современном обществе или на региональном рынке. Затем адвокат вызывает свидетелей защиты. После выступления защиты кратко формулируется вывод. Возможно, на этом этапе допустить дискуссию между прокурором и адвокатом.
Свидетели защиты, их задача поддержка выбора обсуждаемой профессии, предъявление фактов, доказательств «за» её выбор, приводя какие-то случаи, истории, конкретные факты. В данном случае адвокат, так же, как и прокурор, приглашает свидетелей защиты, представляет их и дает слово.
Народные заседатели внимательно заслушивают доводы обвинения, доказательства защиты, следят за дискуссией между адвокатом и прокурором. В это время они имеют право делать фиксировать, какие-то пометки. Удалившись на совещание народные заседатели обсуждают полученную информацию. Цель народных заседателей – сформулировать своё решение, составить и вынести вердикт – о ВЫБОРЕ данной профессии, её плюсах и минусах, с учётом всех фактов – современности, востребованности на рынке труда, количестве выпускающихся специалистов, поиск ими мест работы, учитывать особенности региона или города, в котором обучающиеся проживают и т.д.
Судья ведет судебный процесс, следит за временем подготовки свидетелей и обвинения, регламентирует время вступлений и количество участников от каждой стороны, прекращает дискуссии и взаимодействия, не имеющие отношения к делу.
На первом этапе заседания, судья объявляет его начало, просит всех встать, называет слушаемое дело «Слушается дело по ВЫБОРУ профессии…».
На втором этапе судебного заседания предоставляется слово обвинению: прокурору, затем свидетелей обвинения приглашает прокурор. После выступления свидетелей прокурор кратко формулирует обвинение.
Третий этап – выступление защиты. Сначала «оправдательная речь» адвоката, затем адвокат приглашает свидетелей защиты, которые поддерживают ВЫБОР данной профессии, предъявляют доказательства, факты. Адвокат, после выступления защиты, кратко формулирует вывод и требует признание ВЫБОРА профессии правильным.
Следующий – четвертый этап – судья задает вопросы к прокурору и адвокату, по необходимости стимулирует между ними дискуссию.
На пятом этапе – подключаются народные заседатели. Судья просит их удалиться для проведения совещания. В это время сам судья должен обдумывать свое решение, которое должно опираться на аргументы, факты, доказательства, а не на собственное мнение и предпочтения судьи. После возвращения с совещания народные заседатели оглашают свое мнение.
Заключительный – шестой этап суда – судья объявляет своё решение (он может как учитывать мнение народных заседателей, так и не прислушиваться к нему).
В завершении, судья просит всех встать, и произносит фразу «Суд завершен».
Суть игры – в целенаправленном, разностороннем изучении и рассмотрении определенных профессиональных выборов обучающихся.
Интерактивная игра «Что? Где? Когда?»
Цель: расширение знаний обучающихся о различных особенностях профессии, требований к ним, условий трудовой деятельности и т.п.
Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).
Время и материалы: от 20 до 45 минут, стимульный материал (черный ящик, юла с указательной стрелкой и т.п.), вопросы для «знатоков», канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
До начала игры вожатый должен подготовить вопросы о профессиях типа «В результате работы этого профессионала люди становятся здоровыми…», «Специалисты какой профессии ходят на работу с фонариками», «Эти специалисты работают в офисе, результатом их работы является финансовая стабильность как организации в целом, так и каждого сотрудника» и т.п. Можно придумать и вариант с «черным» ящиком, поместив туда «орудие» или «результат-продукт» какой-либо профессиональной деятельности. Например, хирургический скальпель, и вопрос «Что в черном ящике?» сопроводить метафорическим описанием предмета или трудовой деятельности. Как вариант: этот предмет, можно сказать, является продолжением руки специалиста, но пользуется он им несколько минут, только в начале своей деятельности, но без него совсем не может обойтись.
То есть, надо подготовить список вопросов с описаниями, и конечно же ответы. Вопросов должно быть подготовлено с «запасом», если играет одна команда, то для игры могут понадобиться от 6 до 11 вопросов, плюс 2-3 запасных вопроса. Можно создать соревновательный момент – 2-3 команды. Тогда и вопросов должно быть больше.
