СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕМИНАР «Психология конфликта. Пути выхода из конфликтных ситуаций» (для старшеклассников)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар "Психология конфликта. Пути выхода из конфликтных ситуаций " направленна на профилактику конфликтов среди старшеклассников, а так же на понимание формирования конфликта.

Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР «Психология конфликта. Пути выхода из конфликтных ситуаций» (для старшеклассников)»

Рубрика «Бесконфликтное общение»





СЕМИНАР


«Психология конфликта.

Пути выхода из конфликтных ситуаций»

(для старшеклассников)






Подготовила

Самохина Светлана Юрьевна

педагог-психолог

Пролетарского района г.Донецка










Донецк 2020




СЕМИНАР



«Психология конфликта.

Пути выхода из конфликтных ситуаций»

(для старшеклассников)




Цель – ознакомить с психологией конфликта; – ознакомить с путями выхода из конфликтных ситуаций; – ознакомить с рекомендациями выхода из конфликта.



План проведения семинара.


Введение.

  1. Психология конфликта.

    1. Процесс развития конфликта.

    2. Виды поведения людей в конфликте.


  1. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

    1. Схема решения конфликта.

    2. Рекомендации, помогающие в решение конфликта.


  1. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.


Большую роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Они же могут изменить ее, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ. Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает (а подчас делает просто невозможным) понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.

Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.

Общения в форме столкновений являются результатом индивидуальных различий, между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновение бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий, между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.

















  1. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.


1. Процесс развития конфликта.

Мы с вами не раз в жизни слышали о конфликтных ситуациях и были их участниками, знакомы с понятием «Конфликт» и каждый имеет свою точку зрения по данной теме. Чтобы понимать, как можно помочь себе и другим общаться без конфликтов, надо изучить процесс развития конфликта.


Процесс развития конфликта.

Процесс развития конфликта состоит из пяти стадий. (Приложение № 1)

Первая стадия - Предконфликтные отношения: мы еще не осознаем предконфликтные отношения и данная стадия проходит без негативной оценки на происходящее.

Вторая стадияРазочарование: возникает чувство не понимания вас собеседником, вам что-то мешает или кто-то.

Третья стадия – Концептуализация: вы осознаете, что-то происходит не так, как вы хотели бы и вам надо на это реагировать, что в последствие повлияет на ваше поведение.

Четвертая стадия – Поведение: происходит формирование вашего поведения в данной ситуации.

Пятая стадия – Результат: вы действуете в данных условиях, т.е. проявляете свое поведение в конфликтной ситуации; результат ваших действий может изменить взаимоотношения с собеседником не в лучшую сторону, либо внешне отношения будут неизменны, а внутри будет чувство неудовлетворенности.



Начиная со второй стадии - Разочарования можно делать первый шаг для решения конфликта, т.е. есть возможность справиться с еще не сформировавшимся конфликтным отношением. Последующие стадии уже формируют поведение.



Предлагаем шаги выхода из конфликта со стадии разочарования.

Когда почувствовали, что вас не понимают, кто-то мешает можно прервать процесс общения для обдумывания происходящего:

  1. признать конфликт, т. е. признать, что меня не понимают и не доказывать другому своей точки зрения, смериться с тем, что нужно потерпеть пока «другой» находится рядом;

  2. понять позицию людей вовлеченных в конфликт, посмотреть на происходящее с их стороны;

  3. определить в чем суть конфликта, почему он возник, из-за чего;

  4. найти и оценить альтернативное решение;

  5. согласиться с полученным результатом/решением;

  6. воплотить в жизнь ваше соглашение.




2. Виды поведение людей в конфликте.


Каждый человек ведет себя, по-разному находясь в конфликтной ситуации. Вашему вниманию предлагается 5 видов поведения людей в конфликте.

(Приложение № 2)


  1. Черепаха.

Те люди, кто относится к этому виду, несут в своем поведение характерные повадки этого животного.

Стараются УХОДИТЬ от конфликтов.

Не знают, чего хотят.

В конфликте не имеют Цели.


  1. Медвежонок.

В людях этого вида наблюдается характеристики этой игрушки.

Их девиз «Давайте не сориться».

Межличностные отношения имеют большое значение для него, чем его личные цели.


  1. Лиса.

Люди, относящиеся к этому виду характерны повадки лисы.

Действует по обстоятельствам в отношениях между людьми.

Всегда недовольна всем!

ГЛАВНОЕ – достижение личной цели в конфликте.


  1. Акула.

Люди, относящиеся к виду – акулы, несут в своем поведение характерные черты этого животного.

Съест всех, пока её не съест акула больше её.

ГЛАВНОЕ – достижение личной цели.


  1. Сова.

Люди, к которым подходит этот вид, обладают характерными повадками совы.

С умом подходят к конфликту и сложившейся ситуации.

Понимает, что отношения между людьми очень важны, а также важны личные цели.


Определившись, к какому виду, относится человек, мы можем прогнозировать, как он будет себя вести в конфликтной ситуации.




II.Пути выхода из конфликтных ситуаций.


    1. Схема решения конфликта.

Переходя к путям выхода из конфликта, предлагается вспомнить известную схему решения конфликта.


Первое решение конфликта дает положительный результат в его решении только для одного участника конфликта, другой участник конфликта остается в проигрыше, т.е. с отрицательным результатом и всеми негативными последствиями, которые могут быть после завершения этого действия.




Второе решение конфликта подразумевает под собой «частичное» решение конфликта, или решение конфликта по договоренности с обеих сторон, в связи с чем, каждая сторона, участвующая в конфликте получает то, что хочет, но при этом несет затраты – компромисс.




Третье решение конфликта предусматривает выгодное решение для обеих сторон.


Рекомендации, помогающие в решении конфликта.


ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Правила и нормы при общении.

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

  • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

  • Сообщите другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.

  • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.



III.Заключение.


Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.

В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!