Подготовительный этап | Приветствует учащихся. Мотивирует на дальнейшую деятельность. Проверяет готовность к игре. Вводное слово классного руководителя. Послушайте стихотворение. Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И, если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь! Организует определение темы и цели занятия - Какая главная мысль этого стихотворения? - Верно. Какая тема сегодняшнего занятия? - Какую цель поставим на занятие? Объясняет суть игры по станциям -Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя». Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране. Но перед тем как получить маршрутные листы, ваша задача придумать название команды и девиз Спрашивает названия команды у учащихся Разъясняет распределение ролей в команде Ваша главная задача распределить роли в команде. «Хранители тишины»-отвечают за тишину в команде, особенно пи выполнении заданий. «Хранитель времени»-следит за временем выполнения заданий и переходов от одной станции к другой «Капитан»-ведет за собой команду, поддерживает каждого участника «Хранитель маршрутного листа»-следит за тем, чтобы маршрутный лист не потерялся, не порвался и на нем, были отмечены пройдённые станции. «Зажигалочки» -мотивирует всех, поддерживает эмоционально-положительный настрой в команде Раздает маршрутные листы У каждой команды будет свой маршрутный лист. Где будут написаны станции по очередности, ваша задача следить за тем, чтобы отмечено было то, где вы уже были. Организует объяснение станций Наша игра-путешествие будет проходить по станциям: 1. Станция «Флаг и герб России». 2. Станция «Гимн России». 3. Станция «Моя Родина – Россия». 4. Станция «Русские пословицы». 5. Станция «Русские загадки». 6. Станция «Русские сказки». 7. Станция «Праздничная». На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист. На станциях будут стоять библиотекарь, учитель музыки, учитель по физкультуре, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования, педагог-организатор. Если вы готовы начать путешествие, хлопните один раз. | Приветствуют классного руководителя. Настраиваются на активную работу. Проверяют готовность к занятию. Слушают классного руководителя Слушают стихотворение Формулируют ответ: Я-гражданин России. Моя родина-Русь Формулируют тему: «Я – гражданин России» Слушают классного руководителя Слушают классного руководителя Придумывают название команды и девиз: Название: Граждане Девиз: мы граждане России-идем всегда вперед Мы граждане России- здесь каждый патриот Распределяют роли: ученик 1, 2, 9-хранители тишины Ученик 3, 4, 10-хранители времени ученик 5-капитан ученик 6-хранитель маршрутного листа Ученик 7,8,11-зажигалочки Изучают маршрутные листы Внимательно слушают классного руководителя Слушают классного руководителя Хлопают один раз |
Основной этап | Станция 1. «Стартовая точка»-классный руководитель Формулирует задание Итак, начинаем наше путешествие. Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Командам нужно найти в филворде слова, которые можно отнести к государству и государственные символы. (Каждое слово – 1 балл) К | А | Ь | Р | Ф | Л | О | Н | С | Т | И | А | Ч | В | Т | П | Т | Г | Г | Т | О | Г | У | Ж | Е | Б | Л | З | Ц | Я | Р | К | И | Г | И | М | Б | Ы | Ц | В | Я | Н | Щ | Э | А | И | Ф | Ч | Организует проверку задания, задавая вопросы Какие слова нашли? Назовите государственные символы. 2. Станция «Флаг и герб России»-библиотекарь Как называлась наша первая станция? На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько заданий. Побуждает к высказыванию о флаге Что такое флаг? Формулирует задание Из предложенных заготовок бумаги разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (если вы справитесь за 1 минуту, то получаете 1 балл) Что означают цвета российского флага? Подводит учащихся к выводу Цвета российского флага выбраны не случайно: белый - благородство; синий – верность и честность; красный – мужество, отвага, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. (демонстрация флага) Побуждает к высказыванию о гербе Что такое герб? Назовите, что является гербом России? Объясняет, что обозначает герб России Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. Где мы встречаемся с изображением герба? Организует задание Из фрагментов составьте герб России (пазлы). (Если вы справитесь за 2 минуты, то получите 1 балл) Подводит учащихся к выводу о том, что такое герб и флаг 3. Станция 2 «Гимн России»-учитель музыки Как называется следующая станция? В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Побуждает учащихся к высказыванию о том, что такое гимн Что такое гимн? Как нужно слушать гимн? Кто знает авторов современного гимна? Резюмирует Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В. Александров. Организует прослушивание гимна Предлагаю послушать гимн России перед тем, как выполнить задание. Напоминает правила прослушания гимна Мы с вами повторили как нужно его слушать. Какие чувства вызвало у вас прослушивание гимна? Организует задание Задание – восстановите текст гимна России. (получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте) (Выполните все правильно за 3 минуты, ставится 1 балл) Россия - …………………… наша держава! Россия – любимая наша …………….! ………………………. Воля, великая слава – Твое достоянье на все ………………………. Славься, …………………… наше свободное – Братских народов ………………….вековой. …………………..