Сама процедура игры строиться на подобие телевизионной. Желаемое количество участников «знатоков» - 6 человек, которые сидят за одним столом, им запрещается пользоваться гаджетами. Время на принятие решения 60 секунд. Вожатый может вводить дополнительные правила: «подсказки» от друзей или учителей и др.; для обучающихся младших классов игра может длиться не до шести набранных балла знатоками или проигранных ими, а до трёх; так же для учеников младших классов время принятия решений может быть увеличено до 120 секунд и другие правила, которые можно вводить вожатым самостоятельно – главное – ознакомление участников с правилами игры до её начала.
При подготовке к игре, составлении вопросов и проведении интерактивной игры для учащихся младших классов можно привлечь старшеклассников, дав им заранее задание. Это задание тоже можно рассматривать как расширение знаний старшеклассников о профессиях, их умений разбираться в тонкостях труда специалистов, «вычленять» интересные особенности различных видов профессиональной деятельности.
Введя соревновательный элемент в данную интерактивную игру можно устраивать конкурсы команд знатоков различных профессий, и проводить в рамках «Профильных событий» олимпиады среди знатоков профессий.
Интерактивная игра «Поле чудес»
Цель расширение кругозора о различных профессиях.
Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).
Время и материалы: 20-40 минут, доска или флипчарт, по возможности – юла со стрелкой имитирующая игровой барабан, стимульный материал.
Структура (процедура и этапы проведения):
Суть игры заключается в угадывании по буквам или «сложных» по названию, или неизвестных, или новых (современных) профессий.
Ведущий (им может быть вожатый или учащийся) игры дает краткую информацию о профессии до и во время «угадывания». Игроки по очереди, отрывают по одной букве, если игрок назвал букву которая есть в слове он продолжает дальше. Можно угадывать либо по одной букве, а если обучающийся «догадался» какая профессия зашифрована, то может назвать всё слово. При ошибочном назывании буквы или слова, ход переходит к следующему игроку. При угадывании всего слова, можно предложить игроку самому рассказать о «скрытой» профессии или ведущий дает более развернутую информацию о данной профессии.
Данную интерактивную игру старшеклассники могут подготовить и провести для учащихся младших классов.
Пример названия некоторых профессий, которые можно предложить для игры3: биофармаколог, агрокибернетик, энергоаудитор, электрозаправщик, космогеолог, супервайзер, рециклинг-технолог, глазир, игромастер, киберследователь и др.
Образовательное мероприятие «Мой значимый взрослый (мама, папа, дедушка, бабушка или кто-то другой) по профессии…» 8-12 лет
Цель: презентация профессии. Общение со специалистом – профессионалом.
Возрастная аудитория: 8-12 лет.
Время и материалы: до 10-15 минут на одно выступление - презентацию, мультимедийное оборудование или канцелярский принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
Обучающимся младшего возраста дается задание совместно со значимым взрослым подготовить презентации о его профессии (при отсутствии технического оборудования можно предложить сделать стендовый доклад). Доклад-презентация должен включать информацию о названии профессии, месте работе, особенностях, выполняемых действиях и т.п.
На проведение данного мероприятия приглашается родитель (или другой значимый взрослый о профессии которого делается доклад), сама презентация готовиться не более чем на 7-8 минут, после презентации остается время на «живое» общение.
Желательно в одно мероприятие – встречу проводить 2 – 3 презентации профессии. По окончании презентаций обсудить с обучающимися полученную информацию, заполнить анкеты «обратной связи».
Сочинения на тему «Моя будущая профессия – это…..» (образ, качества, профессиональный портрет)
Цель сочинения: рефлексия, размышления о своем профессиональном будущем; это возможность как реально представить себя уже профессионалом в интересующем направлении, так и пофантазировать на эту тему.
Возрастная аудитория: обучающиеся любой возрастной категории 8-11, 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: 20 минут, канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
В вводном слове к написанию сочинения вожатый должен мотивировать обучающихся к свободным размышлениям о своём предполагаемом профессиональном будущем. Можно представить и описать свой рабочий день или неделю, своё рабочее место, какими качествами и навыками надо обладать, чтобы быть эффективным специалистом, представить себя внешне (если это профессия, требующая ношения формы и с определенной символикой) и т.п.
