Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности
Воспитатель:
Габбасова Марина Сергеевна
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности
- Понятие сенсорного воспитания.
- Значение сенсорного воспитания в развитии личности.
- Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
Понятие сенсорного воспитания
- Сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
- Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
- Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
2. Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное развитие ребенка
- С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ( память, мышление ) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
- Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Умственное развитие
Сенсорное развитие
- Сенсорное развитие является условием успешного овладения практической деятельностью и необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка, имеющих ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).
- Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина, А.М. Леушина и психологи Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.
3. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Впервые проблему сенсорного воспитания поднимает Я.А.Коменский (1592 – 1670) в 17 веке.
- Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное .
- Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств . Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках”.
- « Материнская школа» - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию
- Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
- Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости».
- Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
- В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
- Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
- Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.
- Большое внимание накоплению чувственного опыта детей уделял И.Г.Песталоцци (1746– 1827)
- В своей книге "Азбука зрительного восприятия” он пробует опираться на чувственный опыт ребенка.
- Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
- У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».
Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.
Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи.
Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.
- Фридрих Фребель ( I -ая половина 19 в.)
Он создал пособие "Дары Фребеля» которое включало шесть даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве .
- Плюсы «даров»: последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами; включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка; признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии; обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.
- Минусы "даров”: абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью,
что ограничивало кругозор детей.
Мария Монтессори (1870—1952) создала систему сенсорного воспитания. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно и мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении.
- Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать .
- Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала.
- Ребенок должен был вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет
- Е.И.Тихеева (1867-1943) считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии» . Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.
- Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.).
- Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.
4. Задачи сенсорного развития
- формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
- формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
4. Содержание сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста.
- Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности;
- требуется специальное обучение по определенной системе.
- Для ребенка важно в предметах выделять :
- форму, величину, цвет,
- материалы,
- части и пространственное их отношение,
- скорость и направление перемещения предмета относительно других,
- соотношение предметов по величине,
- удаленность предметов.
- В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов :
- поглаживание для выделения гладкости или шероховатости;
- сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости;
- взвешивание на ладони для определения массы и т.п.
В программу сенсорного воспитания также включена и система сенсорных эталонов . Сенсорные эталоны - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны:
- цвета (цвета спектра),
- форм (геометрические плоскостные и объемные формы),
- пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),
- эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.),
- длительность времени (минута, секунда, час, сутки),
- эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.
5. Методика сенсорного воспитания дошкольников включает 4 этапа
Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.
Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.
Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов .
Цель II этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
В процессе обучения воспитатель:
- показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования .
- предлагает детям все это повторить , т.к. самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.
При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.
Цель III этапа - формирование представлений об эталонах.
- В раннем возрасте ребенок отображает лишь некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние .
- В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами . Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика".
- В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов , когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д.
- Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.
- Цель IV этапа - создание условий, для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
- Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Формы работы по сенсорному воспитанию детей
- сенсорные занятия,
- дидактические игры,
- совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,
- индивидуальная работа с детьми,
- интерактивные выставки;
- коллекционирование;
- мини-музеи;
- развлечения;
- проектирование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование
- для развития мелкой моторики и речи
- восприятия формы и величины
- для формирования цветового восприятия
- для слухового развития
- для развития тактильных ощущений и обоняния
- для художественно – творческого развития
- для элементарного экспериментирования
- для развития интеллектуальных и конструктивных способностей