данная мудрость народная. Славься, страна! Мы ………………… тобой! От ………………… морей до ………………. Края Раскинулись наши ………………… и поля. ……………ты на свете! ……………….. ты такая! Хранимая Богом родная ………………………… Подводит учащихся к выводу Мы с вами как достойные граждане должны гордиться, знать и чтить государственные символы: герб, флаг и гимн. Они являются частичкой каждого из нас и символами нашей необъятной Родины – России, которую мы должны почитать, любить и охранять. (воспитательный момент) - Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. 4. Станция 3 «Моя Родина – Россия»-учитель физкультуры - Наша следующая станция называется «Моя Родина – Россия». - Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина. Организует беседу Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью? Откуда же произошло слово родина? Подводит к выводу Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других. Организует задание Первое задание для команд – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл Организует задание Второе задание – Викторина. Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл. 1. Как сейчас называется наше государство? 2. Назовите столицу нашей Родины России? 3. Назовите Президента России. 4. Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? 5. Какие крупные реки России вам известны? 9. Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе? 5. Станция 4 «Русские пословицы»-педагог-организатор На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы. Что такое пословица? Подводит к выводу Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину. Организует задание Вам будут даны пословицы. Нужно соединить части пословиц. Пословицы: (За каждый ответ 1 балл) Родимая сторона - мать, Где кто родился, Человек без Родины, Своя земля | что соловей без песни. и в горести мила. чужая — мачеха. там и пригодился. | Поводит к выводу Чему посвящены пословицы? - Термин, который передает смысл. 6. Станция 5 «Русские загадки»-педагог доп.образования Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность. Организует задание Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать загадки про Россию. (За правильный ответ 1 балл) 1. Где белоствольные берёзки Растут кругом под небом синим? Они милы и так неброски, Берёзки родом из… (России) 2. У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг – С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный … (Флаг) 3. На свете много песен разных, Но эта нам важней всего, Она, как символ государства, Известна всем до одного. (Гимн) 4. Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб) 5. По всем странам славится Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки, С расплетённою косой, Умывается росой. (Береза) Рассказывает и символе «береза» В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой). 8. Станция 6 «Русские сказки» Мы уже с вами говорили на занятии что такое конституция. Повторим еще раз. Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции. Побуждает к высказыванию А как вы понимаете слова «права», «обязанности»? - Какие права имеет гражданин России? Прочитаем вместе. - Всеми этими правами человек обладает с самого своего рождения. - А какие обязанности гражданина России вы знаете? - Давайте прочитаем по цепочке основные обязанности. - А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках. За каждый ответ 2 балла. 1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? 2. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? 3. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение? (Буратино) 9. Станция 7 «Праздничная» - Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты. (За правильный ответ 1 балл) 23 февраля 9 мая 12 июня 1 мая 1 июня | День Победы День защитников Отечества Праздник Весны и Труда День защиты детей День России | | Слушают задание Отвечают: конституция, столица, флаг, гимн, герб Отвечают: гимн, герб и флаг Формулируют: стартовая точка Слушают Высказываются: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. Слушают Выполняют задание: белый, синий красный Предполагают: белый-благородство, синий-верность, красный-мужество Слушают Высказываются: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Предполагают: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Слушают Отвечают: на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Выполняют задание Делают вывод: герб и флаг, 2 важнейших символа нашей страны Отвечают: Гимн России Слушают Высказываются: гимн-торжественная песня и мелодия Гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Предполагают: С.В. Михалков Слушают Слушают гимн Называют: стоя, без головных уборов, не разговаривать Отвечают: гордость за свою страну Слушают Выполняют задание. Вставляют пропущенные слова Делают вывод совместно с учителем Слушают Слушают Предполагают: потому что, мы родились там Предполагают: от слова родная, родня, род Слушают Слушают задание Отвечают: родня, родословная, народ, родич, родители, Слушают задание Отвечают: Российская Федерация Отвечают: Москва Отвечают: В.В. Путин Отвечают: Конституция Отвечают: Волга, Дон, Амур, Енисей Отвечают: Волга-протяженность около 3 530 км Предполагают: творчество народа Слушают Слушают задание Выполняют задание Где кто родился-там и пригодился Родимая сторона мать-чужая-мачеха Своя земля и в горести мила Человек без Родины-что соловей без песни Отвечают: Любви к своей Родине Отвечают: Патриотизм Слушают Слушают задание Отвечают: России Отвечают: Флаг Отвечают: Гимн Отвечают: Герб Отвечают: береза Слушают Слушают Слушают Высказываются: то что ты можешь делать Обязанности, то что ты должен делать Вспоминают: право на жизнь, на свободу слова Отвечают: Соблюдать законы, беречь природу Отвечают: лягушка путешественница Отвечают: Золушка Отвечают: Буратино Слушают задание Выполняют задание |