Обсуждение: основная суть — это «примеривание» на себя профессионального образа соотношение со своими желаниями, особенностями. В группах разных возрастных категорий обучающихся нужно делать немного разные акценты в обсуждении:
- с обучающимися младшего возраста можно поговорить о том, почему эту профессию они выбрали, может кто-то из знакомых работает по данной профессии, видели ли они данную профессиональную деятельность;
- в средней школе можно обсудить какие профессии привлекают мальчиков, а какие девочек, какие профессии они ещё бы могли разделить – на мужские и женские. Почему обучающихся привлекают эти профессии;
- в старшей школе, когда профессиональный выбор уже состоялся или является очень актуальным можно поговорить о необходимых качествах, способностях, компетенциях той или иной профессии, рефлексировать на тему развития этих свойств у обучающихся, дальнейшего профессионально обучения и представлениях о карьерном росте и др.
Это сочинение можно давать обучающимся на разных этапах развития, если есть возможность, отследить динамику их профессиональных «фантазий», профессиональных представлений. Обсудить происходящие изменения.
Интерактивные тренинговые упражнения по направлению «Популяризация профессий»
Цель: в игровой форме мотивировать к познанию и информировать обучающихся о многообразии мира профессий.
Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).
Время и материалы: до 20 минут, стимульный материал, по необходимости канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
Игра 1. «Угадай профессию». Раздаточный материл – карточки с названием или картинкой профессии.
1 вариант – по типу интерактивной игры «Крокодил».
Обучающиеся делятся на две группы, вожатый выступает в качестве ведущего. Одному из команды ведущий показывает карточку с названием или картинкой профессии. Задача участника – невербально – мимикой, жестами, какими-то действиями характерными для данной профессии – «показать» своей команде профессию. Тот, кто показывает, не имеет право говорить, участники его команды могут задавать уточняющие вопросы (ответы на которые можно давать только не вербально) или показать какие-то действия. Обязательно на данное взаимодействие отводиться определённое время (3 минуты, например). Выигрывает команда, отгадавшая наибольшее количество профессий.
2 вариант – вербальное взаимодействие «Какую профессию я представляю».
Обучающихся также можно поделить на подгруппы. Теперь только один участник не знает, какая профессия ему «досталось». Он вытягивает (или получает) карточку с профессией, и показывает её остальным членам группы, при этом сам НЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ какая профессия на карточке. Этот игрок задает наводящие вопросы, чтобы узнать, какая это профессия, все члены его команды могут отвечать ему только «Да» или «Нет». Так же обязательно на данное взаимодействие отводиться определённое время (3 минуты, например). Выигрывает команда, отгадавшая наибольшее количество профессий.
Игра 2. «Составление кроссвордов по профессиям».
Можно поделить группу на две команды. На первом этапе каждой команде даются атласы профессий, профессиограммы, справочники профессии или другая литература. Суть этого этапа заключается в составлении кроссворда, используя только названия профессий. На этот этап можно отвести 10-15 минут. Обязательное условие – краткое описание профессии при составлении кроссворда. По окончании выделенного времени, подсчитывается количество слов в составленном кроссворде каждой команды.
На втором этапе игры всю вспомогательную литературу и гаджеты надо убрать (т.е. запрещается использовать вспомогательные материалы). Команды обмениваются кроссвордами, и им дается 10 минут на «отгадывание».
Выигрывает та команда, которая по совокупности игр набрала больше баллов.
Обсуждение – обязательный этап игры, необходимо обсудить не только ход игры и взаимодействие, но и предлагаемые профессии, их особенности и сложности в демонстрации или описании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешная реализация деятельности по направлению «Популяризации профессией» Российского движения школьников будет способствовать расширению информированности обучающихся в многообразии профессии, как рабочих, так и высокотехнологичных, и наукоёмких, как в особенностях регионального рынка, так и с учетом современных интеграционных и миграционных процессов, это позволит сориентироваться и сделать осознанный выбор профессии, своего будущего, будущего своей страны. Весь спектр деятельности Российской организации РДШ направлен на воспитание и развитие современных обучающихся, на содействие формированию личностного потенциала Гражданина России, живущего и действующего в соответствии с российской системой ценностей.
1 Модификация игры «Суд» Хухлаева О,Е.
2 Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
3 Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.